Главная  >  Вера   >  Православие   >  Православные святыни   >  Русские храмы   >  Исаакиевский собор


Реставрация Исаакиевского собора

11 октября 2007, 256

В начале 1870-х годов выяснилось, что из-за неравномерной осадки портиков их перекрытия стали опираться только на один край колонны. Колонны, в свою очередь, отклонились у основания от вертикали, в них стали появляться трещины.

Исаакиевский собор был освящен и открыт в 1858 году, но уже в 1870-е годы ему потребовалась реставрация. Большая масса этого здания, разновременность постройки восточной (ринальдиевской) и западной частей храма, а также то, что портики воздвигались раньше стен, привели к неравномерной осадке и деформации отдельных частей сооружения.

Кроме того, начался естественный процесс выветривания мраморной облицовки. Все это потребовало проведения длительных и трудоемких ремонтных и реставрационных работ, которые начались, по существу, еще на завершающем этапе строительства собора в 1840-х годах. Тогда Монферрану пришлось дополнительно укреплять основания колонн портиков и частично заменить мраморную облицовку фасадов.

В дальнейшем подобные работы не прерывались, та или иная часть здания постоянно находилась в лесах.

В 1867 году обнаружили трещины в местах соединений медных листов кровли, в которые просачивалась влага, повреждая кладку стен. В течение двух лет ремонтировали кровлю, была выполнена реставрация медной обшивки стилобата главного купола, а также отремонтированы водосточные трубы.

В начале 1870-х годов выяснилось, что из-за неравномерной осадки портиков их перекрытия стали опираться только на один край колонны. Колонны, в свою очередь, отклонились у основания от вертикали, в них стали появляться трещины.

Под руководством академика Е.А.Сабанеева в 1873 году начинаются работы по выравниванию колонн портиков, определившие начало первой комплексной реставрации храма. Она продолжалась в течение 25 лет. Были устранены основные дефекты конструкции здания, мраморной облицовки и проведена реставрация живописи.

В конце 1870-х годов на крыше собора установили чугунные ходовые мостики, устроили желоба и перила вокруг фонарика. Позже вновь потребовала ремонта кровля собора.

Постепенно начал интенсивно разрушаться мрамор наружной облицовки. Из-за примеси сернистого колчедана он не противостоял атмосферным воздействиям. Вследствие перепадов температуры, снега, дождя, а также последствий неравномерной осадки выпадали куски облицовки, в мраморе появлялись трещины, сколы кромок, каверны, обрушивались части карнизов и модульоны.

Во время ремонта наружный рускеальский мрамор был частично заменен флорентийским мрамором бардиллио - более устойчивым, но отличающимся от рускеальского более темным цветом.

В начале XX века в соборе провели частичную реставрацию живописи.

Следующий этап работ в храме - конец 1920-х годов. После проведения нивелировки, показавшей, что западная часть здания осела на 47 см больше восточной, частично восстановили мраморную облицовку.

Тяжелым испытанием стала для собора Великая Отечественная война. Несмотря на принятые меры (позолоту куполов покрыли маскировочной краской), он сильно пострадал от бомбежек, артобстрелов, сырости и холода.

Уже в октябре 1941 года рядом с собором разорвался снаряд, осколки которого частично разрушили мраморную облицовку северной стены и повредили гранитные колонны портика на глубину 10 - 15 см. Взрывной волной были выбиты стекла. Год спустя другой снаряд пробил медную кровлю и разорвался на своде малого купола.

Еще больший ущерб был нанесен храму в результате нарушения температурно-влажностного режима. С начала войны здесь не работала отопительная система, снег и дождь проникали внутрь, через пробоины в кровле.

Живопись на стенах и сводах была сильно загрязнена, ее лак потемнел и разлагался, осыпался красочный слой, местами штукатурка отставала от кирпичной кладки. Так, были утрачены некоторые фрагменты "Страшного суда" работы Ф.А.Бруни.

Пострадала наружная мраморная облицовка, утрачена большая часть золоченой лепнины на сводах и карнизах.

Послевоенная реставрация Исаакиевского собора началась в 1945 году с ремонта инженерных сетей, водопровода и канализации. Заново остеклили окна, отремонтировали кровлю и промыли от защитной краски позолоту куполов.

Уже в 1950-х годах обнаружили, что крепления и металлическая арматура креста главного купола сильно корродированны. В ходе реставрации их очистили, покрыли олифой и окрасили суриком, недостающие части изготовили заново. Крест был очищен от старой позолоты и грязи, отшлифован и покрыт лаком-марданом, после чего на его поверхность нанесли тонкий слой сусального листового золота. Эта работа осложнялась тем, что части креста приходилось разбирать на высоте около 100 м, спускать вниз, реставрировать, снова поднимать наверх и укреплять на свое место.

Главный купол в повторном золочении не нуждался, так как сделанная "через огонь" позолота оказалась достаточно прочной.

С 1947 по 1950 год реставраторы занялись консервацией настенной живописи.

Красочный слой укрепляли составом из пчелиного воска, канифоли, скипидара и спирта. Места его отставания от штукатурки после нанесения укрепляющего состава в горячем состоянии проглаживали через кальку утюгами. Такой способ позволял надежно скрепить красочный слой со штукатуркой и предохранить его от влажности. Поверхностные загрязнения удаляли составом из спирта-ректификата и скипидара.

Эти работы позволили предотвратить дальнейшее разрушение росписей, но консервации подвергалась не вся живопись, а лишь наиболее пострадавшие картины в аттике, алтарях и нишах пилонов.

С 1954 года под руководством Якова Александровича Казакова началась реставрация живописи в центральном нефе, аттике, главном алтаре и приделах. Предварительно была сделана графическая фиксация ее состояния. На схемах, составленных по каждой картине, указано было состояние штукатурного и красочного слоев.

После этого реставраторы занялись укреплением штукатурного слоя картин. Для собора наиболее подходящим оказался способ с применением извести-кипелки.

Раствор молотой негашеной извести с песком и толченым кирпичом вводили под давлением в специально проделанные отверстия в штукатурке. В процессе гашения извести раствор твердел и надежно связывал штукатурку с кирпичной кладкой собора. Кроме того, их подсушивало выделявшееся в процессе гашения извести тепло.

Затем реставраторы при помощи растворителей удаляли с картин грязь и потемневший лак. Утраченные фрагменты воссоздавались заново по архивным документам, фотографиям, авторским картонам и эскизам. После воссоздания утрат и снятия поздних "записей" живопись снова покрывалась лаком.

В некоторых случаях повреждения составляли 40 - 60 % общей площади росписей.

Таким образом, в течение 8 лет была отреставрирована вся живопись Исаакиевского собора. Завершающий этап этой работы - воссоздание плафона главного купола работы К.П.Брюллова.

Плафон находился в лучшем положении, чем многие росписи собора, потому что выполнен был по штукатуре, нанесенной на деревянную опалубку, а не на кирпичную кладку, и поэтому подвергся меньшему воздействию сырости. Утраты его красочного слоя составляли около 15 %. Поэтому, несмотря на гигантские размеры картины (816 кв.м) ее реставрацию провели всего за три месяца.

Не представила особой трудности реставрация мозаик в иконостасах. Цветное стекло смальта - долговечный материал. Мозаики очистили от копоти, промыли, обработали открытые швы воском, затем отполировали войлоком и фетром.

Хуже сохранились мозаики в парусах. Здесь смальта частично отошла от кирпичной кладки, и ее пришлось заново укреплять цементным раствором.

Особенно много хлопот доставила реставрация витража. Это уникальное произведение состоит из 21 рамы, в 13 из которых цветное стекло было выбито. Его заново изготавливали после нескольких экспериментов, проведенных Ленинградским технологическим институтом им. Ленсовета. Стекло оказалось не только многослойным, но и различной толщины, для каждой группы стекол требовалось подобрать различную температуру плавления.

Восстанавливали витраж специалисты Экспериментальных мастерских и кафедры керамики и стекла ЛВХПУ им. В.И.Мухиной под руководством Е.В.Поповой.

Впоследствии выяснилось, что эти работы не отвечали требованиям научной реставрации и скорее носили характер консервации. В то время в Ленинграде просто не было опытных витражистов. При реставрации металлические рамы витража даже не демонтировались. Монтаж витражных стекол производился по вертикали. Нижняя часть картины по характеру росписи, некоторым провалам в тоновом решении отличалась от подлинной композиции. Грубо, штрихами кистью, были исполнены облака (акварельными красками на стекле).

При реставрации витража в 1998 году его полностью демонтировали. Все модули подгонялись по рисунку на стекле, что обеспечило точность композиции. Стекло применялось более толстое, склейка велась на медную фольгу, по примеру мировой практики реставрации старинных витражей.

Для прочности поверхность собранных модулей перед установкой в раму прошпаклевали специальной мастикой. В ходе этих работ уточнили рисунок облаков и плаща Христа, восстановили наружную раму с высокопрочным стеклом. Для ухода за уникальной картиной между рамами установили алюминиевые конструкции с переходными мостиками.

Немало усилий потребовало воссоздание поврежденных лепных орнаментов.

Утраченные фрагменты лепки заново отливали из алебастра и с помощью специальных штырей устанавливали на место, полировали, покрывали лаком-марданом и заново золотили сусальным золотом.

Часть позолоты гальванопластической скульптуры интерьера сохранилась. Особенно прочной она была на деталях, вызолоченных "через огонь". Тем не менее позолота была загрязнена и потускнела. Ее промыли горячей водой с мылом, наиболее загрязненные части очищали составом из нашатырного спирта и аммиака. Так были промыты большие и малые царские врата, паникадила, капители и базы пилястр, скульптуры ангелов в барабане купола. Вновь вызолотили группы "Преображение" и "Вознесение".

Позеленевшие в годы войны рельефы дверей собора покрыли искусственной патиной, предохранительным составом из воска, скипидара и красителей.

С 1956 по 1963 год восстанавливали внутреннюю мраморную облицовку стен, удаляли "переродившийся" слой мрамора и восполняли утраты вставками. Мрамор был в очень плохом состоянии, почернел и закоптился. От сырости и перепадов температур его поверхность утратила полировку, некоторые блоки выкрошились.

Мрамор обрабатывали карборундовыми наждачными кругами, снимая верхний слой на 1,5 - 2 мм. Трещины заделывались, первоначально - цементом с мраморной крошкой, эпоксидной смолой. Мрамор промывали и полировали. Всего обработано было 11600 кв. м камня, сделано более 10 000 вставок.

Во время послевоенной реставрации реконструировано освещение Исаакиевского собора. Раньше скульптуру и живопись в верхней части храма скрывал полумрак. В 1957 году на галереях, карнизе главного алтаря, вокруг плафона главного купола были установлены люминесцентные лампы, по углам здания - мощные софиты, и детали убранства стали доступны для обозрения.

Новая система отопления собора позволила поднять среднюю температуру воздуха до 17 - 20 градусов Цельсия вместо прежней 7 градусов Цельсия и снизить влажность до 50 - 60 %, что стало важнейшим условием сохранения мрамора, живописи, лепки и позолоты.

Первый этап комплексной реставрации был завершен в 1963 году. Во время этих работ было сделано геодезическое обследование состояния Исаакиевского собора. Его результаты показали, что обнаруженная в 1929 году неравномерная осадка собора прекратилась.

В конце 1960-х годов обследовали наружную мраморную облицовку и установили, что она нуждается в реставрации. Проводились работы в северо-западной части фасада и колокольни, состояние которых вызывало наибольшие опасения, был заменен ряд мраморных модульонов медными копиями, окрашенными под мрамор.

Общее состояние Исаакиевского собора проверялось в 1987 году. Была зафиксирована равномерная осадка здания на величину до 5 мм.

В настоящее время продолжается комплексная реставрация Исаакиевского собора.

Подготовлено А.В.Головановой

Источник:

http://www.isaac.spb.ru/isaac/restavr

Русская Цивилизация
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты