ИСКАТЬ:
Главная  >  Экономика   >  Экономика России   >  Промышленность   >  История русской промышленности


Промышленное развитие России в 80-х — начале 90-х гг. 19 века

11 октября 2007, 918

В большинстве отраслей крупной промышленности России к 80-м гг. завершился промышленный переворот. Экономическая политика министров финансов Бунге и Вышнеградского способствовала ускоренному развитию промышленного производства. Россия вышла на первое место в мире по темпам роста добычи нефти и угля.

В большинстве отраслей крупной промышленности России к 80-м гг. завершился промышленный переворот. Экономическая политика министров финансов Бунге и Вышнеградского способствовала ускоренному развитию промышленного производства.
Россия вышла на первое место в мире по темпам роста добычи нефти и угля. В 1895 г. нефти было добыто 384 млн пудов, или в 226 раз больше, чем 25 лет назад. Добыча угля за 30 лет (1867—1897) возросла в 25 раз и достигла 684 млн пудов. С 1887 по 1897 г. выплавка чугуна на юге возросла до 46 млн тонн в год и составила более 40% всего производства. За этот же период заметно упало значение уральской промышленности: с 63,5% общей выплавки чугуна до 35,8%. В целом за 10 лет (1886—1896) производство чугуна утроилось.
90-е гг. отмечены небывалым промышленным ростом. В этот период появилось 40% всех предприятий, насчитывавшихся в России к концу века. Число машиностроительных заводов увеличилось в 1860—1896 гг. в 5,5 раза, число рабочих на них — в 7,4 раза. Они производили разнообразную продукцию: паровозы, двигатели, станки, оружие и т. п. В Центральном районе и в южных губерниях развивалось сельскохозяйственное машиностроение.
Несмотря на быстрые темпы развития, отставание .российской промышленности от США, Англии, Германии и других стран как по технической оснащенности и энерговооруженности, так и по объемам добычи угля, нефти, производству металла и машин на душу населения оставалось весьма значительным.
Общий объем продукции тяжелой промышленности России к 1896 г. составлял меньше 1/4 всей производимой продукции. Лидирующее место в экономике сохраняла легкая промышленность.
С 1881 г. в России начался промышленный кризис. Особенно остро сказались на экономике последствия русско-турецкой войны 1877—1878 гг., падение мировых цен на зерно, а также общее снижение темпов развития внутреннего рынка из-за резкого уменьшения покупательной способности крестьянства. В 1883—1887 гг. кризис сменился длительной депрессией, но в конце 1887 г. было отмечено оживление сначала в тяжелой, а затем в легкой промышленности. В общей сложности прирост промышленной продукции с 1879 по 1890 г. составил 20%. А уже в 1893 г. во всех отраслях начался бурный и продолжительный подъем.
Огромное, внимание уделялось развитию железнодорожного транспорта, которому придавалось не только хозяйственное, но и стратегическое значение. С 80-х гг. развернулось строительство новых и выкуп в казну частных железных дорог. К середине 90-х гг. 60% всей железнодорожной сети оказалось в руках государства. Общая протяженность государственных железных дорог в 1894 г. составила 18 776 верст, всего же к 1896 г. их было построено 34 088 верст.
В 80-е гг. развивается сеть железнодорожных линий у западных границ России. Железнодорожные пути соединили Кривой Рог с Донецким бассейном, Урал — с внутренними регионами. К 90-м гг. обе столицы были связаны железнодорожным сообщением со Средней Азией, Поволжьем, Кавказом, Уралом, Украиной.
Развивалось речное и морское пароходство. К 1895 г. число речных пароходов составило. 2539, увеличившись более чем в 6 раз по сравнению с 1860 г. Основная их часть была сосредоточена в Волжском бассейне.
Рост внутренней и внешней торговли напрямую был связан с развитием транспорта. Увеличивается количество магазинов, лавок, товарных бирж (особенно вблизи железнодорожных станций). Внутренний товарооборот в России (без мелкой торговли) в 1895 г. составил 8,2 млрд руб., увеличившись в 3,5 раза по сравнению с 1873 г.
Бурно развивался внешний рынок. В начале 90-х гг. экспорт превышал импорт на 150—230 млн руб. ежегодно. Активный внешнеторговый баланс был достигнут в основном благодаря протекционистской тарифной политике. В 80-е гг." трижды повышались ввозные пошлины на уголь, в 1885 г. были повышены пошлины на импорт железа, в 1887 г. — на импорт чугуна. Во второй половине 80-х гг. между Германией и Россией началась таможенная война: на ограничение ввоза в Германию своей сельскохозяйственной продукции Россия ответила повышением ставок на ввоз изделий германской обрабатывающей промышленности. Тариф 1891 г. установил систему ввозных пошлин, достигавших 1/3 стоимости товара. Все эти меры стимулировали развитие отечественной промышленности и внутреннего рынка, способствовали росту экспорта.
Первое место в экспорте прочно занимал хлеб. На второе место, вытеснив шерсть, вышел лес. Быстрыми темпами рос вывоз промышленных товаров, который достиг 25% всего экспорта.
В импорте в середине 90-х гг. на первое место вышли машины, на втором месте был хлопок-сырец. Затем шли
металл, уголь, чай, нефть.
Главным внешнеторговым партнером России была Германия. На второе место отодвинулась Англия. Третье место в российском экспорте занимала Голландия, а в импорте — США.

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004