ИСКАТЬ:
Главная  >  Семья


Православное воспитание

11 октября 2007, 371

Чтобы выработать у ребенка иммунитет к современной гедонистической «попсовой» цивилизации, нужно воспитывать у него вкус к настоящим ценностям, необходимым каждому христианину.


В конце 80х – начале 90х годов минувшего века наша Церковь пополнилась большим числом молодых людей, которые не были воспитаны в церковной традиции и пришли в православие в результате осознанного выбора. Теперь у многих из них появились свои семьи. Но сразу возникла проблема: как вырастить детей православными, если собственного опыта жизни в христианской семье у них нет. Да и каким именно должен быть православный ребенок, они тоже представляют довольно смутно. А экспериментировать со своими детьми – затея слишком рискованная.

Специальной литературы о православном воспитании слишком мало. Большинство дореволюционных работ, неприменимых к нашему времени. Почти все они были написаны для свершено иной общественной ситуации, ориентированные на людей, на нас непохожих.

Для православного воспитания нужна прямая преемственность. Нельзя ничего достичь только путем одного теоретического познания. Необходимо приобщение на уровне личного опыта. Этот опыт «практической педагогики», опыт духовного становления в подлинно православной семье.

Но, к сожалению, нашему поколению суждено учиться воспитанию детей, как впрочем, и духовной жизни вообще, преимущественно по книгам. Это значит, что из всего многообразия православной литературы нужно выбирать самое ценное – то, что не зависит от времени, местности, общественного устройства и тому подобных изменяющихся вещей.

Воспитывать ребенка нужно постепенно. Начиная с малого.

Сейчас идет Рождественский пост. К посту ребенка нужно приучать постепенно, когда он начинает понимать его смысл и необходимость.

Христианская аскетика – это прежде всего хорошая школа познания своей немощи. А в чем заключается одна из главных немощей человека? Как правило, в том, что желание получить максимум удовольствия при минимуме трудностей пересиливает желание быть верным Богу и исполнить Его заповеди. То есть, на первом месте в шкале ценностей стоит не Бог, а сам человек. И как бы мы ни декларировали свою веру, наши дела обличают нас красноречивее любых прокуроров.

Церковные посты как раз и помогают нам увидеть эту «главную немощь» и пытаться ее исправить. Поэтому, объясняя ребенку необходимость поста, основной упор нужно делать именно на необходимости учиться жертвовать естественными радостями ради Бога. Так пост прежде всего должен служить ограничением для удовольствий, то и начинать нужно не с молочной каши, которую дети едят обычно без всякого удовольствия, а с того, что им действительно нравится – с мороженого, конфет и т.п.

По отношению к окружающему миру ребенка нужно приучать к разборчивости и осторожности. В наше время просто невозможно вырастить детей в совершенной изоляции от внешнего мира. Поэтому ребенок должен быть знаком с ним, то есть должен иметь о нем представление, но это должно быть правильное представлении, не позволяющее ему подчиняться его законам. Чтобы выработать у ребенка иммунитет к современной гедонистической «попсовой» цивилизации, нужно воспитывать у него вкус к настоящим ценностям, включая произведения культуры, пусть даже и светской, которая однако учит совестливости, целомудрию, жертвенности и другим качествам, необходимым каждому христианину.

Епископ Ириней Екатеринбургский

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004