Главная  >  Политика   >  Основы государства   >  Символы Державы   >  Держава и скипетр


Держава и скипетр

11 октября 2007, 423

Самые известные и знаменитые из первых русскиих скипетров и держав - это символы государственой власти, принадлежавшие Боису Годунову и Алексею Михайловичу Романову. Хранятся в сокровищнице Московского Кремля.

     

      Скипетр и держава Бориса Годунова

      Есть основания предположить, что скипетр и держава входили в состав даров, привезенных в 1604 году царю Борису Годунову Великим посольством Рудольфа II, императора Священной Римской империи. Держава и скипетр, чудом уцелевшие в Смутное время, были, очевидно, использованы в 1613 году в обряде венчания на царство Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых. В дальнейшем на протяжении всего царствования Михаила Федоровича они оставались единственными подобного рода регалиями в царской казне и согласно ее описям входили в так называемый «Большой наряд» - комплекс особо ценных регалий.

     Скипетр и держава - замечательные произведения западноевропейского ювелирного искусства эпохи позднего Возрождения. Об этом свидетельствуют и весь арсенал орнаментальных мотивов, и стиль сюжетных сцен, отмеченных дробностью композиции, манерностью жестов и поз фигур. На это указывает и такой технический прием, как эмаль по рельефу, не применявшаяся еще тогда русскими златокузнецами.

     Массивная золотая держава увенчана высоко поднятым над ней крестом с фигурными концами. В верхней части она перепоясана обоймицами, делящими ее на четыре сектора с чеканными композициями на темы из ветхозаветной истории царя Давида: «Помазание Давида пророком Самуилом», «Победа Давида над Голиафом», «Возвращение с победой», «Гонения от Саула». Сверкающие эмали на рельефных изображениях, яркие, насыщенные по тону самоцветы - зеленые изумруды, красные рубины, синие сапфиры, обведенные у основания эмалевыми узорами, - сливаются в мажорную по своему звучанию феерию красок, являющуюся доминантой декоративного оформления державы.

     Золотой скипетр отличают строгое изящество формы, пропорциональность частей, богатство и изысканная красота орнаментальных мотивов. Головки херувимов, цветы, маскароны и рольверк (ремешковый орнамент), связки плодов, подвешенные на лентах, - все сплетено в единую, ритмично построенную композицию с безукоризненной согласованностью отдельных элементов. Заключительным аккордом орнаментальной симфонии являются венчающие скипетр изображения трех спаянных крыльями орлов с волютообразными завитками под лапами и короной над головами. Эффектно колористическое решение скипетра, основанное на использовании самоцветов и прозрачных разноцветных эмалей.

     

     

      Держава и скипетр Алексея Михайловича Романова

      С именем царя Алексея Михайловича, сына Михаила Федоровича, связано появление в царской казне новых скипетра и державы. Достоин внимания тот факт, что местом создания русских регалий стал Стамбул, столица мусульманского государства. Возможно, определенную роль здесь сыграло то обстоятельство, что стамбульские ювелиры, значительную часть которых составляли греки, были первоклассными мастерами, чье искусство хорошо знали и любили в России. Не исключено, однако, что идейный фактор был здесь важнее любого другого. Стамбул XVII века - это прежний Константинополь, бывший центр православного мира, который русские книжники конца XV столетия назвали вторым Римом, тогда же провозгласив Москву его преемником, третьим и последним Римом. В правление Алексея Михайловича политическая доктрина времени Ивана III вновь обрела былую популярность, и царский заказ намекал на это. Согласно имеющейся на скипетре дате он был сделан в 1658 году. Существует предание, что он был поднесен царю стамбульским греком Иваном Анастасовым. В архивах сохранились записи о том, что держава вместе с уже упоминавшимися бармами были привезены царю Алексею Михайловичу также греком, жителем Стамбула, Иваном Юрьевым в 1662 году.

      В декоративном убранстве регалий, особенно державы, проявились характерные черты турецкого искусства. Украшающие их золотые запоны с драгоценными камнями напоминают то тюльпаны, то цветы и плоды граната - излюбленные мотивы турецкого орнамента. В единстве с турецкой художественной традицией находится и колористическое решение изделий, построенное на броском, контрастном сочетании изумрудно-зеленых и красных цветов - зеленых эмалей и красных рубинов. Венчающие же регалии кресты указывают на их принадлежность православному государю. Об этом также говорят изображения двенадцати наиболее чтимых православных праздников, органично включенных в орнаментальное убранство скипетра: Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Уверение апостола Фомы, Сошествие Святого Духа, Вознесение. Композиции исполнены золотом по черневому фону в иконописной манере, выдающей руку греческого мастера.

     

www.kreml.ru
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты