Главная  >  Общество   >  Средства массовой информации


СМИ как реальная власть

11 октября 2007, 8

Произошло событие, которое мало кто ожидал. «Звезда эстрады» Филипп Киркоров эту самую эстраду покидает. По его собственному признанию, он устал, причем сказался и знаменитый конфликт с журналисткой Р. Ароян. Но, как представляется, конфликт сыграл решающую роль. Он стал триумфом российской журналистики, которая является мощнейшей социально-политической силой

Весь мир, и Россия, в том числе, вступает в эпоху информационного общества, иначе еще именуемого постиндустриальным. Информация теперь становится ведущей силой в политике и экономике. А, следовательно, существенно повышается роль тех, кто умеет этой информацией пользоваться. В первую очередь, речь идет о журналистах, ведь журналистика является главным каналом, по которому информация доходит до потребителя.

Уже одно это дает в руки журналистам реальную власть. Они могут эффективно управлять сознанием, представляя потребителю тот образ, который ими же и создан. Обратите внимание на показательную фразу, столь любимую многими журналистами: «Мы делаем новости». «Делаем» – то есть журналист может не только находить, но и производить информацию. И подталкивать людей к той модели поведения, которая ему выгодна.

Сегодня возникает новый информационный порядок, который некоторые наблюдатели называют «медиакратией». В этом плане весьма любопытно исследование классика отечественного консерватизма И. Р. Шафаревича «Шестая монархия».

И весьма возможно, что именно журналистам будет принадлежать власть и командные высоты в обществе. Уже сегодня происходит сращивание политики и журналистики. На их стыке возникает политтехнология. Политтехнологи не обладают пока полнотой власти, но они властвуют опосредованно, делая политиков зависимыми от своих образов.

Показательно, что власть в России крайне «нервно» реагирует на попытки крупного бизнеса подмять под себя электронные СМИ. Острые конфликты Кремля с Гусинским и Березовским были, в немалой степени, обусловлены информационной политикой указанных олигархов. Стремясь к власти, они стремились подчинить себе журналистику, и власть оценила опасность их намерений по достоинству. Значит, журналистика сама представляет собой власть. И в будущем эта власть может стать первенствующей.

Пресловутый «шоу-бизнес», как особая субкультура, находится на более низком уровне. Если журналист работает с информацией, то шоумен имеет дело с эмоциями. Конечно, и там, и здесь разговор идет о производстве образов. Причем эмоциональный образ певца или клоуна несет в себе информацию, в то время как информация обозревателя или корреспондента окрашена эмоционально.

Но информация стоит выше эмоций, поэтому журналистика неизбежно доминирует. При этом она вступает в определенный конфликт с шоу-культурой, как, впрочем, и с другими субкультурами. В принципе, это довольно мягкий, во многом игровой конфликт. Шоумены нужно внимание (пусть и скандальное) прессы, а пресса не может обойти своим вниманием такой огромный сегмент общества.

Однако бывают моменты, когда конфликт обостряется. Это происходит тогда, когда кто-либо из игроков переходит установленные границы. Киркоров как раз и перешел их. Очевидно и сам не осознавая этого, он подверг сомнению доминирование журналистики в сфере производства образов. Киркоров оскорблял не журналистку, а саму журналистику.

И против него была поднята настоящая информационная буря. Причем оказался привлечен Интернет, в Сети которого журналисты организовали оф-лайновое голосование против Киркорова. Голосование – то есть получается, что «шестая монархия» создала некое подобие плебисцита – государственной процедуры.

Столкнувшись со столь мощным напором, проиграв дело об оскорблении в суде, певец счел за благо покинуть сцену. Даже если Киркоров и поменяет свое решение, то все равно уже одно его обещание уйти следует считать капитуляцией.

Какой вывод из всей этой истории? Сфера информационных технологий «показывает зубы». Далее может наступить очередь кого-нибудь из выдающихся политиков и государственных деятелей. Современность становится все более зыбкой и эфемерной. Образ все более удаляется от того, что он выражает. И посредники между выдумкой и реальностью грозят взять власть над последней. Поэтому надо быть реалистом – в хорошем смысле этого слова. Информтехнологов нельзя пускать до власти. Без них, конечно, не обойдешься, но пусть находятся на втором уровне. Так оно спокойнее.

Александр Елисеев
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты