ИСКАТЬ:
Главная  >  Политика   >  Территориальное устройство России


Генерал-губернаторство как форма правления в России

11 октября 2007, 430

За эффективное управление государством Российским стоит быть запечатленным в народной памяти. В свое время еще Карамзин предложил найти 50 честных исполнительных губернаторов, чья работа, на его взгляд, обеспечила бы дивное процветание отчизны.

За эффективное управление государством Российским стоит быть запечатленным в народной памяти. В свое время еще Карамзин предложил найти 50 честных исполнительных губернаторов, чья работа, на его взгляд, обеспечила бы дивное процветание отчизны. Прошли эпохи, и сегодня Москва, решая старые проблемы, сделала выбор в пользу давно известных методов, хотя и с совершенно отличной от карамзинской мотивацией своих действий. Дилемма выбора или назначения губернаторов, кроме видимых и публично обсуждаемых положительных и отрицательных сторон каждой позиции, скрывает и менее заметные, но более значимые вопросы. Об этом ниже.
Если сформулировать на конституционном языке возникший перед Кремлем выбор, то он звучит так: Демократия или Администрация. Заявленные определенными субъектами политической системы аргументы о высоких профессиональных качествах назначенцев весьма привлекательны, но и не менее сомнительны. Ведь как показывает опыт, в гражданской сфере со стратегической точки зрения демократия куда более эффективней административных решений. К тому же не каждое административное действие неминуемо поднимает проблему критериев своего принятия (в нашем случае – критериев выбора того или и иного кандидата). Знание региона или просто владение определенными личностными и деловыми качествами определяют выбор? Если ключевым здесь является знание региона, тогда почему это знание лучше видится из Москвы? Если профессиональные качества, то в чем они выражаются?
Аргументы второго порядка: о некомпетентности избирателей и о сомнительности некоторых кандидатов в губернаторы, использующих манипулятивные приемы на выборах, - звучат не менее странно. Первая их часть имеет под собой антиконституционную основу, вторая же ставит под сомнение работу института избирательных комиссий. Кроме того, эти аргументы заставляют нас задуматься об эффективности кадровой политики администрации президента и о том, не окажется ли она сама подвержена манипуляции со стороны различных элит. Как президент находит кандидатов на губернаторский пост? Может у него в запасе иметься 80 знатоков регионов? Если же их ему рекомендуют, то кто и используя какие приемы? Не легче ли обмануть одного, чем держать в заблуждениях миллионы?
Очевидно, что в настоящее время в России формируется особый слой чиновников, имеющих большие возможности, связанные с особой сложностью процедурой отрешения их от постов. Фактически генерал-губернаторов, назначаемых своевольно и навсегда. Обратимся, к статье 19 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Здесь прописана процедура отрешения от должности губернатора. В соответствии с данным законодательным актом, право последнего слова в этой процедуре остается за президентом. Единственное исключение – это ЧП, в результате которого губернатора могут сменить. Однако другой стороной больших возможностей «генерал-губернаторов» являются их большие риски, сопряженные с окончанием сроков полномочий одного президента и вступлением в должность другого. Не начнет ли новый президент перетасовывать власть в регионах?
Любопытно то, что большинство всенародно избранных губернаторов сумели сохранить за собой свои посты. Это говорит о том, что в стране наметилось движение к «старению» губернаторов, и увеличению срока их губернаторской жизни. Данная тенденция не может не навевать «лирических» воспоминаний о брежневском политбюро.
Теперь самое главное. Напомню читателю некоторые основы нашего государства. Законодательный орган страны состоит их двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Нас в связи с нашей темой интересует Совет Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Чтобы понять, почему этого так важно, процитируем другую статью Конституции. В компетенцию Совета Федерации входит следующее (выборочно):
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Для выбора необходимо действие, для действия - ответственность. Президент сделал выбор, в том его заслуга.
Теперь пора нашей ответственности.

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004