Главная  >  Экономика   >  Экономика России   >  Промышленность   >  История русской промышленности   >  Производство вело-мототехники


Ижевский мотоциклетный завод

11 октября 2007, 6

Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что город Ижевск является родиной отечественного мотоциклостроения. Именно здесь в 1928 году на Ижстальзаводе под руководством инженера П.В. Можарова были созданы чертежи, а в 1929 году изготовлены образцы первых "Ижей".

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МОТОЦИКЛА

История создания самодвижущего экипажа - прообраза современных мотоциклов - уходит в глубокое прошлое. Однако непосредственным предшественником мотоцикла стал, конечно, велосипед. Днем рождения мотоцикла считается 29 августа 1885 года, когда немецкий инженер и изобретатель Г. Даймлер впервые выехал за ворота своей мастерской на сконструированном им двухколесном аппарате с бензиновым двигателем. Его «машина для верхней езды» оказалась довольно удачной и уже в первом своем варианте очень походила, с нынешней точки зрения, на мотоцикл, так как основывалась на компоновочных принципах, оставшихся незыблемыми до наших дней.

Бензобак располагался над двигателем. Двигатель мощностью 0,5 л. с. размещался между колесами, у основания двойной рамы. Двухступенчатая ременная передача позволяла изменять скорость движения от 5 км/ч на первой до 12 км/ч на второй передачи. При необходимости напряжение ремня уменьшалось, и двигатель мог работать вхолостую. В последующие 15 лет конструкторы во многих странах пытались найти иные компоновочные решения для мотоцикла: менялись расположение двигателя и бензобака, способ передачи крутящегося момента от двигателя к ведущему колесу, форма рамы, система зажигания, число колес. Но уже к первому десятилетию 20 века окончательно утвердилась компоновка, предложенная Даймлером и именуемая теперь классической. В это же время ременная передача постепенно заменяется карданной передачей и цепью, а простейшие испарительный карбюратор уступает место пульверизационному. Зажиганию от трубки накаливания все чаще предпочитают аккумуляторное.

К 1912-1914 гг. относятся попытки снабдить мотоцикла подрессоренной передней вилкой. В это же время окончательно утвердилась не нем коробка передач автомобильного типа. В последующие годы происходит только совершенствование отдельных узлов, агрегатов и систем мотоцикла.

Появление механических экипажей в дореволюционной России относится к 1891 г. (г. Одесса). В Петербурге было зарегистрировано «15 бензиновых механических самокатов», или, как их тогда называли «моторов». Свою биографию отечественный мотоспорт ведет с 11 октября 1898 г., когда был дан старт первой в стране «гонке моторов». Дистанция ее равнялась 39 верстам (41,6 км): от станции Александровская под Петербургом до Стрельни Варшавской железной дороги и обратно. Инициаторами и организаторами этих соревнований были первые в России автомобилисты Нагель А.П., Михайлов В.М., Малявко Д.С. и др. в содружестве с петербургским «Обществом велосипедной езды». Из семи ее участников шесть шли на трициклах - трехколесных мотоциклах. В соревновании участвовала и четырехместная коляска с бензиновым двигателем. Победителем «первой гонки моторов» стал Павел Николаевич Беляев на французском трицикле «Клеман». Ему вручили золотой жетон с выгравированной надписью: «Первый приз за первую в России гонку моторов». Так начиналась эра отечественного автомобильного и мотоциклетного спорта. Первое соревнование в России имело положительный успех. На отчетном итоговом заседании первого соревнования было решено открыть «Русский мотоклуб». Летом 1899 г. был проведен первый скоростной пробег на дальнюю дистанцию: Москва- Петербург. В нем участвовали три трехколесных мотоцикла и три автомобиля.

В Москве в 1901 г. был образован «Клуб автомотоциклов- туристов», а в Санкт- Петербурге - «Общество автомобильной и велосипедной езды». Женщин- мотоциклисток в дореволюционной России были единицы. Н.Холодович и К.Коробанова- москвички, ездили на мотоциклах с подвесным мотором. В 1902 г. госпожа Вальтон на мотоцикле «Вернер» установила первый русский женский рекорд, пройдя 2 версты по треку со скоростью 40,64 км\ч. Руководство мотоспортом в дореволюционной России осуществляли Всероссийское общество мотоциклистов (ВОМ) в Петрограде и московское общество мотоциклистов (МОМ), основанное в 1906 г. Всего в дореволюционный период в России действовало более 20 спортивно -общественных организаций по автомотоспорту.

Все гонки и пробеги, проводившиеся в дореволюционной России, осуществлялись на машинах иностранного производства из-за отсутствия в стране собственной мотопромышленности. Поэтому в соревнованиях участвовали преимущественно люди состоятельные, которые могли купить за границей на собственные средства и мотоцикл, и соответствующее снаряжение. Однако, не далек был тот день, кода начнется история отечественного мотопрома.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МОТОПРОМА В РОССИИ

Со дня рождения такого чуда техники, как мотоцикл, и до дня появления его в России прошло добрых 6 лет. Много это или мало? Учитывая скорость распространения технического прогресса в XIX в., конечно, не так уж и много. В таком деле главное — результат. Нашим соотечественникам новинка пришлась по душе. Еще бы: создание немца явно отличалось русским духом. Не имея даже зачатков собственной мотоциклетной промышленности, наши люди быстро освоили заморские «самокаты». Русские любители острых ощущений тут же втянулись в азартные мотосоревнования. Конечно, в России уже в начале XX века предпринимались попытки конструировать свои мотоциклы на базе западных. Однако, Первая Мировая война внесла свои коррективы в планы мотоинженеров.

Но как говорится, русские только запрягают медленно, а едут с ветерком. Так получилось и в этот раз. Совсем скоро создание базы мотоциклов стало государственной задачей. Изобретения отечественных мотоконструкторов во время Великой Отечественной войны стали незаменимыми помощниками на поле боя. После войны разработки военной мотопромшленности были сняты с производства. Но они, естественно, послужили толчком к невероятному взлету отечественного мотопрома. Надежные и обладающие высокой проходимость мотоциклы «ИЖ», «ДНЕПР», «УРАЛ», «ВОСХОД» и другие составляли гордость нашей мотоциклетной промышленности.

На сегодняшний день в связи с общим упадком индустрии в стране мы уже не можем похвастаться столь прекрасной техникой. Однако некоторые заводы все еще выпускают русские мотоциклы. Такие новинки, как «Кобра» или «Волк» заставляют нас вспоминать о былом первенстве в этой важной области.

ИЖЕВСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД (1928-1929)

Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что город Ижевск является родиной отечественного мотоциклостроения. Именно здесь в 1928 году на Ижстальзаводе под руководством инженера П.В. Можарова были созданы чертежи, а в 1929 году изготовлены образцы первых "Ижей". Попытки же создать первые опытные образцы русских мотоциклов были предприняты в 1914-1918 годах московским заводом "Дукс" и рижским заводом Лейтнера, но они не увенчались успехом. Можно рассматривать три периода истории мотоциклостроения:

Не всем известно о длительной и упорной борьбе, развернувшейся в конце 1920-х – начале 1930-х гг. среди ряда городов за право принять у себя первый в СССР мотоциклетный завод. Об этом свидетельствуют документы, отложившиеся в архивных фондах Центра документации новейшей истории Удмуртской Республики. Вопрос об организации отечественного мотоциклостроения был поднят в середине 1920-х гг. Обществом содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог (Автодор). Впрочем, и в высшем руководстве страны хорошо понимали: необъятные просторы страны, бурный рост народного хозяйства требует быстроты связи и скорости передвижения.

Этот вопрос на Ижевских заводах впервые возник в 1927г., в связи с необходимостью загрузки военного производства на период мирного времени. Инженер Ижевского оружейного завода П.В. Можаров был направлен в Германию для детального ознакомления с опытом немецких заводов по производству мотоциклов. В следующем году Петр Владимирович вместе со своими единомышленниками, энтузиастами мотоциклетного дела разработал проекты производства мотоциклов на базе Ижевских заводов. Уже в декабре 1928г. под руководством П.В. Можарова был изготовлен первый мотоцикл модели Иж-1. Затем были спроектированы и построены еще 4 опытных мотоцикла – Иж-2, Иж-3, Иж-4, Иж-5. В сентябре 1929 г. модели Иж-1 и Иж-4 были отправлены в мотопробег Москва-Ленинград-Харьков-Москва. Однако, по ряду причин эти первые опыты не получили логического завершения. Вскоре был поднят вопрос о перемещении организации производства мотоциклов в область проектирования и строительства нового завода. И здесь, преимущества Ижевска в качестве точки для развертывания крупного мотоциклетного завода были очевидны. Город располагал мощной металлургией, крупной индустриальной базой, талантливыми инженерами и конструкторами, высококвалифицированной рабочей силой. Эти обстоятельства склонили чашу весов на сторону столицы Удмуртии.

В качестве площадки для строительства завода Ижевск бы утвержден в июле 1929г. президиумом Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР. 6 апреля 1932г. президиум облисполкома Удмуртской автономной области постановил: "В связи с неоднократными решениями ВСНХ СССР о постройке в г. Ижевске большого мотоциклетного завода, признать необходимым и обязательным работы, связанные со строительством и организацией опытного мотозавода…" В конце мая Центральный Совет Автодора взял шефство над строительством завода и дал добро на присвоение заводу имени "Всесоюзного общества Автодор". Для немедленного развертывания строительства Автодор отпустил из своих средств 275 тысяч рублей. Опытный завод проектной мощностью 5 тысяч мотоциклов в год рассматривался как база, на основе которой во 2-ой пятилетке должен был быть построен мощный завод-гигант производительность в 120 тысяч мотоциклов в год. Местом строительства завода была утверждена усадьба по Коммунальной улице, дом 33 с использованием сооружений автомотомастерских. Мастерские, организованные в марте 1932 г. на базе Государственной фабрики охотничьих ружей, параллельно со строительством завода вели разработку опытных партий легковых малолитражных автомобилей и мотоциклов конструкции Научного автотракторного института (НАТИ).

ИЖЕВСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД (С 1946)

В 1946 году завод получил оборудование, вывезенное из Германии в счет репараций, и освоил производство мотоцикла "Иж-350" - сделал копию немецкого "ДКВ-NZ 350". Было решено поставить мотоцикл на основе оружейного завода.

Выпуск спортивных модификаций дорожных мотоциклов стал характерной чертой советской мотопромышленности в 40-60 годах был. Заложив основу для развития массового мотоспорта, они стали в то же время "испытательными стендами" для проверки тех решений, которые затем применялись на серийной продукции. В 1948 году в Ижевске был изготовлен мотоцикл "Иж-350С" с телескопической передней вилкой, заменившей архаичную параллелограммную. Заднее колесо получило свечную подвеску с пружинно гидравлическими амортизаторами. Двигатель имел алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой. Мощность его возросла до 14 л.с. В 1950 году началось серийное производство усовершенствованного варианта спортивного мотоцикла "Иж-50".

Более совершенная модель "Иж-49 была создана в 1951году. За счет применения передней вилки телескопического типа, задней подвески с гидравлическими амортизаторами и других усовершенствований повысилась комфортабельность езды и надежность в эксплуатации, улучшилась проходимость мотоцикла в плохих дорожных условиях. Это была первая модель ижевских мотоциклов с боковым прицепом, производство которой организовали в Вятских Полянах. Без остановки производства был осуществлен переход на массовый выпуск мотоциклов "Иж-49", завоевавший всеобщую популярность у населения нашей страны и открывший дорогу на зарубежные рынки.

Через четыре года началось производство нового семейства спортивных мотоциклов с трубчатой сварной рамой и маятниковой задней подвеской. "Иж-54" для шоссейно-кольцевых гонок имел двигатель мощностью 18 л.с., а "Иж-55" для кроссовых и многодневных соревнований - 16 л.с. Конструкторская группа, работающая над проектированием мотоциклов выделилась в специальное бюро. В 1956 году появилась новая модель - "Иж-56", а в скором времени завод уже выпустил их опытную партию. По своей конструкции мотоцикл существенно отличался от ранее выпускаемых. Штампованная рама стала трубчатой, были предусмотрены глубокие щитки колес, защищающие водителя от пыли и грязи, седло из губчатой резины с чехлом. Карбюратор и воздухоочиститель закрыли кожухами, которые в сочетании с инструментальными ящиками придали машине хороший внешний вид. Колеса с прямыми спицами стали взаимозаменяемыми. Он был на 20 процентов мощнее своего предшественника, мощность двигателя повысилась до 13 л.с.. "Иж-56" стал более массовой моделью. Его "тираж" за время выпуска составил 680 тысяч штук, из которых 130 тысяч были оснащены боковым прицепом.

В дальнейшем создается и испытывается ряд опытных образцов мотоциклов и отдельных узлов в содружестве с работниками центрального конструкторского экспериментального бюро. Группа перспективного проектирования конструирует мотоциклы "Сатурн", "Орион", "Сириус". Наиболее оригинальным из них был "Сатурн" - машина класса 250 кубических сантиметров. В отличие от обычного мотоцикла со сварной рамой это была безрамная модель. Бензобак, рулевая колонка и инструментальные ящики представляли собой единый целый узел, в нижней части которого подвешивался двигатель. В это же время создается несколько модификаций спортивных машин. Спортивные машины "Иж-350С", "Иж-50", "Иж-50А", "Иж-50Б" появились на базе первых дорожных мотоциклов "Иж-350" и "Иж-49". На них наши спортсмены начинают принимать участие в мотоциклетных соревнованиях и успешно защищать честь марки "Иж". Уже В 1954-1955 годах были разработаны модели мотоциклов "Иж-54" и "Иж-54А" для шоссейно-кольцевых гонок. Их двигатели развивали мощность до 20 л.с. Выступая на этих машинах, наши спортсмены, в том числе мастер спорта В. Медведев, завоевали звание чемпиона СССР и заняли призовые места. В этот же период создаются мотоциклы "Иж-55М" и "Иж-55К" для многодневных и кроссовых соревнований. В дальнейшем они заменяются более надежными моделями "Иж-57М" и "Иж-57К".

Вскоре перед конструкторами бюро встала новая задача - подготовка к выпуску мотоцикла "Иж-Юпитер". Хотя сроком был назван 1958 год, ижевские машиностроители демонстрировали опытный образец новой модели на Всемирной выставке в Брюсселе уже в 1957 году. Первые опытные образцы показали весьма хорошие результаты. Мотоцикл сохранял экипажную часть "Иж-56", но имел совершенно новый двухцилиндровый мотор. Мощность двигателя была доведена до 18-19 л.с., мотор имел оригинальную конструкцию раздельных цилиндров. Более удобной в эксплуатации была и коробка переключения передач. Улучшена смазка подшипников. Серийный выпуск начат в 1961 году. Производство двигателя было организовано на Ижевском механическом заводе.

С 1962 года на базе машины "Иж-56" освоено производство мотоцикла "Иж-Планета". Экипажная часть этой модели была максимально унифицирована с "Иж-Юпитером". Гарантийный пробег "Иж-Планеты" по сравнению с "Иж-56" возрос на 2000 километров, а срок службы цилиндра и деталей поршневой группы благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя увеличен в полтора раза.

Период 1966-1970 гг. для мотоциклостроителей ознаменовался освое-нием новых дорожных мотоциклов "Иж-Планета-2" и "Иж-Юпитер-2".

1971-75 годы были посвящены выпуску дорожных мотоциклов "Иж-Планета-3", "Иж-Юпитер-3", "Иж-Юпитер-3К", "Иж-Планета-Спорт". В перечисленных марках мотоциклов сочетаются надежность в эксплуатации удобство в обслуживании. С приобретением опыта по разработке конструкций, оснащением производства новым прогрессивным оборудованием, появлением новых материалов сократился период разработки новых моделей и увеличился объем их выпуска, улучшились эксплуатационные качества. Примером может служить "Иж-Юпитер-3". Его мощность по сравнению с предшественником возросла почти на 40 процентов. Выпуск моделей "Иж-Планета-3" и "Иж-Юпитер-3" был доведен в 1975 году до 250 тысяч в год. Эти моделям присвоен государственный Знак качества.

Мотоцикл "Иж-Планета-Спорт" стоит особняком. Он был разработан в 1974 году. Это совершенно новая модель, которая отличалась от немецкой. Двигатель в сочетании с японским карбюратором развивал мощность 32 л.с., к тому же здесь впервые была применена новая раздельная система смазки. Эта модель пользовалась большой популярностью среди молодежи.

Строительство нового комплекса по производству мотоциклов завершилось в начале 80-ых годов. Высокоавтоматизированный, оснащенный подвесными сборочными конвейерами, он был рассчитан на выпуск 450 тысяч мотоциклов в год. В 1981 году в новом комплексе началось производство мотоциклов "Иж-Юпитер-4". А в 1982 году появилась "Иж-Планета-4" с новым 12-вольтовым электрооборудованием.

С 1985 года началось производство мотоцикла "Иж-Юпитер-5" с двигателем, мощность которого была снижена с 28 до 24 л.с. Появилась кнопка "аварийного запуска", отключавшая все приборы, кроме зажигания, при запуске с подсевшим аккумулятором. "Иж-Планета-5", выпущенная в 1987 году получила значительно обновленный двигатель мощностью 22 л.с. и новую внешность: бензобак, облицовки и приборный щиток. Вскоре подобным образом изменился и "Юпитер". В этот же период, на основе японского двигателя ХТ-550, были спроектированы и изготовлены опытные образцы перспективных и по сей день мотоциклов "Орион", "Марафон" и "Спринтер". По своему дизайну и характеристикам это были очень современные и смелые модели.

В период 1992-96 гг. появились грузовой боковой прицеп "Иж 9.204" и грузовой модуль "Иж 9.604 ГР". Конструкция грузового модуля была разработана таким образом, чтобы его можно было установить на любой мотоцикл семейств "Планета" или "Юпитер". Установив грузовой модуль вместо заднего колеса и маятниковой вилки мотоцикла, получается трехколесный грузовой мотоцикл с симметричным расположением колес. Наличие раздаточной коробки, блокировки дифференциала, заднего хода расширяет сферу использования мотоцикла. С 1995 по 1998 годы разрабатывалась гамма стационарных двигателей: СД 101 - на базе двигателей "Иж-ПС" и СД 1012 - на базе двигателя "Иж-П-5". Одновременно с разработкой центробежного самовсасывающего насоса Иж НЦС спроектирована мотопомпа "Иж МП-1" с двигателем СД 1012.

1997 год ознаменовался разработкой мотоцикла "Иж 6.92001" для перевозки противопожарного оборудования (мотопомпы, набора пожарных рукавов, огнетушителя и т. п.) и грузового мотоцикла "Иж 6.920ГР" с двигателем "Иж-Ю-5" Сб.1-08.10 жидкостного охлаждения, разработанным на Ижевском механическом заводе в 1990-92 годах.

В стиле чоппер в период 1996-2000 годов разрабатывается принципиально новая модель - мотоцикл "Иж 6.113-05". Она отличалась необычным для ижевских мотоциклов дизайном.

На сегодняшний день предприятие ДОАО "Ижмаш-Мото" является крупным перспективным заводом в России. С 2001 года вышел в серию мотоцикл в стиле чоппер и появится на мотоциклетном рынке в количестве не менее трех тысяч штук. Кроме этого, продолжается выпуск традиционных мотоциклов моделей "Планета" и "Юпитер", которые продаются как на внутренний рынок, так и на экспорт. В будущем намечена работа по их модернизации: корректировке их внешнего облика.

Современный моторынок предъявляет высокие требования. Одной из приоритетных задач сегодня является освоение четырехтактного двигателя, позволяющего значительно повысить потребительские свойства мотоциклов марки "ИЖ".

На смену уже существующей мотопомпе МП-1 должна прийти новая модель МП-2, эксплуатационные характеристики которой будут значительно улучшены. Однако основной задачей является разработка и освоение перспективных моделей мотоциклов, рассчитанных на использование разными возрастными категориями: 36-кубовый мокик и 50-кубовый мини-чоппер.

В современности работа предприятия ДОАО "Ижмаш-Мото" направлена на расширение ассортимента предлагаемой продукции, повышение ее качества, создание элегантной, недорогой и удобной в эксплуатации и обслуживании техники.

ИЖЕВСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД (1933-1945)

Газета "Ижевская правда" 1 мая 1933г. сообщила своим читателям о пуске в канун первомайских праздников механического цеха "первого в СССР мотозавода" и изготовлении двух опытных мотоциклов. 1 июля 1933г. предприятие вошло в систему Наркомата тяжелой промышленности СССР. Оно получило статус завода всесоюзного значения. 3 августа 1933г. в саду им. Горького г. Ижевска прошло массовое гуляние, посвященное выпуску Ижевским мотоциклетным заводом 5-ти опытных мотоциклов.

По сути, без какой-либо иностранной помощи, создавалась новая отрасль отечественного машиностроения. Конечно, освоение производства мотоциклов шло не просто. В Удмуртии развитие машиностроения и, в частности, мотоциклостроения рассматривалось как магистральный путь для преодоления экономической отсталости. В кратчайшие сроки задача по налаживанию массового выпуска мотоциклов была решена успешно. В 1933 г. всего было выпущено 4 мотоцикла модели НАТИ-750 и 1 мотоцикл Иж-7, в 1934 – 111 мотоциклов Иж-7. В конце концов, для серийного производства был избран именно "Иж-7". Правда, из 12 мотоциклов, изготовленных в 1933 году, почти все вернулись на завод - подвела система зажигания. Но вскоре "детские болезни" были преодолены, и в 1934 году завод выпустил уже 111 мотоциклов.

В ходе мотоциклетных пробегов испытывались эксплуатационные качества новых моделей. Мотопробеги были также важнейшим средством для популяризации мотоциклетной техники. Они выявили такие технические возможности ижевских мотоциклов, как повышенную проходимость, надежность, прочность конструкции, большую скорость. С 24 июля по 4 августа 1936 г. на мотоциклах Иж-7 прошел первый в СССР женский мотопробег по маршруту Ижевск-Казань-Горький-Владимир-Москва, в котором приняли участие жены инженерно-технических работников и работницы-стахановки Ижевского мотоциклетного завода. Участница мотопробега М.Н. Брезгина вспоминала, что Орджоникидзе дал высокую оценку мотоциклам Иж-7, упорству и энтузиазму девушек-комсомолок: "Это и послужило окончательному решению продолжать выпуск мотоциклов в г. Ижевске". В Москве участниц мотопробега принял нарком тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе. Командир пробега А.А. Чекмарева доложила наркому об успешной работе завода: "Завод не только перевыполняет программу, но и дает стране машины хорошего качества. Доказательством служит наш пробег. Мы проделали весь путь без единой аварии".

В начале 1938 года на смену "Иж-7" пришла новая модель "Иж-8". 300-кубовый двигатель получил петлевую продувку с двумя продувочными каналами, за счет чего мощность повысилась с 5,5 до 8 л.с. Совершеннее стала и система электрооборудования - вместо маховичного магнето машина стала оборудоваться генератором и аккумулятором. А в 1940 году началось производство модели "Иж-9", с увеличенной до 9 л.с. мощностью. Тогда же из Ленинграда была получена документация на мотоцикл "Л-8", оснащенный 4-тактным верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 348 куб.см. и максимальной мощностью 13,5 л.с. Для ускорения освоения новой модели было решено применить ходовую часть мотоцикла "Иж-9". Серийное производство нового мотоцикла, получившего обозначение "Иж-12", должно было начаться летом 1941 года. Однако дальнейшему развитию мотоциклостроения на заводе помешала война.

Источник: http://www.exdisc.ru/

Русская Цивилизация
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты