Главная  >  Общество   >  Социальные группы   >  Купечество


Владимировы: История одной семьи

11 октября 2007, 32

Михаил Никитич Владимиров был управляющим в лесных хозяйствах Лосева и Морозова. Потом он вместе с братом купил участок леса и стал торговать. Дело пошло, и вскоре у них были свои лесосеки под Москвой и в Вологодской губернии, склады леса в Люберцах. Со временем заработал в Коврове лесопильный завод.

Граф Воронцов решил построить в Крыму дворец в стиле готики, да чтобы не хуже, чем он в Европе видел. Для этого пригласил он множество итальянских мастеров, под началом которых работали русские крепостные. Дворец строили 12 лет. А когда все работы были завершены, переселил он своих крестьян во Владимирскую губернию, в Покровский уезд. Там у Воронцова было имение. И вокруг него возникла новая деревня: Курилово. Откуда и пошел род Владимировых. Существует легенда об основателе рода – Устине. Забрали его в рекруты. И служил он долгих 25 лет. А перед самым концом службы конфликт у него вышел, и поднял он руку на офицера. И был за это сослан на каторгу, еще на 25 лет. Вернулся – села нет, переехало в деревню Курилово. Пришлось и Устину переезжать. И прожил Устин 104 года.

Вокруг Курилова были леса да болота. Но на краю деревни поставили мельницу. Здесь и родился Никита, внучатый племянник того самого деда Устина. А у самого Никиты было трое детей - Михаил, Кирилл и Марфа. В 1861 году отменили крепостное право. Крестьяне получили свободу и фамилии. Никита и его дети стали Владимировыми, а другие их близкие родственники – Межуевы и Володины.

Михаил Никитич Владимиров был управляющим в лесных хозяйствах Лосева и Морозова. Потом он вместе с братом купил участок леса и стал торговать. Дело пошло, и вскоре у них были свои лесосеки под Москвой и в Вологодской губернии, склады леса в Люберцах. Со временем заработал в Коврове лесопильный завод.

Братья решили открыть торговый дом в Москве и переместить свою деятельность туда. В архивах хранится документ о регистрации торговых домов, открытых в сентябре 1909 года. В нем значится, что «Михаил и Кирилл Владимировы торгуют под торговой маркой «НИКИТЫ ВЛАДИМИРОВА СЫНОВЬЯ». Учредители – крестьяне Покровского уезда – Михаил и Кирилл Никитичи Владимировы. Капитал – 6000 рублей – каждый поровну. Контора – станция «Подмосковная» Московской Виндавской Рыбинской железной дороги, род торга – лесные и строительные материалы. Право подписи – обоими товарищами, на срок не менее 10 лет»

Торговый дом «Братья М. и К. Владимировы» просуществовал вплоть до момента, когда все было национализировано. Михаил Никитич Владимиров, родившийся еще при крепостном праве в 1856 году, достиг за годы предпринимательской деятельности больших успехов. Он был купцом 1-ой гильдии и был высочайше пожалован званием «Потомственный почетный гражданин Москвы».

Известно, что Михаил Никитич Владимиров занимался благотворительной деятельностью – давал лес на строительство школ и гимназий, которые сам и строил. Одна из школ, красивое одноэтажное деревянное строение, находилась в районе, где нынче располагается МАИ.

Сам Владимиров жил со своим семейством неподалеку. Он приобрел участок земли на окраине Москвы в селе Всехсвятском (теперь это район метро «Сокол»). Сохранились еще названия – Владимирские поселки, где раньше стояли небольшие домики, сдававшиеся в наем (доходные дома); были и Владимирские пруды, на их месте метропарк.

На своем участке Владимировы разбили большой сад и перевезли сюда из Владимирской губернии пасеку. Михаил Никитич был известным пчеловодом. Его пасека была показательной: открыта для обучения всех желающих. На участке имелись наблюдательные ульи, контрольные с ежедневной записью прибыли и убыли в весеулья. Михаил Никитич сконструировал свой улей с квадратной рамкой - его образец находился в музее Тимирязевской академии.

Михаил Никитич Владимиров состоял членом отделения пчеловодства Общества Акклиматизации Животных и Растений в Москве. Участвовал на многих выставках по пчеловодству и получил 5 медалей за выставленные экспонаты, не считая почетных отзывов и дипломов. Участвовал в журнале «Русский Пчеловодный Листок», помещая сообщения о пчеловодстве Владимирской губернии.

Он смотрел на пчеловодство не с любительской точки зрения, а видел в нем доходный промысел. В целях увеличения доходности своей пасеки, он обратил внимание на производство секционного меда и на обработку центробежного, разливая его в мелкую посуду. При работах на пасеке он обходился без наемного труда, приучая к пчеловодству членов своей семьи. При массе работы он находил время отдыхать среди пчел! На его пасеку приходили экскурсии с курсов по пчеловодству, устраиваемых в Москве, группами и одиночные крестьяне.

Михаил Никитич Владимиров жил в поселке Всехсвятское, неподалеку от храма Всех Святых. Он делал богатые пожертвования в своем приходе, когда такая возможность у него была, и даже был церковным старостой этого храма. Скончался он внезапно и его с почестями похоронили возле храмам Всех Святых в январе 1927 года.

Своим детям Михаил Никитич старался дать хорошее образование и не препятствовал их увлечениям. Старший сын, Алексей, окончил институт в Москве и получил квалификацию инженера по холодной обработке металлов. Даниил окончил коммерческое училище, а Владимир – Строгановское училище по специальности ученый рисовальщик, позднее Институт гражданских инженеров в Петербурге (архитектурное отделение) и ВХУТЕМАС, живописный факультет. Дочь Анна вышла замуж за купца Зыкова. Жили они с мужем у Рогожской заставы и занимались грибным промыслом.

Судьбы потомков Михаила Никитича сложились по-разному. Алексей был призван на Первую Мировую Войну, был ранен навылет, позже чуть не умер от тифа, был награжден Георгиевским крестом, орденом Святой Анны и Святого Андрея Первозванного. Его, офицера, снова отправили на фронт в Архангельск начальником штаба 6-ой Северной Армии под командованием Куманина. В советское время он строил Днепрострой, был главным инженером по импортному оборудованию.

Сын Владимир собирался проектировать храмы и общественные сооружения в стиле классицизма. Сохранились эскизы для проектов двух церквей, датированные 1917 годом. В музее архитектуры им. Щусева находятся дипломные проекты Владимирова – здание биржи и двухэтажный храм. В студенческие годы он совершает поездки по древним русским городам, северу России и привозит оттуда зарисовки и собственные фотографии ряда памятников. Позднее эти снимки вошли в монографию Академии архитектуры СССР «Русское деревянное зодчество» (1942 г.)

В 1917 году Владимир получает диплом архитектора и возвращается в Москву, в дом своего отца в поселке «Всехсвятское». Он работает архитектором на Московско-Казанской дороге, проектирует станции, депо и одновременно учится живописи у А.В.Куприна, И.И.Машкова, и Р.Р. Фалька во ВХУТЕМАСе.

В 1925 году Владимир Владимиров возглавил проектный отдел строительной конторы объединения «Мосдрев». Это была крупная в те годы архитектурно-строительная организация. В проектное бюро входило несколько архитекторов и чертежников, но действовали они плодотворно. Всего за период работы В.Владимирова в «Мосдреве» было построено около ста зданий в Москве, Орехово-Зуеве, Подольске, Павлово-Посаде, и других городах. В Москве это дома кооперативов «Динамо», «Красный химик» - во 2-ом Звенигородском переулке, «Коммуна» - В Нижних Котлах, «Московский почтовик» и «Телефон».

Уже в 1926 году на базе «Мосдрева» создается проектно-строительная контора «Строитель», именно здесь были выполнены проекты первых фабрик и заводов, построенных в советское время, проектный отдел возглавлял В. Владимиров. За десятилетие с 1920 по 1930 годы контора построила заводы «Фрезер», «Станколит», «Калибр», корпус газеты «Правда», текстильные фабрики, химические заводы, и др. В 1930 году проектировщики «Строителя» вошли в организацию Моспроект.

Среди известных зданий в Москве, построенных по проекту архитектора Владимира Владимирова, клуб «Пролетарий» районного профсоюза металлистов на шоссе Энтузиастов (ныне ДК завода «Компрессор»), Клуб фабрики «Красные текстильщики» треста «Пестроткань» на Якиманской набережной, универмаг Мосторга на площади Ильича и др.

20-30-е годы ХХ века - годы реализации накопленных знаний. В старых альбомах той поры можно встретить такую картину - архитектор В. Владимиров представляет проект нового здания, а на следующей странице – рука художника В.Владимирова воссоздает колоритный быт того времени, окружающих его людей. В семье Владимировых было много любителей искусства, устраивались домашние концерты, все дети прекрасно музицировали, в дом часто приглашали цыган, чтобы послушать их пение.

В.Владимиров был страстным охотником. Когда-то, еще по приезде в Всехсвятское, у него жил медвежонок, и Владимиров ходил с ним гулять в Серебряный бор. Медвежонок залезал на сосну и никак не хотел спускаться. Пришлось отдать зверя в зоопарк. Сама же охота была для В.Владимирова не только увлечением, но и отдыхом. Любил он охоту с собаками, для чего приобрел 5 гончих из стаи Великого Князя Николая Николаевича. Звали их Грузило, Громило, Гаркало и остальных в том же духе. Как-то одна из собак забежала на территории сталинской дачи, расположенной неподалеку, и была застрелена одним из охранников.

Вскоре начались массовые сталинские репрессии, коснулись они почти каждой семьи. В доме Владимировых наступили тяжелые времена – выпали испытания для всех детей купца первой гильдии М.Н.Владимирова.

Когда начались острые нападки на конструктивистов, архитектор В.Владимиров ушел из практической архитектурной деятельности на преподавательсую работу, преподавал в МИПИДИ, МИИТ, МАрхИ, и др. В годы лишений он продолжал заниматься искусством – написал серию акварелей по Лермонтовским местам, пейзажи Крыма, Кавказа, интерьеры дворцов–усадеб Останкино, Кусково, Архангельское. Писал интерьеры своего уникального по планировке дома по Волоколамскому шоссе д. 5. В настоящее время, территория, где находился родовой дом Владимировых, называется ТУ «Сокол». Автор создавал эти работы, словно предвидя наперед, что в 1958 году на этом месте не будет ни дома, ни сада. Здесь прошло Волоколамское шоссе и построены многоэтажные дома. При производстве работ на участке, где ранее располагался дом Владимировых, был найден клад золотых монет, которые были переданы в Гохран. Внучка некогда богатого купца В. Владимирова, узнала об этом кладе много лет спустя, побывав в Проектом институте, построенном на месте дома Владимировых.

И знать бы автору в годы лихих испытаний о том, что его труды войдут в историю, архитектурные проекты станут предметом исследования ученых- историков, картины попадут в лучшие музей страны и Третьяковскую галерею, будут проводиться персональные выставки художника В.Владимирова в Москве и во Владимире, его талант получит международное признание.

Всю свою жизнь художник готовился к персональной выставке, а ее не давали устраивать. Он участвовал в московских, областных и всесоюзных выставках. Первая персональная выставка в залах МОСХа состоялась только в 1974 году, уже после кончины В.Владимирова в 1969 году. Помог организовать выставку художник Гелий Коржев, с семьей которого Владимировы были связаны дружбой ещё с довоенного времени.

В саду Владимировых работали многие известные художники, проходили практику студенты художественных вузов. Запросто почаевничать приходили сюда мхатовцы, говорили, что клубника здесь «по-кулаку»! Бывали здесь поэты и прозаики из Литературного института:- старшая дочь художника вышла замуж за писателя Сергея Тарасевича, написавшего тогда в 30-е годы книгу «Догоним», имелось ввиду, что догоним Америку.

Младшая дочь Светлана, актриса, работала во МХАТе, средняя дочь Лидочка умерла в 4 года от менингита, сын Ярослав прошел всю Великую Отечественную войну и дошел до Берлина.

К 100-летию со дня рождения художника В.Владимирова прошли две персональные выставки - в Москве в Центральном Доме работников искусств и в Картинной галерее г. Владимира.

Отрадно, что обе выставки пользовались неизменным интересом зрителей. Картины пережили мастера и рассказали о его энергичном творческом поиске в овладении формой, цветом, композицией, о совершенстве работы акварелью.

Творчество В.Владимирова ещё ждет своего исследователя, которому предстоит благородная задача: осмыслить огромное и многообразное наследие художника. архитектора, педагога. Встреча с произведениями, исполненными любви к жизни и её прекрасным проявлениям в людях, в природе была радостной и запоминающейся.

Среди живописных работ художника «Натюрморт с цветами», «натюрморт с красным кувшином» - написаны эти работы в 1918 году и находятся в собрании Третьяковской галереи, портрет жены «Лидия», «Столетняя сосна», « Покровское», «В старой гавани» - написаны в разные периоды его творческих поисков. В 50-е годы им написаны натюрморты: «Наташины игрушки», «Пионы», «На окне» и др. Блестяще Владимиров владел акварелью – «Сокол строится», «Утро накануне фестиваля», «Березовая роща». Очень интересны зарисовки, сделанные в метро в 50-60-е годы.

До последних дней, несмотря на болезнь, художник интенсивно работал. Незадолго до смерти ездил на родную владимирскую землю и оставил об этом несколько путевых зарисовок.

На протяжении долгих лет жизни верной спутницей художника была его жена – Лидия Михайловна Владимирова. Обладая мягкостью характера и сильной волей, несла она на себе все тяготы времени – вместе с мужем пережила и холод, и голод, и бомбежки. Бомба упала совсем рядом с домом во время вражеского налета фашистских истребителей на Москву. Лидия Михайловна растила детей, и прожила вместе с мужем до золотой свадьбы.

Геккер Н. внучка художника www.mko.ru
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты