ИСКАТЬ:
Главная  >  Экономика   >  Экономическая география   >  Освоение территорий   >  История экспедиций


Первое кругосветное путешествие И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского

11 октября 2007, 9145

По Кронштадту разнеслась весть, заставившая учащенно биться сердца ветеранов российского флота и молодых, еще только начинающих службу морских офицеров, — готовится первое в истории русского мореходства кругосветное плавание.

По Кронштадту разнеслась весть, заставившая учащенно биться сердца ветеранов российского флота и молодых, еще только начинающих службу морских офицеров, — готовится первое в истории русского мореходства кругосветное плавание. Честь совершить его предоставлена экипажам шлюпов «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Эти имена, так же как и названия кораблей, хорошо знакомы морякам.

Слухи о предполагаемой экспедиции вокруг света ходили уже давно. Но теперь уже шла активная подготовка к плаванию. Драились палубы шлюпов. Трюмы заполнялись провиантом и различными припасами, бочками с пресной водой, необходимым оборудованием. Высокопоставленные морские чиновники придирчиво осматривали корабли, проверяли их готовность к выходу в море.
Наконец последние приготовления были закончены. Однако поднявшийся шторм задержал выход. Едва он стих, корабли поставили паруса и вышли из Кронштадтской гавани. Это произошло 7 августа 1803 года.
Первому кругосветному плаванию И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского предшествовала более чем двухвековая эпоха географических открытий. Дальнейшее развитие получило арктическое мореплавание. На берегах рек Онега, Северная Двина, Печора возникли новые судостроительные верфи. Исследовался и обживался Северный Ледовитый океан. Осваивались далекие, богатые полезными ископаемыми и пушниной районы Сибири. Поистине выдающимся было открытие Семена Дежнева. Экспедиция под его руководством направилась в северо-восточные области страны в 1648 году. В крайне тяжелых условиях проходило плавание, в результате которого отважные путешественники 20 сентября того же года достигли самой крайней точки восточной Азии, подтвердив на практике возможность морских походов из Северного Ледовитого океана в Тихий. За 80 лет до В. И. Беринга Дежнев доказал, что Азию и Америку разделяет пролив.
Bo второй половине ХVII века продолжались исследования северных и дальневосточных морей. Якутский казак Алексей Филиппов со своей командой прошел на судне от устья реки Охота до Мотыклейского залива, открыв целый ряд островов. Русским мореплавателям принадлежат и первые исследования Камчатки, описание Курильских островов. Они собрали важные сведения о Чукотке, прибрежных районах Аляски и Японии. Произошло это в I697-I699 годах во время экспедиции Владимира Атласова, который за научный подвиг был удостоен чина «казачий голова».
XVIII век ознаменовался новыми успехами русских мореплавателей в изучении и освоении северных морей и северо-западной части Тихого океана. Самое активное участие в исследовательской работе приняли морские офицеры военно-морского флота, питомцы Школы математических и навигацких наук, основанной Петром I в Москве 14 января 1701 года, а позднее и Морской академии, созданной в 1715 году в Санкт-Петербурге на базе Навигацкой школы.
Благодаря трудам Д. Л. Овцына, А. И. Чирикова, Ф. А. Минина, С. И. Челюскина, С. Г. Малыгина и многих других, исчезло немало «белых пятен» с карты России. В 1733-1743 годах была организована и успешно проведена Великая Северная экспедиция (Вторая Камчатская) для исследования Северного морского пути, побережья Северного Ледовитого океана, а также Сибири и Дальнего Востока. Идея принадлежала Петру I. Морские и сухопутные отряды возглавили офицеры русского флота. В. И. Беринг, А. И. Чириков, С. Г. Малыгин, С. И. Челюскин и многие другие члены экспедиции в течение почти десяти лет собирали сведения о культуре, быте, нравах народов, заселивших северные районы страны, составили подробную карту побережья Северного Ледовитого океана.
В первой половине XVIII века началось активное освоение богатств Тихоокеанского побережья. Экспедиции П. К. Креницына и М. Д. Левашева, И. И. Биллингса и Г. А. Сарычева делали все новые открытия в этом районе страны. В июле 1799 года на Тихом океане была создана Российско-Американская компания, призванная, в частности, осваивать новые земли «… в российское владение… если оные никакими другими народами не были заняты и не вступили в их зависимость». Чтобы успешно справиться с этой задачей, компании были необходимы современные корабли, хорошо оборудованные и вооруженные. Такие строились только в Петербурге и на некоторых других верфях европейской части страны. Кроме того, тихоокеанцы постоянно нуждались в пополнении товаров, которые можно было доставить только из центральных районов. Самым удобным средством доставки оказались корабли, которые подняли свои якоря в Кронштадте в августе 1803 года. Бросить их им предстояло уже в водах Тихого океана.
Первая кругосветная экспедиция, проходившая в крайне тяжелых условиях, благополучно завершилась в августе 1806 года. Напутствуя участников плавания, опытный русский моряк Н. П. Румянцев поставил перед начальником экспедиции И. Ф. Крузенштерном задачу: «…надобно принять за правило, чтобы стараться изведывать поверхность моря неизвестную… Мысль, что для отечественной торговли откроется новое поле, сделается тем совершеннее, что вместе с сим Россия под вашим руководством принесла бы и свою дань во всеобщее богатство человеческих познаний».
Итоги экспедиции превзошли все ожидания: на карту мира были нанесены новые острова, проливы, рифы, мысы, уточнены координаты целого ряда островов, сделаны изменения в морских картах, совершено немало открытий, проведен ряд важных научных исследований. Первое кругосветное плавание положило начало новой науке — океанографии. Участники экспедиции впервые вели постоянные наблюдения за морскими течениями, температурой и плотностью воды на глубинах до 400 метров, за приливами и отливами. Составленный позже Крузенштерном «Атлас южных морей», на долгие годы стал руководством для всех моряков, чьи суда бороздили воды Тихого океана и южных широт. Экспедиция открыла новую эпоху в развитии русского мореплавания и кораблестроения.
Через год после завершения плавания шлюпов «Надежда» и «Нева» в кругосветное путешествие отправился шлюп «Диана» под командованием В. М. Головнина. Шлюп «Диана» был построен на реке Свирь летом 1806 года. Его водоизмещение равнялось 300 тонн, длина — 25,8 метров. «Диана» была предназначена не для дальних плаваний, a для внутренней транспортной службы на Балтийском море. Однако тщательный осмотр показал, что после дополнительного усиления внутренних креплений шлюпа и приспособления трюмов для размещения грузов и запасных частей корабль способен выдержать трудности многолетнего кругосветного плавания. Осень и зиму 1806 года и первую половину следующего года «Диана» простояла на реке Охте в Петербурге. В. М. Головнин вложил все свои знания и энергию в переустройство шлюпа. С большим подъемом трудился весь экипаж, состоявший из 55 матросов,7 офицеров, 3 гардемаринов и штурманского ученика, отобранных из огромного числа желающих.
Благодаря усилиям личного состава, 7 июля 1807 года «Диана» подошла к кронштадтскому рейду. Здесь были получены запасы пороха, снарядов и грузов, которые предстояло доставить Сибирской военной флотилии и русским колониям. После торжественной церемонии 25 июля шлюп «Диана» снялся с якоря — началось новое кругосветное путешествие, умножившее морскую славу России.
Не только бури и штормы, но и множество других испытаний выпало на долю членов экипажа «Дианы»: арест шлюпа англичанами на мысе Доброй Надежды, продолжавшийся один год и 25 дней, японский плен, который составил по времени 26 месяцев и 26 дней. Но несмотря ни на что, семилетняя экспедиция завершилась успешно.
В 1817 году Головнин, уже являясь почетным членом Государственного адмиралтейского департамента, на шлюпе «Камчатка» вновь ушел в кругосветное плавание. Шлюп «Камчатка» был построен на Охтинской судоверфи в Петербурге, имел водоизмещение 900 тонн, его скорость достигала 12-ти узлов.
Вместе с В. М. Головниным на «Камчатке» прошли суровую школу кругосветного плавания Ф. П. Врангель, в дальнейшем исследователь побережья Северного Ледовитого океана, Ф. П. Литке, будущий главный правитель русских колоний на Аляске, и директор Российско-Американской компании Ф. Ф. Матюшкин, составивший подробное описание Новой Земли и Мурманского берега. Много сил отдал В. М. Головнин строительству военных судов и адмиралтейских зданий. В 1823 году он был назначен генерал-интендантом флота. Во время его управления состав флота пополнился 26 линейными кораблями, 21 фрегатом, 10 пароходами, 147 легкими судами.
К началу XIX века русские корабли побывали практически во всех уголках земного шара. Только в период с 1803 по 1855 годы русские моряки совершили сорок одно плавание из Балтийского моря на Дальний Восток. Не все из них были кругосветными, так как некоторые суда лишь огибали мыс Горн и возвращались обратно.
Вся история мореплавания — это борьба со стихией. Не всегда в ней победа доставалась людям. Нередко моря и океаны губили отважных мореплавателей. Драма океана, борьба человека со стихией — эти темы особенно волновали художников. В «Летописи крушений и пожаров судов русского флота от начала его по 1854 год», составленной А. Соколовым, содержатся сведения о 289 кораблях, пропавших без вести, потерпевших бедствие, сгоревших или разбившихся о скалы. А в страховом обществе Ллойда в случае очередной трагедии, разыгравшейся в океане, тревожно звучит колокол. Этой печальной традиции уже не один десяток лет. В книги страховой компании под названиями «Потонувшие в море», «Сгоревшие и взорвавшиеся», «Погибшие во льдах», «Пропавшие без вести» заносятся все новые названия кораблей, которые уже никогда не достигнут портов приписки. И, тем не менее, мореплаватели, рискуя жизнью, прокладывают все новые пути, смело вступают в схватку со стихией.
На географической карте мира — имена наших славных соотечественников. Например, имя И. Ф. Крузенштерна носят пролив, заливы, мысы, горы и подводные скалы Тихого океана, Ф. П. Литке — мысы в Охотском море, Амурском заливе и Беринговом проливе, остров в Северном Ледовитом океане. Отправляясь в кругосветное плавание в июле 1826 года, Ф. П. Литке напутствовал свой экипаж: «Помните, что мы идем в кругосветный вояж, что за нами далеко и надолго останется Россия, что с флагом нашим на „Сенявине“ мы несем славу, честь, величие и гордость дорогой родины. И я уверен, что вы будете высоко держать честь нашего военного флота».

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004