ИСКАТЬ:
Главная  >  Политика   >  Территориальное устройство России   >  Территории Российской Империи


«Газовое имперство» и геополитические расклады

11 октября 2007, 252

В ближайшее время российская энергополитика может быть существенно переориентирована с Европы на СНГ. Подобные проекты выдвигаются уже сегодня.

Председатель Российского газового общества сделал предложение, от которого вроде бы никто не должен отказаться. Планируется создать альянс шести стран СНГ – России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и Туркмении, обладающих половиной всех запасов газа в мире. Что ж, это будет достаточно сильный блок, способный играть ведущую роль в мировой энергетической политике. А сие предполагает и геополитическое могущество.
Скоре всего, инициативы Виктора Язева являются ответом на отказ Франции и Германии от энергетического альянса с Россией. Если так, то нашей элите можно сдержанно поаплодировать - не особо утруждая ладоней (настоящие аплодисменты понадобятся в эпоху настоящих побед). Похоже, до кое-кого начинает доходить вся бесперспективность ставки на Европу. В Европе, да и вообще на Западе, нас терпят поскольку постольку, но на тесное сближение никто идти не желает. А посему - переориентация на СНГ, то есть на пространство бывшего СССР, выглядит весьма логичным и оправданным.
При этом, что характерно, делается еще и реверанс в сторону Востока. Как было заявлено, в альянс может войти еще и Иран. А это уже очень и очень не понравится Вашингтону. Впрочем, вряд ли в особый восторг придет и ЕС.
Тут, правда, возникают некоторые вопросы и сомнения. Не ясно, стоит ли рассматривать инициативу Язева как инициативу российского руководства? Ведь для того, чтобы выдвигать такие инициативы нужно приготовиться к очень серьезному давлению извне. Причем это давление будут оказывать как США, так и ЕС. Обе эти геополитические конструкции одинаково опасаются усиления России. Американцы – потому, что это серьезно затруднит их экспансию в Евразии. Европейцы – потому, что поставит в большую зависимость от российского сырья. То есть более чем вероятно сглаживание противоречий между европой и США, которые объективно отвечают российским интересам, так или иначе ослабляя давление на нашу страну. Между прочим, подключение к альянсу Ирана только укрепит США в намерении спосоьствовать сближению с Европой на антироссийской почве.
Тут, можно было бы, конечно, сыграть на некоторых разногласиях. Но вот только способно ли к этому нынешнее руководство?
Далее. Идея с газовым альянсом хороша сама по себе. Но она однозначно провалится, если только ее станут рассматривать как, прежде всего, коммерческий проект. Безусловно, дело это крайне выгодное для всех участников. Но нельзя же хоть и на минуту усомниться в том, что ЕС и США сделают все для того, чтобы не допустить создания «газовой империи»! И уж сомневаться не стоит – они изрядно подкормят правящие элиты тех стран СНГ, которых мы позовем в новый союз. То есть, надо думать, что для тамошних элит гораздо более выгодным станет отказаться от щедрых российских предложений.
Вот почему любую внешнюю активность, в том числе и коммерческую, стоит проводить под мощнейшим политическим прикрытием. Необходима активная лоббистская деятельность, подпитка разнообразных «пятых колонн», разнообразная «нейтрализация» противников сближения и т. д. Возможно, что подобные усилия нами прилагаются. Но уж как-то все это не очень заметно. А там, где заметно, то совершенно не впечатляет. Вспомним хотя бы недавний превентивный удар по антисаакашвилевским силам в Грузии.
Стоит признать один печальный факт. Сегодня у нас нет союзников в СНГ. Энергетическая политика ведется, в целом успешно, а внешняя политика хромает. Даже с дружественной Белоруссией мы умудрились рассориться. Причем и здесь свою роль сыграл пресловутый газовый фактор. Вот уж воистину - одной рукой лечим, другой - калечим. Конечно, всегда остается шанс помириться, но прежних союзнических отношений, наверное, уже не будет. По крайней мере, при нынешнем руководстве.
Есть некоторое сближение с Казахстаном, но тут нет ничего и близко напоминающего недавно еще союзнические отношения с белорусами.
На Украине возрождается самый настоящий кучмизм – чего стоит обещание низких цен за газ, при том, что для распространения русского языка и русской культуры на Украине ничего не делается. А все потому, что у нас там нет влиятельных пророссийских фигур (не считать же таковой искреннюю, но не пользующуюся массовой поддержкой Витренко). Какое-то время этой фигурой считался Янукович, но, похоже, что сегодня и самые наивные люди поняли, что это совершенно не так. Скорее всего, он придерживается проевропейской ориентации. И его тандем с Ющенко является элементарным следствием компромисса между США и ЕС.
Несколько более ровную позицию в отношении нас занимает напуганная Молдавия, но к дружественным странам ее не отнесешь. С Арменией сближения особого не получается, скорее наоборот. Азербайджан ведет себя спокойно, но сильно клонится в западную сторону. Туркмения достаточно удалена от России.
Неплохо обстоят дела с Киргизией и Узбекистаном, но этого слишком мало в масштабах СНГ. К тому же и здесь не обходится без накладок. Так, российская и киргизская прокуратура «поссорились» из-за Березовского, который якобы посетил Киргизию летом этого года.
Иными словами, плюсы то есть, но их все-таки перешивают минусы. И то есть следствие однобокой коммерческой политики, которая не учитывает вей мощи политического воздействия. Которым, кстати, не пренебрегают и самые что ни на есть коммерческие державы (США, страны Европы). Похоже, что марксизм оказал действительно очень сильное влияние на сознание нашей бывшей советской элиты, которая усвоила оттуда один лишь экономический детерминизм.
Между тем, на одном этом детерминизме далеко не уедешь. И коммерции настоящей не получится. Необходимо мыслить не только в геоэкономических, но и в геополитических категориях. Без этого никакой альянс не создашь. Даже если речь идет «всего лишь» о газовом альянсе.

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004