Главная  >  Политика   >  Страны и регионы мира   >  Украина


Украина на пути к двухпартийной системе

11 октября 2007, 26

Нынешние баталии вокруг закона о полномочиях Кабинета министров — еще одно свидетельство, сколь глубок политический кризис, продолжающийся в Украине.

Нынешние баталии вокруг закона о полномочиях Кабинета министров — еще одно свидетельство, сколь глубок политический кризис, продолжающийся в Украине. Попытка Партии регионов (ПР) и ее союзников перетянуть одеяло власти на себя почти удалась. С помощью Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) «Антикризисной коалиции» удалось преодолеть вето президента Ющенко на закон о Кабмине. И если бы не техническая накладка — на подпись президенту вторично закон представили немного не в том виде, в каком его принимали в парламенте, то главе государства пришлось бы либо подписывать закон, либо искать способ распустить парламент, либо обращаться в Конституционный суд по поводу политреформы. Пока же Ющенко смог получить небольшую передышку.

Понятно, почему на этот раз БЮТ голосовал солидарно со своими злейшими врагами регионалами. Один из мотивов вполне внятно озвучил ближайший соратник Юлии Тимошенко Александр Турчинов: «Потому что в ближайшее время мы планируем формировать правительство и нам нужны полномочия для того, чтобы навести порядок в стране. Поверьте мне, кроме нашей команды, никто не способен это сделать. Нам нужны рычаги для того, чтобы в стране был порядок, чтобы экономика развивалась, чтобы хаоса в государстве не было». Тимошенко сама рассчитывает придти к власти в качестве премьер-министра, причем, очевидно, еще до того, как состоятся очередные президентские выборы. Для этого парламентские выборы должны быть досрочными. И, вероятно, Тимошенко рассчитывает в ближайшее время тем или иным способом спровоцировать роспуск Верховной Рады.

Скорее всего, второй раз БЮТ все же не будет помогать «Антикризисной коалиции» преодолевать президентское вето, и, в конечном счете, закон о Кабмине будет принят в компромиссном варианте. На это намекнул и спикер парламента Александр Мороз, заявивший, что можно «изъять норму, которая предоставляет коалиции право вносить кандидатуру премьер-министра в случае, если президент не сделает этого в установленный Конституцией срок. Это же касается кандидатур министров обороны и иностранных дел».

В любом случае противостояние политических сил на Украине будет продолжаться и после принятия закона о Кабмине, в том числе и в связи с подвешенным статусом нынешнего министра иностранных дел. Независимо от того, усидит ли Борис Тарасюк на своем посту или будет заменен на более компромиссную фигуру вроде Александра Чалого, Украина при нынешней конституции будет оставаться страной без четко определенной внешней политики. Невыгоды этого положения еще скажутся в будущем, но уже сейчас в руководстве Евросоюза выражают сомнения, есть ли на Украине подходящие партнеры для новых соглашений. Поэтому готовящееся новое Усиленное соглашение о сотрудничестве с Украиной по решению Брюсселя не будет содержать никаких пунктов о возможности членства или нечленства Украины в этой организации.

Сложившееся положение есть следствие того, что на Украине сейчас действует французская модель президентско-парламентской республики, когда президент отвечает за внешнюю политику страны, но правительство формируется парламентом. Такая система вполне работоспособна во Франции, где между основными политическими силами нет принципиальных разногласий по внешнеполитическим делам. Схожая система оказалась жизнеспособной и в Польше, где таких разногласий не было и тогда, когда президент и премьер принадлежали к разным партиям. Но в Украине, где позиции противоборствующих сил во внешнеполитической сфере прямо противоположны, французская модель приводит к параличу внешней политики.

Компромисс между «Антикризисной коалицией», с одной стороны, и «Нашей Украиной» (НУ) и БЮТ — с другой, во внешнеполитических вопросах маловероятен. Теоретически таким компромиссом мог бы стать нейтральный статус Украины, но страна слишком слаба для этого экономически и остается полем столкновения слишком серьезных геополитических интересов. Поэтому, вероятно, рано или поздно Украину ждут досрочные парламентские выборы, на которых «оранжевые» попытаются взять под контроль Верховную Раду.

От досрочных выборов больше всего выигрывает БЮТ, чьи лидеры не скрывают, что преодоление вето на закон о Кабмине преследовало также цель побудить Ющенко пойти на досрочные выборы и отмену политреформы через Конституционный суд. Тот же Турчинов прямо заявил, что президент должен распустить парламент: «Если он не пойдет этим путем, простите, я не хочу делать плохих прогнозов, но я прогнозирую очень грустную перспективу для политика по фамилии Ющенко».

Действительно, президенту Ющенко не позавидуешь. Если не провести сейчас досрочных выборов, то он рискует стать жертвой «ползучего» переворота, осуществляемого ПР. Если же проводить, то НУ наверняка потеряет голоса и в будущей коалиции будет сильнейшим образом зависеть от БЮТ. Однако продолжение нынешнего паралича внешней политики Украины грозит Ющенко не только утратой перспективы переизбрания на второй срок, но и, что еще важнее, невозможностью осуществления сколько-нибудь серьезных реформ и в экономике, и в политике. Поэтому, скорее всего, придется что-то предпринимать. Одним из вариантов решения проблемы может стать солидарное сложение мандатов депутатами от БЮТ и НУ.

Так или иначе, будущие выборы в Верховную Раду, независимо от того, будут они очередными или досрочными, пройдут с самого начала как противоборство двух блоков. «Оранжевую» коалицию составят БЮТ и «Наша Украина», или возникшие на ее основе новая партия. В «бело-голубом блоке» могут слиться Партия регионов и Компартия, которые и так финансируются из одних и тех же источников. Тут возможно даже установление организационного единства. Социалистическая партия, скорее всего, будет расколота между двумя блоками. По такой схеме в Украине может на деле сложиться реальная двухпартийная система с двумя примерно равновеликими по силам блоками, которые в будущем могут трансформироваться в политические партии и придать устойчивость молодой украинской демократии.

В подобном случае реальным может стать и преобразование нынешней политической системы Украины в президентско-парламентскую республику по американскому образцу. Тогда стороны окажутся в состоянии придти к жизнеспособному компромиссу, поскольку двухпартийная система предполагает достаточно частую смену партий у власти с сохранением прозрачных и неизменных правил игры. Та из партий, которая в данный момент находится в большинстве в парламенте, но при «чужом» президенте, будет рассчитывать на победу на следующих президентских выборах, и потому смирится с реальным разделением властей.

www.prognosis.ru

Борис Соколов
Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты