ИСКАТЬ:
Главная  >  Семья


«Малая церковь»

11 октября 2007, 382

Прежде всего следует понять, что вступление в брак представляет собой серьезный жизненный шаг, предполагающий готовность людей понести ответственность за принятое решение.

Прежде всего следует понять, что вступление в брак представляет собой серьезный жизненный шаг, предполагающий готовность людей понести ответственность за принятое решение, Если мужчина и женщина соединяют свои судьбы на основании православной веры, они понимают, что в Таинстве венчания Господь призывает их составить в брачной жизни одно общее целое. Супруги должны проявить готовность жить под одной крышей так, чтобы и духовно, и душевно, и телесно они находились в непрекращающемся единении друг с другом. Таким образом, церковный брак — это самая высшая, самая глубокая и самая прочная связь между людьми, при которой они, сохраняя свою индивидуальность и самобытность, должны, вместе с тем, как бы срастись между собой, достигая в супружеской любви ощущения взаимной посвященности, взаимной сопричастности и теснейшего родства.
Говоря о супружеском единении людей, обратим внимание на то обстоятельство, что при сотворении животных, парные особи каждого рода были созданы Господом сразу, а между созданием мужа и жены прошло некоторое время. Очевидно, что это факт не случайный, а связанный с тем, что Адам должен был прежде осознать необходимость появления жены, почувствовать потребность в ней как в помощнице и подруге, с которой первозданный человек мог иметь общие помыслы, чувства и совместную жизнь. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответствующего ему» (Быт. 2, 18),
Отчего же «же хорошо»? Нехорошо, видимо, в том отношении, что многие силы и способности Адама не находили себе соответствия и применения, что при замкнутости в самом себе, его способности могли бы заглохнуть или перестать совершенствоваться и развиваться. Первозданному человеку поэтому нужна была другая человеческая личность, при взаимодействии с которой возникли бы условия для достижения цельности и гармонии подлинно человеческого бытия. По святоотеческому учению, помощница была нужна Адаму для обретения даже сверхчеловеческой, сверхличностной полноты бытия, подобной бытию Пресвятой Троицы. Главная, высшая и последняя цель брака, согласно церковным представлениям, состоит в обретении подобия с жизнью Высшего бытия.
По замыслу Божию, любовь между супругами должна носить характер не просто сердечной склонности, а приобрести характер нравственный, состоящий в добровольном самоотречении и самопожертвовании. Супружеская любовь становится отображением беспредельной любви Христа и Церкви, по которой Он даже предал себя за нее. В основе создания христианского брака лежит идея слияния двух жизней в одно неразрывное целое, выражаемое в словах Апостола: «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе» (1 Кор. 11, 11). Итак, муж и жена, по замыслу Божию, «равные, но разные», чтобы создать в Боге одно совершенное общее целое, подготавливающее их к Царствию Небесному, — семью.
Для того, чтобы такое органичное целое состоялось, Господь предусмотрел установление иерархических взаимоотношений между мужем и женой: «всякому мужу глава Христос, жене глава муж, а Христу глава Бог... Мужчина есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа; ибо не муж от жены, а жена от мужа; и не муж создан для жены, а жена для мужа» (1 Кор. 11, 3, 7—9). По замыслу Божию, мужчина более рационален и рассудочен, а женщина — «немощной сосуд» — напротив, более эмоциональна и чувственна. Задача мужчины определять цель и смысл семейной жизни, разрабатывать стратегию поддержания и сохранения целостности семьи, строить основополагающие принципы принятия ответственных жизненных решений, а задача жены — научиться так вести домашнее хозяйство и строить тактику семейных отношений, чтобы единство и целостность семьи могли осуществляться на практике. Если мужчине подобает вырабатывать и контролировать глобальный подход к решению жизненных проблем, то женщине — искать способы действия в конкретных ситуациях, обусловленные данным подходом, и их практически реализовывать.
При гармоничном супружеском союзе, семья становится «малой Церковью», в которой муж главенствует в доме как священник в Храме, задает духовный строй и порядок жизни, а жена является его помощницей и союзницей, содействуя, как диакон во время церковной службы, осуществлению задуманных целей и жизненных планов.


По материалам книги Ирины Мошковой «Семейный крест».

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004