Главная  >  Общество   >  Социальные группы   >  Купечество


Купцы Лукутины и русская лаковая миниатюра

11 октября 2007, 51

Путь Лукутиных в купечество начался с тяглового населения Кадашевской слободы Москвы. Сама династия возникла еще в XVII веке, а первое публичное упоминание о них содержится в московской переписи населения, проведенной в 1725 г.

Если ехать на машине по Дмитровскому шоссе и, не доезжая до Марфино, свернуть направо на Шолохово, то вскоре приедешь в село Федоскино, которое стоит на реке Уче. Это село хорошо известно любителям лаковой миниатюры. Но мало кто знает, что когда-то в его состав входило другое село - Данилково, где развивали лакокрасочный промысел купцы Лукутины, и где находилась их усадьба с начала XIX века. Эта усадьба принадлежала Лукутиным до 1902 года, а последней владелицей до 1917 года была Л.Н.Пржевальская, дочь Н.А.Лукутина. (До настоящего времени дожил деревянный дом, постройки 1893г., находящийся, к сожалению, в плачевном состоянии.) Восемьдесят пять лет четыре поколения купцов из династии Лукутиных развивали своё дело. Сделанные из папье-маше лаковые шкатулки, табакерки, яйца, подносы, кошельки, подстаканники и другие лакированные изделия так и назывались "лукутинскими".

Путь Лукутиных в купечество начался с тяглового населения Кадашевской слободы Москвы. Сама династия возникла еще в XVII веке, а первое публичное упоминание о них содержится в московской переписи населения, проведенной в 1725 г. Там указан Василий Прокофьевич Лукутин (1679 - 1766), который занимался торговлей в Москве. Активные торговые операции в этом городе вели его сыновья Андрей, Илья и Дмитрий. Из них наибольшую известность приобрел Андрей Васильевич (1723 - 1806), который стал купцом 1-й гильдии. Он активно участвовал также в общественных делах московского купечества и занимался благотворительной деятельностью, выделяя крупные пожертвования на богадельни и церкви.

В марте 1790 г. Андрей Лукутин вместе с рядом других московских купцов выступил с инициативой строительства Гостиного двора, который предполагалось отдать в пользование купеческому сословию. Для этой цели среди московских купцов всех гильдий был организован сбор средств, в виде определенных отчислений от их прибылей. Сыновья Андрея Васильевича, Василий Андреевич (1757 - 1830) и Семен Андреевич (1766 -1853), также принимали участие в общественной жизни. В 1812 г. во время нашествия на Россию армии Наполеона они выделили крупные суммы денег на защиту России от захватчиков.

Благодаря своим заслугам Василий и Семен Лукутины добились почетного звания Первостатейных купцов*1. В соответствии с этим званием они получили право на оптовую торговлю, а также на ношение шпаги и могли регулярно приезжать к царскому двору. Кроме того, они могли ездить по городу в экипаже с четверкой лошадей. Оба брата много лет были выборными заседателями в уголовную палату и являлись также заседателями Московского совестного суда*2, входили в состав директоров московской конторы Коммерческого банка.

Из трех сыновей Семена Андреевича и четырех сыновей Василия Андреевича лишь сын последнего, Петр (1784-1863), занялся предпринимательством и приобрел в этом деле большую известность, развернув производство лакокрасочных изделий. Он унаследовал фабрику бумаго-табакерочных изделий в селе Данилково от своего тестя, московского купца П.И.Коробова, который учредил её в 1793 г., и развернул на ней лакокрасочное производство. Сначала на протяжении нескольких лет П.Коробов выпускал лаковые козырьки для киверов военнослужащих. Потом надобность в таких козырьках отпала, но взамен возникла мода на табакерки. П.Коробов от такого изменения конъюнктуры не понес убытков, ибо вовремя сориентировался в ситуации и занялся выпуском табакерок. Для этого находчивый предприниматель выписал несколько немецких мастеров со знаменитой фабрики Штобвассера в Брауншвейге и наладил у себя производство лаковых табакерок из папье-маше. На крышки этих табакерок наклеивались картинки-гравюрки, которые покрывались светлым лаком.

Получив в собственность фабрику, Петр Васильевич Лукутин решил не ограничиваться выпуском одних только табакерок, а значительно расширил ассортимент лакированных изделий, пользующихся спросом, в результате чего начался расцвет их производства. Для этого потребовалось привлечение дополнительной квалифицированной рабочей силы, и поэтому Пётр Васильевич создал школу для художников-живописцев в Данилкове, где особое внимание обращалось на художественное оформление изделий. Лучших мастеров Лукутины посылали в московское Строгановское художественное училище.

В результате качество производимых на фабрике изделий существенно улучшилось, известность фабрики сильно возросла, и в 1828г. П.В. Лукутин получил право клеймения предметов, которые выпускало его предприятие. Наличие клейма свидетельствовало о высоком уровне их исполнения и накладывало на владельца дополнительную ответственность за качество продукции. Отныне на внутренней стороне его изделий размещался двуглавый золотой орёл, а также имена или инициалы Лукутиных, владеющих фабрикой. Через три года, в 1831г., на художественно-промышленной выставке в Москве Пётр Лукутин был награждён золотой медалью на Анненской ленте, а в 1839 г. на выставке в Петербурге золотой медалью на Владимирской ленте.

В 1841 г. на выставке в Варшаве его сын Александр Петрович, продолживший дело отца и занявшийся производством лакированных изделий, в свою очередь получил золотую медаль на Анненской ленте.

Александр Петрович Лукутин (1819-1888), унаследовав фабрику от своего отца, приложил много усилий для дальнейшего расширения производства, и, в частности, активно занимался проблемами развития технологии выпуска лаковых изделий. Он добился такого качества изделий, при котором они не подвергались воздействию неблагоприятной внешней среды. "Даже если лакированную вещь опустить в горячую воду, то и тогда лак совершенно никакого повреждения не потерпит",- писал он в 1853 г. А.Лукутин постоянно стремился к повышению профессионального уровня работающих на фабрике художников-миниатюристов. Сам владелец фабрики обладал высоким художественным вкусом и снабжал своих мастеров гравюрами и рисунками. В 1841 г. на фабрике трудились 40 рабочих, мужчин, женщин и учеников. Все они были вольнонаёмными.

В 1850-е годы ассортимент изделий предприятия достигал 160 наименований: табакерки, сигарочницы, подносы, лоточки, стаканы, ящики, тарелки, поддонники и другие, которые предназначались для очень широкого круга потребителей с самыми различными доходами и продавались по ценам от 26 копеек до 125 рублей за штуку.

"Табакерки, сработанные на этой фабрике, по своей отличной отделке, изящной форме, рисунку, а особенно по необычной прочности своего лака решительно превосходят знаменитые брауншвейгские. Эти московские табакерки расходятся не в одной России: господин Лукутин отправляет их в большом количестве за границу", -подчеркивал писатель М.Н.Загоскин в своём сочинении "Москва и москвичи" в 1842 г.

"Я послал тебе через Лунина табакерку, сделанную здесь, у Лукутина на фабрике. Заказывая, давал рисунок: это карикатура Парижская, которую ты, верно, знаешь. Никто не верит, что это московская работа" - такую оценку дает один из покупателей изделий Лукутина в письме к своему брату, опубликованном в Русском архиве в 1902 г.

Сын Александра Петровича, Николай Александрович Лукутин (1853-1902), стал последним владельцем фабрики лаковой миниатюры. Он был известный фабрикант, благотворитель и общественный деятель, а в молодости - храбрый улан 1-го Уланского Петербургского Его Величества короля Баварского полка, награждённый за турецкую кампанию 1877-78г.г. тремя орденами. Слыл красавцем мужчиной, имел успех у дам и звание надворного советника, был членом правления "Товарищества Норской мануфактуры", а позднее её директором*3. Николай Лукутин продолжил дело отца и деда по дальнейшему развитию производства лаковых изделий и добился в этой области весьма больших успехов. Он добавил третий (1882г.), и четвертый (1896 г.) гербы в клейме на своих изделиях, перестроил в 1893г. обветшавшее здание фабрики в Данилкове и разместил в нём все мастерские, а также разработал и ввел "Правила внутреннего распорядка" в этих мастерских. Н.А. Лукутин стремился улучшить бытовые условия работников своей фабрики. Он, в частности, построил жилой дом для цеховых мастеров. Были внесены значительные изменения в художественное содержание рисунков на изделиях предприятия, в сюжетах лаковой миниатюры стали преобладать мотивы, навеянные древними былинами и сказаниями. Выпускавшиеся на его фабрике изделия продавались в магазине, который находился на первом этаже его собственного дома в Москве (ныне Тверская, 18). Творческий потенциал Н.А.Лукутина побудил его стать коллекционером фарфора.

Николай Александрович активно занимался общественной деятельностью. Он был почетным членом Московского совета детских приютов, директором Александрийского детского приюта, председателем Совета глазной больницы, директором Московского филармонического общества, членом правления Общества литературы и искусства. Николай Александрович и его жена Любовь Герасимовна за свою широкую благотворительную деятельность получили звания потомственных дворян.

Скончался Николай Александрович в 1902 г., на 49-м году жизни.

Первые два года после смерти Н.А. Лукутина фабрикой владела его вдова Любовь Герасимовна (урожденная Хлудова). Она славилась в Москве своей активной благотворительной деятельностью, выделяя, в частности, крупные суммы денег на дома призрения. Она была почетной попечительницей дома призрения имени Г.Хлудова (ее отца), действительным членом Московского совета детских приютов, попечительницей Пресненского приюта ведомства Совета детских приютов. Любовь Герасимовна являлась также помощницей в отделе вещевых пожертвований благотворительного склада великой княгини Елизаветы Федоровны.

Производством на унаследованном от мужа предприятии Л.Г.Хлудова заниматься, однако, не стала и в 1904 г. рассчитала мастеров, что приостановило работу фабрики. Тем не менее, выпуск лаковых изделий на этом не прекратился, и в 1910 г. фабрика была преобразована в коллективное предприятие "Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутина". Производственные традиции на предприятии сохранились, в результате чего качество выпускавшихся на нем изделий по-прежнему оставалось на очень высоком уровне. Изделия этой артели стали, поэтому, называться "федоскинскими".

Память о лакокрасочном производстве Лукутиных на этом предприятии сохранилась до сих пор. Сейчас в Федоскине имеется улица имени Лукутиных. А правительство Московской области выделило средства на реставрацию дома Лукутиных в этом селе, где предполагается создать музей лаковых миниатюр.

Л. Пржевальская, действительный член МКО www.mko.ru
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты