ИСКАТЬ:
Главная  >  Семья


Второе детство и отрочество

11 октября 2007, 483

В этом возрасте в структуре личности ребенка начинает доминировать интеллект: стремление мыслить, строить умозаключения и выводы.


Многим знакомы проблемы с подростками. В силу их быстрого взросления у них появляются запросы, которые взрослым кажутся не совсем нормальными.

На этом этапе развития ребенок выходит в сферу интеллектуального познания окружающего мира и его практического освоения. В этом возрасте ведущей формой деятельности ребенка начинает учение. В структуре личности ребенка начинает доминировать интеллект: стремление мыслить, строить умозаключения и выводы. Первоначально собственные суждения ребенка целиком базируются на усвоенных правилах и шаблонах, заимствованных от взрослых жизненном опыте или информации. Этот «социальный разум» детей младшего школьного возраста превращается их в маленьких правдоискателей, стремящихся докапываться до истины или первоисточника суждения. Дети в этом возрасте очень подвержены влиянию авторитета, поэтому у них присутствует желание соответствовать требованиям взрослого человека, устанавливающего определенный порядок. Боязнь ослушаться, стать нарушителем или виновником гнева авторитетного взрослого человека, делает детей этого возраста «фарисеями» и «ябедами», которые сами стараются придержаться внешних правил и не прощают мельчащих отклонений от них своим сверстникам. Если ребенок 8-11 лет вынужденно или преднамеренно пренебрег запретом взрослого, соблюдением установленных правил или традиций, то в его душе возникает горькое ощущение «виновника», «плохого мальчика» или «плохой девочки». Ребенок стыдится своих поступков и нередко начинает плакать, когда обвинение обоснованно. Если же обвинение в проступке, выдвинутое взрослым, напрасно, то ребенок надолго обижается и уходит от контактов.


Основной мотив поведения ребенка, уже в отроческом возрасте, связан со стремлением расширить границы своего общения, выйти за порог родительского дома и самоутвердиться в кругу значимых людей. Подростку очень важно в этот период, с одной стороны, быть в группе и быть принятым группой, а с другой – выделиться на фоне своих сверстников, также входящих в это сообщество. Если такая группа пока не сформировалась или не приняла подростка, то он замыкается, становится раздражительным и ранимым, болезненно переживает свое одиночество. Если же коллектив открылся для подростка, и он занял в нем место, то нередко он начинает бравировать, ввести себя по-бунтарски дерзко. Хорошо заметно в этот период, что группа сверстников как бы умножает силы подростка: рядом с ними он герой, без них – жалкий трус или несчастное, страдающее существо.

Формирование групповой ориентации вырывает подростка из семьи. В этом возрасте он решительно восстает против всяких традиций, правил и норм поведения, прививаемых родителями. Контроль со стороны отца или матери, их опека и забота, строгие требования учителей, относящиеся к учебе, дисциплине или внешнему виду, вызывает ярко выраженный протест. Уходя из дома в «дурную компанию», невыполнение домашних заданий, прогулы уроков, - все это варианты демонстративного несогласия подростка с положением ребенка, зависимого от требований взрослых. Склонность к эпатажу, авантюризму и неоправданному риску нередко приводит подростка к правонарушениям, алкоголизму и наркомании. Иногда, под влиянием азарта, в окружении сверстников и под впечатлением происходящих событий подросток может удивить безрассудность и бессмысленность своих поступков.

Для установления контакта с подростками нужно занять правильную позицию. С одной стороны, взрослый человек должен войти с ними как старший, понимающий друг, с другой – он должен быть сдержанным и требователен, чтобы не позволить им дерзить и хулиганить. Разумная, требовательная доброта позволяет не только поднять изломы души подростка, но и править его энергию и творческий потенциал не на самоутверждение, а на подлинное развитие личности. Снисходительность к молодости и жизненной неопытности подростков, необходимые в этом случае, терпеливое и спокойное поведение взрослого, ясно понимающего, в чем состоит истинное достоинство человека, является гарантией положительных перемен.

По материалам книги Ирины Мошковой «Семейный крест».

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004