ИСКАТЬ:
Главная  >  Политика   >  Правители   >  Генеральные секретари   >  Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили)


И.В. Сталин – создатель морского могущества СССР

11 октября 2007, 688

Сталин поставил перед кораблестроителями и военными моряками задачу создания мощного морского и океанского флота для защиты интересов СССР на морских и океанских направлениях.

Анализ вопросов строительства и укрепления военно-морского флота нашей страны в 20 – 50-е годы убедительно показывают, что И.В. Сталин явился подлинным создателем военно-морского флота Советского Союза, как в свое время Петр I стал создателем военно-морского флота русского государства в начале XYIII века.

Для И.В. Сталина, великого сыны России и самого выдающегося руководителя русского государства за всю его историю, не существовало вопроса, нужен ли России флот, какой флот необходим России, и как найти ресурсы для создания морского могущества своей Родины.

В 70 – 80-е годы в нашей стране был создан мощный ракетно-ядерный флот, по своей ударной силе вышедший на первое место в мире. К 1985 году мы имели 2000 боевых кораблей – больше, чем когда-либо за все 300 лет существования регулярного флота в России. Морская мощь нашего государства была создана не за один день. Именно в предвоенный период под руководством И.В.Сталина были заложены основы морского могущества страны и построены первые советские корабли, от которых протянулась единая линия к могучему советскому флоту 80-х годов.

За советские годы можно выделить пять этапов развития военно-морского флота. В первый период (1922 – 28 гг.) восстанавливался и достраивался тот флот, который СССР унаследовал от прошлой России. Начало восстановительного периода совпало со временем, когда Сталин стал руководителем страны. Несмотря на царившую в стране разруху и тяжелое экономическое положение Республики, на 1922 год правительство выделило для ремонта и восстановления кораблей внушительную по тому времени сумму – 8 млн. руб. С каждым следующим годом ассигнования возрастали. Так, уже на 1925 г. выделено 32 млн. руб., а на 1926 г. – 64 млн. руб. Причем размер ассигнования на флот возрастал по мере того, как укреплялось положение И.В.Сталина в качестве руководителя страны.

Во второй период (1928 – 41 гг.), когда за годы двух сталинских пятилеток в СССР была создана первоклассная индустрия и мощная оборонная промышленность, началась постройка новых кораблей: подводных лодок, сторожевых кораблей, торпедных катеров, лидеров и эсминцев. В годы первой и второй пятилеток И.В.Сталина особенно занимал стратегический аспект морской обороны нашей Родины. В апреле 1932 года по предложению И.В.Сталина было принято решение о создании Тихоокеанского флота, а в июне 1933 года по его инициативе и с его непосредственным участием был создан Северный флот. Одновременно были проведены работы по освоению Северного морского пути и постройке Беломорско-Балтийского канала, устранившим стратегическую разобщенность морских театров.

С началом третьей пятилетки был сделан переход от постройки кораблей малого и среднего водоизмещения к строительству легких и тяжелых крейсеров и линкоров по программе, разработанной под непосредственным руководством И.В.Сталина. Сталин поставил перед кораблестроителями и военными моряками задачу создания мощного морского и океанского флота для защиты интересов СССР на морских и океанских направлениях.

В создании новых современных кораблей советского флота Сталин сыграл огромную роль. Эскизные и технические проекты кораблей всех типов, планы и ход строительства военно-морских баз, береговой обороны и авиации флотов детально рассматривались им на заседаниях Совета Труда и Обороны. При решении вопросов о необходимости и очередности постройки кораблей, сроках их закладки, спуска на воду, достройки и ввода в строй, выделения материальных и денежных средств и создание кооперации для постройки кораблей слово Сталина было решающим. Огромный авторитет в стране и воля Сталина во многом обеспечивали выполнение программ создания флота, как и всего, что строилось в стране.

Учитывая возрастание роли военно-морских сил в обороне страны и переход к созданию Большого Флота СССР, Сталин в конце 1937 г. счел целесообразным образование нового, самостоятельного органа управления военно-морскими силами – Народного Комиссариата ВМФ, одновременно с которым из состава Наркомата оборонной промышленности был выделен Наркомат судостроительной промышленности СССР.

С конца 20-х годов до Великой Отечественной войны было заложено 533 боевых корабля и 477 боевых катеров. В годы предвоенных пятилеток флот получил 312 крупных и средних кораблей общим водоизмещением 243,2 тыс. тонн и все обозначенное выше количество боевых катеров. В результате реализации судостроительных программ к началу войны были построены и сданы флоту 4 крейсера, 212 подводных лодок, 37 лидеров и эсминцев, 18 сторожевых кораблей, 38 тральщиков, 8 речных мониторов и 477 торпедных, сторожевых и других катеров.

К началу войны в состав ВМФ СССР входили около 1000 боевых кораблей различных классов и вспомогательных судов. В их числе были 3 линкора, 7 крейсеров, 218 подводных лодок, 59 лидеров и эсминцев, 22 сторожевых корабля, 5 канонерских лодок, 22 минных и сетевых заградителя, 5 мониторов, 133 тральщика, 26 бронекатеров, 95 сторожевых катеров и охотников за подлодками и 287 торпедных катеров. В состав сил флота входили 2581 самолет морской авиации и 260 батарей береговой артиллерии.

В течение третьего периода (1945 – 55 гг.) достраивались корабли довоенных проектов и разрабатывались проекты кораблей с ракетным оружием и ядерными силовыми установками. В четвертом периоде (1955 – 65 гг.) в СССР был создан на основе решений, разработанных при И. В. Сталине, принципиально новый ракетно-ядерный флот и, прежде всего, атомные подводные лодки. Пятый период (1965 – 85 гг.) характеризуется тем, что наш флот стал наряду с американским наиболее мощным флотом в мире, т.е. глобальным океанским флотом.


Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004