ИСКАТЬ:
введите ключевое слово
Главная  >  Политика   >  Территориальное устройство России   >  Естественные границы   >  Арктика: Северный Ледовитый океан


Северный морской путь

11 октября 2007, 915

История освоения русскими первопроходцами Арктики и Северного Морского пути. От старины до наших дней.


Уже в середине XVI в. поморы освоили морской путь в устье Оби. Используя притоки сибирских рек, поморы и землепроходцы с Оби перешли на Енисей и Лену. Они совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. Так был открыт морской путь из устья Енисея на Пясину, из устья Лены к рекам Оленек и Анабар на запад, к рекам Яна, Индигирка и Колыма на восток.
В 1648 г. группа мореходов во главе с "торговым человеком" Федотом Алексеевым Поповым и казачьим атаманом Семеном Ивановым Дежнёвым обошла на кочах Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан. В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые посетили Большой Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских островов. Немногим больше чем за столетие русские поморы и землепроходцы прошли отдельными участками весь Северный морской путь. Предположение Дмитрия Герасимова о существовании морского пути из Европы в Тихий океан вокруг северных берегов Евразии подтвердилось.
В 1733-1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция. За десять лет она прошла отдельными участками почти весь Северный морской путь, от Архангельска на западе до мыса Большой Баранов на востоке, выполнила на всем этом протяжении гидрографическую опись, составила карты.
Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Фердинанд Петрович Врангель и Федор Федорович Матюшкин (лицейский друг А.С. Пушкина). В 1820-1824 гг. они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре беспримерных похода по дрейфующим льдам.
В 1873 г. Австро-Венгерская экспедиция под руководством Карла Вайпрехта и Юлиуса Пайера на судне "Тегетгоф" открыла на севере Баренцева моря обширный архипелаг, который назвала Землей Франца-Иосифа. Интересно, что еще в 1865 г. русский моряк Николай Густавович Шиллинг высказал научно обоснованное предположение, что "между Шпицбергеном и Новой Землей находится еще не открытая суша, которая простирается к северу дальше Шпицбергена".
Совершенно новый этап в исследовании и транспортном освоении Северного Ледовитого океана связан с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала Степана Осиповича Макарова. По его идее в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол "Ермак", который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море и для научных исследований океана до самых высоких широт.
Очень плодотворной по результатам была русская "Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана" 1910-1915 гг. на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач". Базируясь во Владивостоке, она за три года выполнила детальную гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены и соорудила на побережье навигационные знаки. В 1913 г. перед экспедицией была поставлена задача продолжить гидрографическую опись до Таймырского полуострова и при благоприятных условиях совершить сквозное плавание по Северному морскому пути до нынешнего Мурманска. Но мыс Челюскина оказался блокированным тяжелыми невзломанными льдами. Тогда было принято смелое решение обойти Льды с севера. Никто не думал, что на этом пути моряки сделают крупнейшее географическое открытие XX в. Это произошло ранним утром 3 сентября. "Я стоял на мостике, - рассказывает участник экспедиции врач Л. М. Старокадомский, - и смотрел на разбитый редкий лед, в котором пробирался наш "Таймыр"... И вдруг впереди, немного вправо от курса, я стал различать смутные очертания высокого берега... По мере того как корабль приближался к новой земле, вид берега становился все внушительнее. Открывались высокие, до 500 м горы, круто спускавшиеся к морю". "Таймыр" и "Вайгач" прошли вдоль восточного берега открытой суши почти до ее северных пределов, где были остановлены непроходимыми льдами.
Не найдя прохода в Карское море, суда вернулись во Владивосток. В 1914 г. они вновь вышли в плавание и после зимовки у северо-западного берега Таймырского полуострова благополучно прибыли в Архангельск. Открытая экспедицией суша позднее была названа Северной Землей. Несмотря на целый ряд экспедиций, многие из которых сделали крупные географические открытия, Северный Ледовитый океан был малоизученным.
Положение коренным образом изменилось в советское время, когда исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. Уже в 1920 г. в Архангельске, после его освобождения от интервентов, под руководством опытного мореплавателя Михаила Васильевича Николаева была снаряжена Сибирская хлебная экспедиция в устья Оби и Енисея.
Сибирская хлебная экспедиция положила начало систематическим плаваниям на западном участке Северного морского пути, а затем и на всем его протяжении. 10 марта 1921 г. В.И. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно-исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР. Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.
В 1928 г. итальянская экспедиция Умберто Нобиле пролетела на дирижабле "Италия" с Шпицбергена до полюса. На обратном пути дирижабль потерпел катастрофу. Из 16 участников экспедиции 8 погибли, а оставшиеся в живых оказались в беспомощном состоянии на дрейфующих льдах к северу от Шпицбергена. Шесть европейских стран - Советский Союз, Италия, Норвегия, Финляндия, Франция и Швеция - приняли участие в спасательных работах. Наибольший успех в этом благородном деле выпал на долю советских моряков ледокола "Красин", капитаном которого был Карл Павлович Эгге. Возглавлял экспедицию опытный полярник Рудольф Лазаревич Самойлович.

В 1930 г. экспедиция Отто Юльевича Шмидта впервые в истории арктического мореплавания прошла на ледоколе "Георгий Седов" из Баренцева моря через северные районы Карского моря к западным берегам Северной Земли. На одном из островов этого архипелага в течение двух лет работала группа во главе с Георгием Алексеевичем Ушаковым.
В феврале 1934 г. был раздавлен льдами и затонул экспедиционный пароход "Челюскин". В разгар арктической зимы на дрейфующей льдине оказалось 104 человека, из них 10 женщин и двое детей. Через два месяца их вывезли советские летчики, которые за этот подвиг впервые в нашей стране получили звание Героев Советского Союза. Своим опытом челюскинцы практически доказали возможность жизни и проведения научных наблюдений и исследований на дрейфующих льдах, а успешные полеты советских летчиков натолкнули на мысль, что самолет - самое надежное средство для доставки дрейфующей станции на Северный полюс.
Весной 1937 г. самолеты доставили на льдину в районе Северного полюса начальника первой дрейфующей станции Ивана Дмитриевича Папанина, радиста Эрнста Тодоровича Кренкеля, геофизика Евгения Константиновича Федорова и океанографа Петра Петровича Ширшова. За 274 дня дрейфа папанинская станция "Северный полюс" прошла по генеральному направлению 2050 км и была эвакуирована ледокольными пароходами "Таймыр" и "Мурман" 19 февраля 1938 г.

Осенью 1937 г. приблизительно там, где начинал свой дрейф "Фрам", был затерт льдами ледокол "Георгий Седов". Вынужденный дрейф "Седова", которым командовал Константин Сергеевич Бадигин, продолжался почти 27 месяцев и закончился в январе 1940 г. северо-западнее Шпицбергена.
Весной 1941 г. воздушная экспедиция под командованием пилота полярной авиации Ивана Ивановича Черевичного на тяжелом транспортном самолете совершила три полета с острова Врангеля в район Полюса относительной недоступности.
Папанинская станция, седовцы и полеты Черевичного, а также другие советские морские и воздушные экспедиции положили начало новому плодотворному методу изучения природы Арктического бассейна.
Варварское нападение на нашу Родину гитлеровской Германии надолго прервало эти исследования, однако Северный морской путь, несмотря на усилия фашистов нарушить его работу, продолжал действовать всю войну и внес свою лепту в великую победу советского народа над гитлеровской Германией. В послевоенные годы освоение Северного морского пути получило еще больший размах. Еще в первые годы войны из Мончегорска в Норильск был перебазирован медно-никелевый комбинат, вскоре выросший в крупный металлургический центр страны. В послевоенные годы на севере Якутии возникла и быстро начала развиваться алмазная промышленность, значительно увеличилась добыча каменного угля. Исключительно большое развитие получила добыча золота и других ценных металлов на Чукотке. Расширилась заготовка экспортного леса на Енисее. Были открыты и начали эксплуатироваться богатейшие запасы нефти и природного газа на Обском Севере. Все это требовало резкого увеличения транспортных перевозок, значительная часть которых падала на Северный морской путь.

Арктический флот каждый год пополнялся современными мощными ледоколами и крупнотоннажными транспортными судами ледокольного типа. Каждый год по Северному морскому пути шли речные пароходы, катера и баржи, предназначенные для плавания и перевозки грузов по сибирским рекам от Оби на западе до Колымы на востоке. Это потребовало дальнейшего изучения Северного Ледовитого океана и впадающих в него судоходных рек. В 1948 г. была проведена первая послевоенная высокоширотная воздушная экспедиция. В ней участвовало около 20 самолетов, часть которых представляла собой летающие лаборатории. Научные отряды экспедиции высаживались на дрейфующие льды Арктического бассейна и проводили океанографические, метеорологические и географические исследования. Был открыт огромный подводный хребет Ломоносова, протянувшийся от Новосибирских островов до острова Элсмир, на 1800 км, затем был открыт хребет Менделеева, котловины Макарова, Бофорта и Нансена.
Весной 1950 г. с помощью полярной авиации на лед Арктического бассейна в районе Полюса относительной недоступности была высажена дрейфующая станция "Северный полюс-2", которой руководил Михаил Михайлович Сомов.
В 1954 г. были созданы сразу две дрейфующие станции: "Северный полюс-3" под начальством Алексея Федоровича Трешникова и "Северный полюс-4" во главе с Евгением Ивановичем Толстиковым. С этого времени на льдах Арктического бассейна стали постоянно действовать несколько дрейфующих станций. Когда одна из них выносится в опасный для дальнейшего дрейфа район, она эвакуируется, а взамен в исходном районе, как правило к северу от острова Врангеля, высаживается новая, которой присваивается очередной по счету номер.
С 1955 г. на дрейфующих льдах Северного Ледовитого океана ежегодно устанавливают автоматические радиометеорологические станции. Они позволяют следить за дрейфом льдов и основными элементами погоды и в тех районах, где людей нет.
Наблюдения и исследования в Северном Ледовитом океане дают исходные материалы, на основе которых специалисты Арктического и Антарктического научно-исследовательского института в Санкт-Петербурге и радиометеорологических центров на Диксоне, в Тикси и Певеке осуществляют всестороннее гидрометеорологическое руководство плаванием по Северному морскому пути.
Неузнаваемо изменилась за последние десятилетия и сама Арктика, ее побережье и острова Северного Ледовитого океана. В еще недавно диких и неизвестных местах круглосуточную вахту несут полярные станции и радиометцентры; работают гидрографические базы; построены крупные промышленные предприятия; появились и быстро растут благоустроенные города, насчитывающие десятки и даже сотни тысяч жителей.


Смотрите также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004