ИСКАТЬ:
Главная  >  Экономика   >  Экономика России   >  Коммуникации и транспорт   >  Железные дороги   >  История разгрузочных станций


Линия Покровская Слобода - Уральск. Другие станции

11 октября 2007, 643

Сеть заволжских линий Рязанско-Уральской железной дороги обслуживает очень обширный, но слабо населенный край. В естественноисторическом отношении край этот представляет весьма высокий интерес. Его геологическое прошлое, природа и минеральный богатства давно привлекали к нему внимание.

Сеть заволжских линий Рязанско-Уральской железной дороги обслуживает очень обширный, но слабо населенный край. В естественноисторическом отношении край этот представляет весьма высокий интерес. Его геологическое прошлое, природа и минеральный богатства давно привлекали к нему внимание. Целая группа выдающихся ученых производила здесь свои наблюдения. Исследовали этот край Паллас, Гмелин, Лепехин, Фальк, Георги и другие. Труды этих ученых, обратившие на себя общее и заслуженное внимание богатством фактов, подробным и добросовестным изучением, положили основание обстоятельному исследованию здешнего края.
Историческая судьба этого края не менее замечательна. С глубокой древности он служил ареною обширных международных сношений. Сохранившиеся остатки городищ, валов, курганов, стен, окопов, свидетельствуют, что тут издавна совершалась историческая жизнь, что тут проходил военный и торговый путь с Востока в Россию. Из народов, живших в этом крае, особенно большое влияние на Россию имели золотоордынские татары. Золотая Орда здесь возникла, здесь развернулось её могущество, и созрела её мировая известность, здесь же выпали на её долю и те удары, которые решили участь татарского господства над Россией.
Слабая населенность этого края зависит, главным образом, от почвенных и климатических условий. Огромные пространства земли здесь заняты солонцами и песками, а площади, годные для земледельческой культуры, страдают от недостатка влаги и нуждаются в искусственном орошении.
Вся будущность края зависит от решения вопроса о развитии в нем водного хозяйства.
Изучение водоносности местности вдоль Астраханской линии и исследования гидротехника А.А Козырева, произведенные на обширной площади казенных земель Новоузенского уезда, выяснили, что заволжский край обладает достаточным количеством пресной воды для того, чтобы он мог быть превращен из безотрадной полупустыни в культурную и населенную местность.
И уже ныне наблюдается, что идея искусственного орошения, вращавшаяся сначала в кругу землевладельцев и крупных арендаторов оброчных статей, мало-помалу начинает проникать в население все глубже и глубже. С одной стороны, этому способствует значительное повышение урожаев на орошаемых площадях, с другой - чрезвычайно благоприятный для устройства дешевого искусственного орошения равнинный характер рельефа описываемого района.

Анисовка

Станция на 10 версте от Покровской Слободы, в Новоузенском уезде. Станция названа по имени лежащего в 4 верстах села Анисовки.
Коммерческого значения станция не имеет. С неё отправляется ничтожное количество пассажиров и грузов. Главное значение станции — техническое. Здесь формируются поезда, идущие к переправе через Волгу. Ничего замечательного в окрестностях этой станции нет.
С момента постройки в 30-х года XX века моста через Волгу, вместо действовавшей до того паромной переправы, станция Анисовка приобретает большое значение. Мост соединил рельсовым путем станции Нефтяная и Анисовка. Таким образом станция Покровск осталась в стороне.
После постройки во время второй мировой войны Волжской рокады станция Анисовка стала иметь еще большее значение, так как здесь могли переформировывать поезда идущие на Петров Вал, Ртищево, Сенную. Со временем станция Анисовка получила развитие и превратилась в крупный сортировочный узел.
В 1988 году на станции Анисовка был установлен паровоз-памятник Эх-1328 с тендером Эу684-94.

Безымянная

Станция на 35 версте от Покровской Слободы, в Новоузенском уезде. Окрестности станции населены немцами-колонистами, основавшими здесь несколько хуторов.
Грузы подвозятся к станции в редких случаях и в малом количестве. Владельцы предпочитают возить хлеб гужем в Покровскую слободу для продажи на местном базаре.

Нахой (ныне Наливная)

Станция на 59 версте от Покровской Слободы, в Новоузенском уезде. Станция получила название от небольшой речки Нахой, протекающей по соседству.
На расстоянии 5-6 верст от станции расположено нисколько немецких колоний: Розенфельд, Александергей, Гнадендорф, Вейценфельд и Либенталь. В селе Розенфельд — паровая мельница Мейера и Ротгана, производительностью до 300 тысяч пудов в год.
При станции два постоялых двора, и всегда имеются лошади для прибывающих пассажиров.

Урбах

Станция Урбах находится на 72 версте линии Покровская Слобода — Уральск, в Новоузенском уезде (по состоянию на 1913 год).
Узловая станция для линий, идущих на Уральск, Астрахань и на Александров Гай. При станции — немецкий поселок Урбах, с населением до 2000 человек, состоящим из землевладельцев и рабочих. В последствии, в советское время, после выселения немцев Поволжья, поселок поменял название и статус — стал именоваться село Пушкино. Станция сохранила название Урбах.
В 3 верстах от станции колония Ней-Урбах, с населением в 1500 человек. В окрестностях — преобладающий и класс населения составляют колонисты; разбросанные по прилегающей степи одиночные хутора носят преимущественно немецкие названия.
Особенностью колонистов является отхожий промысел заграницу. Ежегодно на зиму третья часть колонистов уезжает на заработки в Германию.
Часть грузов из района станции уходит гужем на волжские пристани: Покровскую Слободу и Баронск.

Еруслан

Станция Еруслан находится на 95 версте от Покровской Слободы, в Новоузенском уезде.
Кругом открытая степь с разбросанными по ней хуторами. Ближайший населенный пункт — хутор Попп в полутора верстах, а ближайшее село Михайловка, с 3000 жителей в 12 верстах.
Из окрестного района везется часть хлеба на Баронскую пристань и на станцию Красный Кут. Нужные населению товары подвозятся большею частью из Покровской Слободы и Саратова.


Мокроус

Станция Мокроус находится на 107 версте от Покровской Слободы, в Новоузенском уезде.
Название станции присвоено по имени лежащей в 10 верстах немецкой колонии Мокроус; в названии же этой колонии сохраняется имя атамана Мокроуса, бродившего здесь с шайкою разбойников, в период заселения Заволжского края.
Ближайшими к станции населенными пунктами являются: село Ивановка, лежащее в шести с половиною верстах, Семёновка — в 7 верстах и Митрофановка — в 9 верстах. В селе Ивановка бывают две ярмарки — 14 сентября и 6 декабря, с значительными оборотами, продолжающаяся по 6-7 дней.
В 1911 году со станции отправлено около 5 тысяч пассажиров и 127 тысяч пудов грузов, главным образом, хлеба. Прибыло разных грузов 232 тысячи пудов.
Станция снабжается водой при посредстве водопровода, протяжением 7 верст, от села Семёновки, при котором устроена водокачка.

Плес

Станция Плес находится на 126 версте от Покровской Слободы, в Новоузенском уезде.
Населенные пункты в окрестностях станции редки; из ближайших — село Розендам, в четырех верстах, и Верхний Плес (Кальдино) и Красавка — в 9 верстах.
На расстоянии от 12 до 30 верст расположено 9 русских сел и деревень и 4 немецких колонии.

Жулидово

Станция Жулидово находится на 145 версте от Покровской Слободы, в Новоузенском уезде. Станция названа по имени расположенного в 2 верстах от неё хутора землевладельца И.П. Жулидова.
Населенных пунктов в окрестностях очень мало. Ближайшее к станции село Перекопное, с населением 9000 человек, лежит в 12 верстах, второе село — Краснянка, с населением — 5000 человек, в 25 верстах.
В селе Перекопном бывают, кроме еженедельных базаров, две ярмарки: на сырной неделе и с 5 по 8 сентября.
На станции — зернохранилище на 51 тысячу пудов. Водою станция снабжается из колодца, расположенного в полутора верстах.

Ершов

Станция Ершов находится на 159 версте от Покровской Слободы, в Новоузенском уезде. От станции идет ветвь к городу Николаевску (ныне станция Пугачёвск).
При станции образовался поселок, имеющий до 1000 жителей; в поселке почтово-телеграфное отделение, сберегательная касса и ежегодно на время хлебной компании открываются агентства банков: русского торгово-промышленного и русско-азиатского.
При станции депо, с паровозным зданием на 12 стойл, мастерские для малого ремонта паровозов, зернохранилище на 12500 пудов и два хлебных пакгауза на 72000 пудов.
Со станции отправляется более 12 тысяч пассажиров и в урожайные годы около 750 тысяч пудов грузов, главным образом, хлеба и скота; прибывает на станцию разных товаров до 200 тысяч пудов.
В двух верстах от станции находится паровая мельница Шварца и Дубкова, размалывающая по 1 вагону зерна в сутки.
В 9 верстах от станции лежит село Марьевка, с населением 3000 душ, а в 25 верстах к югу, на реке Большом Узене, — большое и торговое село Новорепное, с населением до 6500 человек. В нем, кроме базаров, бывает с 29 августа по 5-е сентября ярмарка с оборотом, по продаже разного рода товаров, лошадей и рогатого скота, до 260 тысяч рублей.
В 30 верстах от Ершова, при селе Столыпине, имеющем до 800 жителей, находится заведение Столыпинских минеральных вод. На левом берегу реки Большого Кутума, против деревни Новостолыпинки, вытекает ряд серно-соляных ключей, богатых солями, с свободным сероводородным газом. Один из них — Николаевский назначается для внутреннего употребления, остальные соединены в общий бассейн, из которого вода подается для ванн. В двух верстах, вверх по реке Большому Кутуму, на правом его берегу, находится железистый источник Мариинский. Источник представляет ряд очень сильно бьющих ключей. В трех с половиною верстах от заведения, вниз по реке Кутуму, расположен ряд горячих соленых озер — лиманов. Это, вероятно, остатки бывшего здесь некогда Арало-Каспийского моря. Курорт существует с 1867 года. Столыпинские грязи и воды полезны от многих болезней, как-то: ревматизма, золотухи, отравления металлическими ядами, невралгии, параличей и прочих. Для сообщения со станцией Ершов имеются лошади и автомобиль.

С 1963 года поселок при станции Ершов стал городом. Население Ершова по переписи 1979 года — 22 тысячи человек, в настоящее время около 25 тысяч человек. Город представляет собой типичный провинциальный город степного Саратовского Заволжья.
Недалеко от вокзала станции Ершов сохранилось здание, построенное из шпал. При внимательном рассмотрении и измерении обнаруживается, что эти шпалы некогда были сшиты в решетку с колеей в 1000 мм, т.е. в начале XX века данные шпалы лежали в узкой колее Заволжья. Напомню, что перешивка колеи состоялась для участка Урбах — Ершов — с 1907 по 1913 год, а для участка Ершов — Уральск с 1914 по 1915 год, в 1929 году — Ершов — Пугачевск.
Локомотивное депо Ершов стало единственным депо в Заволжье Саратовской области. Ранее, в 1995-96 годах были закрыты депо Балаково и Пугачевск, приписной парк локомотивов этих депо влился в парк депо Ершов; Пугачевск стал подменным пунктом; бывшее паровозное депо Красный Кут также является подменным пунктом депо Ершов; депо Анисовка с 2000 года выделено в отдельную компанию — Саратовтранспригород и в приписном парке имеет лишь электропоезда. В настоящее время (2006 год) в приписном парке депо Ершов имеются тепловозы серий: 2ТЭ10М, 2ТЭ10У, 2ТЭ10МК, ТЭП70, ЧМЭ3. В депо имеется действующий поворотный круг.
В сентябре 2005 года, руководство Приволжской дороги, принимает неожиданное решение: перенести ремонт тепловозов 2ТЭ10 из депо Аткарск, в депо Ершов. Депо Ершов, по этим грандиозным планам должно переехать в цеха принадлежащие Ершовскому ОЗПМ (Опытный завод путевых машин). К 1-му января 2006 года депо Аткарск уже юридически ликвидировано, а вот создана ли база ремонта в Ершове не ясно. ОЗПМ, выполняющий средний ремонт путевой техники, должен переехать в Аткарск.
В городе работают молочный комбинат, мельничный комбинат, элеватор.

Мавринка

Станция Мавринка находится на 178 версте от Покровской Слободы, в Новоузенском уезде. Станция получила название по имени лежащего в 5 верстах села Мавринки, имеющего 103 двора.
В 5 верстах от станции находится поселок Скребиций, с 60 дворами, и в окружности до 6 верст расположено 8 хуторов, из которых только на двух живут их владельцы. Ближайший к станции хутор Мальцева — в 200 саженях. Владелец этого хутора — крупный скотопромышленник, имеющий до 7000 быков, обычно сбываемых на мясной рынок после полевых работ.
При станции имеется зернохранилище на 12000 пудов. Со станции отправляется более 15 тысяч пассажиров и в урожайные годы около 2500 тысяч пудов грузов, прибывает грузов свыше 1200 тысяч пудов. В отправлении преобладают хлеб, скот и сено, в прибытии — лесные материалы и различные товары крестьянского потребления.

Алтата

Станция Алтата находится на 199 версте от Покровской Слободы, в Новоузенском уезде. Станция при большом и торговом селе Дергачи, с населением свыше 5000 человек.
В Дергачах бывает две ярмарки: 15 августа — Успенская, с оборотом 200 тысяч рублей, и 21 октября — Казанская, с оборотом 300 тысяч рублей. Главные предметы торговли на этих ярмарках лошади, верблюды и рогатый скот. При селе Дергачи — опытная агрономическая станция. Село Дергачи очень большой торговый пункт; в нем пять агентств банков: Русского торгово-промышленного, Русско-азиатского, Русского для внешней торговли, С.Петербургского международного, Волжско-Камского и Общество взаимного кредита.
В 5 верстах, на хуторе врача А.А. Романова, кумысолечебное заведение. Хутор при подошве горы, на расстоянии полуверсты от речки Камышлейки, которая в сущности не речка, а широкий пруд, загражденный дамбой в селе Дергачи. Местность открытая, степная, лесу, за исключением кустарников, нет; большие деревья встречаются только в двух верстах, по берегам Земского озера, куда кумысники ходят на прогулки.
В 16 верстах от Дергачей, — на Земском хуторе, — кумысолечебница, устроенная Новоузенским земством для земских служащих.

Демьяс

Станция Демьяс находится на 225 версте от Покровской Слободы, в Новоузенском уезде. Название станция получила от небольшой речки Демьяс, протекающей недалеко от станции. При станции — железнодорожное зернохранилище на 16 вагонов.
Ближайшие к станции села: Новорослейка, с населением в 3000 душ, в 7 верстах от станции и Обрезкино, с населением около 2000 душ, в 8 верстах.
В районе станции находится около 35 экономий, из которых относительно крупными являются экономии: княгини Гагариной (9000 десятин), Мальцева (8000 десятин), Кобзаря (6500 десятин), Кнорринг (3000 десятин). Хлебопашество и скотоводство — исключительные виды хозяйства в экономиях.
Весь хлеб из экономий поступает в продажу; большая часть отправляется по железной дороге, меньшая — гужем в Балаково.
Отправка хлеба по железной дороге достигает 600 тысяч пудов; кроме хлеба, отправляется сено и рогатый скот. Пассажиров отправляется в год более 2 тысяч человек.
В последние годы район станции заселяется переселенцами с юга России.

Чалыкла

Станция Чалыкла находится на 247 версте от Покровской Слободы, в Новоузенском уезде. Станция получила название от протекающей недалеко реки Чалыклы.
При станции — зернохранилище на 12000 пудов, частный хлебный склад на 80 вагонов и оборотное депо, с паровозным зданием на 3 стойла.
Вблизи станции нет сел и деревень, она окружена только хуторами крупных экономий, из которых ближайшие П.И. Карепанова, в 4 верстах — 1800 десятин; Ф.Е. Кобзаря, в 5 верстах — 5000 десятин; В.С. Модина, в 6 верстах — 3600 десятин; М.С. Кузьмина, в 9 верстах — 4000 десятин; К.Д. Кузьмина, в 12 верстах — 8000 десятин и П.Т. Кобзаря, в 12 верстах — 8000 десятин. Во всех этих экономиях, кроме хлебопашества, значительно развито скотоводство.

Озинки

Станция Озинки находится на 273 версте от Покровской Слободы, в Новоузенском уезде. Станция в 5 верстах от большого села Озинки, в котором 150 дворов, церковь, школа, аптека и прочие заведения. Со времени проведения железной дороги число дворов в Озинках увеличилось на 100.
В ближайшем соседстве со станцией расположено шесть хуторов: Соколика, Тимонина, Вдовина, Попова, Карепанова и Овчинникова.
В окрестностях станции Озинки обнаружены, при геологических исследованиях в 1911 году, залежи медного колчедана; практическое значение этих залежей еще не определилось.

В связи с распадом СССР в 1992 году станции Озинки стала пограничной с Казахстаном, здесь оборудован погранпереход.

Семиглавый Мар

Станция Семиглавый Мар находится на 297 версте от Покровской Слободы, в Уральском уезде.
Станция на высшем пункте южного отрога Общего Сырта, образующего здесь меловые горы, называемые марами. Название же Семиглавого Мара получила лежащая при станции меловая гора потому, что здесь, по преданию, Пугачев казнил семь войсковых старшин отрубив им головы.
При станции — артезианский колодец, дающий очень чистую и хорошую воду, которой станция славится по всей Покровско-Уральской линии, почему пассажиры всегда стараются воспользоваться этой водой для питья.
Станция приобрела значение торгового пункта, при ней образовался поселок, идет ссыпка хлеба, отправляется много сена.
Общий грузооборот станции в урожайные годы превышает 800 тысяч пудов, из которых на отправление приходится около 720 тысяч пудов и на прибытие свыше 80 тысяч пудов. Пассажиров отправляется со станции более 3 тысяч человек.
В окрестностях станции, на расстоянии от 5 до 40 верст расположено 8 хуторов. Из этих хуторов более других замечателен хутор господина Овчинникова (в 9 верстах), лежащий в большой котловине, замкнутой со всех сторон, кроме северной, где вход в нее ограничен двумя очень близко сдвинувшимися меловыми хребтами, образовавшими теснину.
В 7 и 8 верстах от станции — казачьи поселки: Вавилин и Крутенький, замечательные сильно развитым скотоводством.

Шипово

Станция Шипово находится на 319 версте от Покровской Слободы, в Уральском уезде. Названа станция по имени бывшего наказного атамана Уральского казачьего войска генерал-лейтенанта Н.Н. Шипова в воспоминание об оказанном им содействии к разрешению постройки Покровско-Уральской железной дороги.
Станция расположена при большой казачьей Каменской станице, в 300 дворов, с населением 2000 душ. Торговый поселок этой станицы находится при самой станции; в поселке базары, на которых производится скупка подвозимых сюда хлебов и сена. Кроме базаров, здесь бывает ярмарка с 10 по 17 октября, на которую привозится товаров более, чем на 100 тысяч рублей, и пригоняется огромное количество скота. Скупщики хлеба имеют здесь за станционной границей 24 амбара, вместимостью на 400 с лишним тысяч пудов; к амбарам проведен рельсовый путь.
В урожайные годы грузооборот станции превышает 1300 тысяч пудов, из которых на отправление приходится около 1 миллион пудов и на прибытие свыше 300 тысяч. В отправлении преобладают: хлеб, сено и рогатый скот, в прибытии - лесные материалы, нефтяные продукты, мануфактура и другие грузы.
В 40 и 45 верстах от станции лежат казачьи станицы: Чижи и Ежи, известные большими скотными ярмарками.

Деркул

Станция Деркул находится на 346 версте от Покровской Слободы, в Уральском уезде. Название станции присвоено по имени протекающей возле неё реки Деркул, впадающей в реку Чаган версты три выше города Уральска.
В версте от станции — село Зеленое, в 238 дворов, с населением свыше 1250 душ, состоящим преимущественно из казаков-старообрядцев. После проведения железной дороги село значительно увеличилось. В селе две церкви — православная и старообрядческая, две школы, 7 лавок и 3 мельницы.
Главное занятие населения — хлебопашество, скотоводство и бахчеводство.

Переметная

Станция Переметная находится на 358 версте от Покровской Слободы, в Уральском уезде. Станция недалеко от Переметного поселка, от которого получила название. В поселке около 500 человек населения, занимающегося хлебопашеством.
Из района станции хлеб идет гужем в большом количестве в Уральск, до которого считается около 35 верст.

Источник в интернете:
http://www.ruzgd.ru/

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004