ИСКАТЬ:
Главная  >  Общество   >  Средства массовой информации   >  Печатные издания


Журнал "Тульский зритель" (1928-1930 гг.)

11 октября 2007, 537

Если до 20-го года в стране выходило не более 10 наименований театральных журналов, то в конце 20-х – начале 30-х гг. их насчитывалось уже около полусотни. В числе многих провинциальных изданий, появившихся в этот период, – журнал “Тульский зритель”.

Перемены, происходившие в культуре и искусстве в 20-х годах XX века, самым непосредственным образом перекликались с новыми задачами социалистического строительства. Состоявшийся в 1927 году съезд партии предписывал тесно связать “план культурного строительства с индустриализацией страны”. Ассигнования на культурное строительство были значительно увеличены. По данным Всесоюзной книжной палаты за период с 1928 по 1932 год страна получила около трех миллионов экземпляров книг, журналов и газет – вдвое больше, чем за все первое десятилетие существования советской власти.
Если до 20-го года в стране выходило не более 10 наименований театральных журналов, то в конце 20-х – начале 30-х гг. их насчитывалось уже около полусотни. В числе многих провинциальных изданий, появившихся в этот период, – журнал “Тульский зритель”, первый номер которого увидел свет 17 января 1928 года.
Первоначально журнал издавал Тульский губернский отдел народного образования. К концу 1928 г. года издающей организацией значилось Тульское Управление зрелищными предприятиями (УЗП).
Развитие в Туле и Тульской губернии театрального, циркового и киноискусства, а также клубной работы, и главное, служение искусства запросам и чаяниям народа, воспитание "нового" грамотного, культурного зрителя - вот тот круг вопросов, который был намечен для освещения издателями журнала "Тульский зритель".
"Искусство должно принадлежать трудящимся", - провозгласила статья, открывшая первый номер и прозвучавшая как манифест. И дальше: "Искусство по самой природе своей массовое; оно воздействует на массы, организует чувство, волю масс, возбуждает к действию массы…" Журнал призван был "перебросить мостик от экрана, сцены, арены, эстрады к зрителю", возбудить общественное внимание к театру и кино, "поднять художественно-зрелищную работу на должную высоту".
Главным редактором издания практически весь период его существования был В.И.Александров, председатель художественно-политического совета Гортеатра. Бессменным ответственным секретарем - И.И.Лапо.
Среди “участников журнала” в первых его выпусках указаны Б.Бурцев, В.Глаголев (редактор газеты “Коммунар), Л.Ф.Дашковский (режиссер Гортеатра), В.Калядин, М.Колябская (зам. главного редактор газеты “Коммунар”), С.Котин, С.Корнев, В.Лазаренко (артист-клоун тульского цирка), А.П.Ларин, В.П.Малахов (артист Гортеатра), А.Медведев (автор стихотворных экспромтов), В.Питерский, И.А.Развеев (артист Гортеатра), В.Рашков, Н.Хохлов, Я.Шор, художники Гортеатра Г.А.Белоуско, А.Ф.Холодков, В.Сэпп и др.
В состав редакционной комиссии вошел и был активным ее членом главный режиссер Городского театра Иван Алексеевич Ростовцев, являвшийся одним из крупнейших русских провинциальных режиссеров. Многое изменилось на тульской сцене с его приходом в театр в 1927 году. Он отказался от стилистики прежних театральных постановок. Отдавая дань времени, когда поиски нового шли буквально по всем направлениям, многие спектакли театр решал в эти годы в плане "механизированного конструктивизма". Впервые в Туле была сооружена вращающаяся сцена, давшая новые постановочные возможности, в театре появился свой эстрадно-симфонический оркестр, в сопровождении которого шли спектакли. А главное, Ростовцев считал своей режиссерской задачей раскрытие духовной жизни героев, стремился выявить социальные мотивы жизненных противоречий. Особенно близка ему была драматургия М.Горького. Пьесы "На дне" и "Мещане" были высоко оценены и зрителем, и критикой. Ставя спектакли по классическим пьесам (в его постановке шли в те годы "Ревизор" Н.Гоголя, "Власть тьмы" Л.Толстого, "Гроза" А.Островского, "Коварство и любовь" Ф.Шиллера), он все же считал, что без современного репертуара, без пьес, отвечающих потребностям дня, у театра не может быть успеха и признания зрителя. Вслед за столичными театрами Тульский Объединенный Советско-профсоюзный театр, как он тогда назывался, показывает такие, ставшие знамением времени пьесы, как "Любовь Яровая" К.Тренева, "Разлом" Б.Лавренева, "Пурга" Д.Щеглова, "Человек с портфелем" А.Файко.
Журнал "Тульский зритель" почти в каждом номере публиковал так называемые "программы-либретто" театрального репертуара тех лет, в которых не только перечислялись авторы, главные действующие лица и исполнители, но давалось краткое содержание пьесы, объяснялись зрителю постановочные задачи спектакля, его идейный смысл.
Каждая премьера заканчивалась зрительской конференцией, где сталкивались различные мнения и взгляды на театральное искусство. В фойе театра появились книга отзывов и призыв: "Товарищи зрители! Пишите нам о своих впечатлениях от просмотренных спектаклей. Ваши отзывы помогут театру улучшить его работу". Самые интересные из этих отзывов публиковались на страницах журнала "Тульский зритель" под рубрикой "Голос зрителя". Театральный коллектив внимательно прислушивался к мнению своей основной публики - "рабочего организованного зрителя".
В свою очередь журнал многое делал для воспитания этой публики, поднятия ее культурного уровня, развития вкуса, для пропаганды сценического и музыкального искусства. Так в мае 1928 года журнал публикует на своих страницах просветительную статью В.Разумовского "Музыка в драме и комедии", в феврале 1929 г. - отрывки из брошюры известного театрального критика Б.Алперса "Как смотреть и оценивать спектакль", а в одиннадцатом номере для пытливого зрителя в рубрике "Экран" появляется статья "Как снимаются говорящие фильмы".
Много статей, посвященных "фильме", как тогда говорили, выходили в "Тульском зрителе" за подписью "Добротвор". Впоследствии известный советский журналист, доктор исторических наук, профессор Горьковского педагогического института Н.М.Добротвор (Александров) в первые годы Советской власти возглавил Тульское губернское Бюро печати. "Кино есть орудие культурной революции, а не пятикопеечный балаган, потакающий обывателю, идущий в хвосте его запросов", - так в духе своего времени писал он о воспитательной роли кино. Публиковал он и рецензии на новые советские фильмы. В частности фильм С.Эйзенштейна "Октябрь" он одним из первых провинциальных кинокритиков оценил как "крупное достижение советской кинематографии".
Острые дискуссии, фельетоны и шаржи очень оживляли и делали ярким каждый номер журнала. Предметом обсуждения стала, например, статья "Музыкально-педагогические мысли" А.Ленгольда (№№ 3, 4). Журнал уделял особое внимание проблемам музыкального воспитания детей. Листая сегодня журнал, мы можем прочитать о первых творческих шагах известных впоследствии музыкальных деятелей: Владимира Семеновича Успенского, преподавателя Тульского музыкального училища, возглавившего в дальнейшем Тульский государственный хор; Александра Николаевича Стасенко, музыкального педагога и организатора первых оперных спектаклей самодеятельных кружков в различных клубах Тулы и Тульской области. На страницах журнала публиковались подробные материалы по истории Тульского музыкального техникума (нынешнего училища им.А.С.Даргомыжского), рецензии на концерты учащихся и педагогов.
Именно на страницах "Тульского зрителя" уже тогда ставились вопросы о создании в городе постоянной театральной труппы и о строительстве нового здания для городского театра (в то время Гортеатр находился на ул.Коммунаров, 51, сегодня это здание Концертного зала областной филармонии).
Критические заметки касались не только концертов, театральных постановок, кинопроката в тульских кинотеатрах "Форум", "Спартак", "Им. Бабякина", но даже цирковых программ, особенно клоунады, от которой требовалось быть "сильным орудием художественной агитации". В специальной рубрике “Арена” регулярно публиковались статьи об артистах и постановках тульского цирка, о предпочтениях зрителей. В № 4 за 1928 г. напечатан очерк известного дрессировщика В.Л.Дурова “Как я дрессирую морских львов”.
Постоянной рубрикой издания был раздел “По клубам”, освещавший проблемы самодеятельных театральных коллективов и “живых газет клубов” (так называемой “Синей блузы”), школьных драмкружков. Клубам в то время придавалось особое значение. Именно клубная работа должна была “пошатнуть “кадильные” устои в рабочем быту”. В 1930 в Туле кроме многочисленных действующих и вновь создаваемых клубов, появилось новое учреждение культуры, которое по своему потенциалу призвано было свершить невозможное. В № 11 опубликована фотография “На стройке Чулковского клуба”, где каждый из нас может узнать очертания хорошо знакомого нам здания ДК "Серп и молот", а в № 13, в репортаже о его торжественном открытии автор с радостью посвящает читателя во все подробности технического оснащения и оборудования клуба патронников: “зрительный зал, на 750 мест, имеет вращающуюся сцену… Особенностью зала является его освещение: ламп совершенно не видно, они искусно скрыты за стеклянными полосами, дающими свет, очень похожий на солнечный. Кроме зрительного зала имеется аудитория на 250 чел., ряд комнат для кружковых занятий, великолепно обставленная комната отдыха, прекрасное фойэ с буфетом, зал для спорта (с тиром для стрельбы). Имеется, конечно, и библиотека с десятками тысяч книг, а так же детская комната, где матери, приходя в клуб, могут оставлять своих детей, и затем, помещение для душей, а на крыше здания – солярий” (орфография статьи сохранена). С трудом верится, что это цитата из прошлого, а не современное описание перспективного проекта.
Много раз на страницах “Тульского зрителя” поднимался вопрос об актерах-выдвиженцах (талантливых участниках самодеятельных театральных коллективов). Смысл дискуссии сводился к обсуждению проблемы организации специального рабочего театра.
В конечном итоге в 1929 г. в Туле появился Театр Рабочей Молодежи (ТРАМ). Вероятно, этому способствовала 1-я Всесоюзная конференция ТРАМов, подробная информация о которой опубликована в журнале. Тульский ТРАМ организовал свою работу еще шире, чем предполагали основные методы трамовской работы, обсуждаемые на конференции. В Туле к работе в Театре Рабочей Молодежи активно привлекались подростки, главным образом школьники. Однако Тульский ТРАМ бедствовал уже с первых дней своего существования из-за отсутствия постоянного помещения. Журнал “Тульский зритель” радел за передачу ТРАМу здания Народного дома (сегодня это здание ТЮЗа). Тогда это событие не состоялось. Трамовцы получили помещение, ранее занимаемое клубом швейников на углу ул. Советской и Красноармейской.
Но в конечном итоге Народный дом все-таки оказался в распоряжении артистов ТРАМа, вошедших в состав образованного в 1931 году Театра юного зрителя. Именно участие школьников в постановках рабочего театра послужило основой для организации ТЮЗа.
Помимо ведения основных рубрик журнала редакция пыталась также расширить тематические рамки издания, заявив новую рубрику “Физкультура и спорт”. В опубликованном приветствии Тульского губернского совета физической культуры провозглашается: “При нашей культурной отсталости вопрос культурной революции получает громадное значение, - и такой большой участок, как участок, занимаемый делом физической культуры, делом внедрения культурных начал в наш быт, естественно, не может быть обойден на страницах периодической печати”.
На “спортивной” страничке опубликованы календарь соревнований 1928 года, сообщения об организованных курсах по подготовке инструкторов физкультуры, о предстоящей в Туле встрече тульских и латвийских велосипедистов, а также “Вести из Москвы”, из которых можно узнать, например, такую подробность, что гостивший в Москве падишах Афганистана Аманулла-хан с супругой, членами семьи и свитой побывал на московском ипподроме, где в честь его приезда состоялся розыгрыш приза независимого Афганистана. “Приз был выигран “Бонапартом” (Тулгоссельтреста) с наездником Платоновым (туляком). Последний был представлен падишаху, который вручил ему и конюху ценные подарки (золотые часы)”.
По какой причине рубрика “Физкультура и спорт” не нашла своего продолжения в очередных выпусках журнала - неизвестно, но сам факт ее появления - это свидетельство о творческом поиске редакционного коллектива.
По истечении первого года выпуска журнала И.И.Лапо, ответственный секретарь редакции, откровенно признавался, что в начале “какой облик примет это театральное издание – никто из близких к театру лиц ничего путного не знал. Да и мало кто верил в осуществление этой затеи”. Для формирования редакционного портфеля первых номеров журнала нередко использовались “забракованные и не использованные заметки газеты “Коммунар”. По этому поводу секретарю редакции было даже адресовано сатирическое четверостишие:
С Лапо струится градом пот,
Когда на ниве благодатной
Плоды обильные он жнет,
Сбирая матерьял бесплатно…
Но уже через год журнал завоевал любовь и уважение читателей. Тем более, что редакция журнала всячески поддерживала с ними связь.
Для заметок и сообщений, а так же критических высказываний и пожеланий в фойе Гортеатра размещался почтовый ящик редакции. Предлагалось такие же почтовые ящики для корреспонденции читателей установить и на крупнейших тульских заводах, где распространялась значительная часть тиража издания.
В № 4 в апреле 1928 года редакция опубликовала анкету для изучения читательской аудитории. И уже в № 5 были подведены “итоги анкетного обследования”, позволившие определить социальный облик читателя: “рабочих – 25 проц., служащих – 30 проц., учащихся – 31 проц. Партийность: членов ВКП (б.) - 12 проц., комсомольцев – 20 проц., беспартийных – 68 проц. Возраст – от 13 лет и до 51 года (в большинстве молодежь 18-25 лет). Подавляющее большинство читателей закрепилось за журналом с первого номера”.
На втором году существования журнала “после того, когда в журнале нашли место 265 рабкоровских заметок (не считая статей квалифицированных литработников) и 148 иллюстраций, когда вокруг него сплотилось ядро сотрудников, рабкоров и художников, когда по рукам читателя разошлись 31000 экземпляров “Тульского зрителя” и когда выход каждого номера ожидается читательской массой с нетерпением", казалось, за судьбу журнала было не страшно.
Но в декабре 1930 г. вышел последний его номер. Ничто не предвещало конца этого популярного издания. Может быть, только смена главного редактора (в последнем, 13 номере им значится уже преподаватель тульского комвуза П.Л.Григорьев) служит косвенным подтверждением тревожных перемен. На этом завершился краткий период существования тульской театральной периодики.
Ныне журнал “Тульский зритель” продолжает свою жизнь уже как исторический источник, сохранивший до нашего времени много интереснейших фактов и сведений о культурной жизни нашего города. Множество фотографий, рисованных портретов и шаржей актеров, режиссеров, музыкантов и театральных художников, сцен из спектаклей, снимков зданий культурных учреждений города, театров и клубов являются ценными документами истории г. Тулы.

ЛИТЕРАТУРА

Тульский зритель: Журнал / Тул. упр. зрелищными предприятиями.- Тула, 1928-1930.
1928.- №№ 1-7.
1929.- №№ 8-11.
1930.- №№ 12-13
Беседа по душам со зрителем и читателем / Подгот. И.Л[апо] // Тул. зритель.- 1929.- № 9.- С.1-2.
О конф. зрителей, проведенной Упр. зрелищными предприятиями, где в т.ч. обсуждался вопр. издания журн. "Тул. зритель".
Лапо И. Журнал "Тульский зритель" перед судом читателей: (Итоги анкетного обследования) // Тул. зритель.- 1928.- № 5.- С.1-2.
Новиков П.Н. На новых рельсах: [Беседа с дир. Упр. зрелищными предприятиями] // Тул. зритель.- 1929.- № 8.- С.6-7.
О деятельности упр., об издаваемом упр. журн.
Тебиев Б. Тульский театр / Б.Тебиев, Э.Коротков, Л.Морозова - Тула: Приок. кн. изд-во, 1977.- 247 с.: ил.
На с.81-84 о журн.


Источник в интернете:
http://tounb.tula.net/Tula/DEFAULT.HTM

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004