ИСКАТЬ:
Главная  >  Война   >  Оружие   >  Военно-морской флот   >  Флот Российской Империи   >  Российские парусные корабли XVIII века


Классификация парусных кораблей

11 октября 2007, 15430


Бомбардирский корабль
Парусный 2-, 3-мачтовый корабль конца XVII — начала XIX в. с повышенной прочностью корпуса, вооружённый гладкоствольными орудиями. Впервые появились во Франции в 1681 г., в России — в ходе строительства Азовского флота. Бомбардирские корабли вооружались 2—18 пушками крупного калибра (мортиры или единороги) для борьбы против береговых укреплений и 8—12 орудиями малого калибра. Входили в состав военных флотов всех стран. В русском флоте существовали до 1828 г


Бриг
Военный 2-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для крейсерской, разведывательной и посыльной служб. Водоизмещение 200—400 т, вооружение 10—24 пушки, экипаж до 120 чел. Обладал хорошими мореходными и манёвренными качествами. В XVIII — XIX вв. бриги входили в состав всех флотов мира


Бригантина
2-мачтовое парусное судно XVII — XIX вв. с прямым парусом на передней мачте (фок) и косым на задней (грот). Использовалось в военных флотах Европы для разведывательной и посыльной служб. На верхней палубе устанавливалось 6—8 пушек малого калибра


Галион
Парусное судно XV — XVII вв., предшественник парусного линейного корабля. Имело фок- и грот-мачты с прямыми парусами и бизань с косыми. Водоизмещение около 1550 т. Военные галионы имели до 100 орудий и до 500 солдат на борту


Каравелла
Высокобортное однопалубное 3-, 4-мачтовое судно с высокими надстройками на носу и корме, водоизмещением 200—400 т. Обладало хорошей мореходностью и широко использовалось итальянскими, испанскими и португальскими мореплавателями в XIII — XVII вв. На каравеллах совершили свои знаменитые плавания Христофор Колумб и Васко да Гама


Каракка
Парусное 3-мачтовое судно XIV — XVII вв. водоизмещением до 2 тыс. т. Вооружение 30—40 пушек. Могло вместить до 1200 человек. На каракке впервые применены пушечные порты и осуществлено размещение орудий в закрытых батареях



Клипер
3-мачтовый парусный (или парусно-паровой с гребным винтом) корабль XIX в., применявшийся для разведывательной, дозорной и посыльной служб. Водоизмещение до 1500 т, скорость до 15 узлов (28 км/ч), вооружение до 24 орудий, экипаж до 200 человек


Корвет
Корабль парусного флота XVIII — середины XIX в., предназначавшийся для разведки, посыльной службы, а иногда и для крейсерских действий. В первой половине XVIII в. 2-мачтовое, а затем 3-мачтовое судно с прямым парусным вооружением, водоизмещением 400—600 т, с открытыми (20—32 орудий) или закрытыми (14—24 орудий) батареями


Линейный корабль
Крупный, обычно 3-дечный (3 артиллерийские палубы), З-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для артиллерийского боя с такими же кораблями в строю кильватера (линии баталии). Водоизмещение до 5 тыс. т. Вооружение: 80—130 гладкоствольных пушек вдоль бортов. Линейные корабли широко применялись в войнах второй половины XVII — первой половины XIX в. Внедрение паровых двигателей и гребных винтов, нарезной артиллерии и бронирования привело в 60-х гг. XIX в. к полной замене парусных линейных кораблей броненосцами

Флейт
Парусное 3-мачтовое судно Нидерландов XVI — XVIII вв., применявшееся в военном флоте в качестве транспорта. Вооружалось 4—6 пушками. Имело борта, которые выше ватерлинии были завалены внутрь. На флейте впервые был применён штурвал. В России флейты входили в состав Балтийского флота с XVII в.


Фрегат парусный
3-мачтовый корабль, второй по мощи вооружения (до 60 пушек) и водоизмещению после линейного корабля, но превосходящий его по скорости. Предназначался главным образом для действий на морских коммуникациях


Шлюп
Трёхмачтовый корабль второй половины XVIII — начала XIX в. с прямыми парусами на передних мачтах и косым парусом на кормовой мачте. Водоизмещение 300—900 т, артиллерийское вооружение 16—32 орудия. Использовался для разведывательной, дозорной и посыльной служб, а также как транспортное и экспедиционное судно. В России шлюп часто использовали для кругосветных плаваний (О.Е. Коцебу, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев и др.)


Шнява
Небольшое парусное судно, распространённое в XVII — XVIII вв. в Скандинавских странах и в России. Шнявы имели 2 мачты с прямыми парусами и бушприт. Вооружались 12—18 пушками малого калибра и использовались для разведки и посыльной службы в составе шхерного флота Петра I . Длина шнявы 25—30 м, ширина 6— 8 м, водоизмещение около 150 т, экипаж до 80 чел.


Шхуна
Морское парусное судно, водоизмещением 100—800 т, имеющее 2 и более мачты, вооружено в основном косыми парусами. Шхуны использовались в парусных флотах как посыльные суда. Шхуны русского флота имели на вооружении до 16 пушек

Источник: сайт http://deb.telenet.ru/

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004