ИСКАТЬ:
Главная  >  Вера   >  История Русской Церкви   >  История епархий


Основание Тульской епархии в 1799 г.

11 октября 2007, 1173

16 октября 1799 года Указом императора Павла I была создана Тульская епархия. Указу предшествовало событие, ставшее поворотным в жизни края.

16 октября 1799 года Указом императора Павла I была создана Тульская епархия. Указу предшествовало событие, ставшее поворотным в жизни края. В 1777 году было утверждено Тульское наместничество — высший орган гражданского управления. В его состав вошли города и уездные центры: Алексин, Тула, Белев, Венев, Одоев, Кашира, Крапивна, Епифань, Чернь, Ефремов, Новосиль, Богородицк, Дедилов, Гремячее. А в 1797 году в тех же границах была учреждена Тульская губерния. Так проходило формирование края, ставшее основанием для создания Тульской епархии.
До того времени церковно-административное положение наших земель представляло пеструю картину: своими частями они входили в число различных, далеко отстоящих епархий без единого центра. В давние времена край зависел от епископов Черниговских, затем различными его частями управляли епископы Крутицкие, Воронежские, Рязанские и Коломенские.
Учреждение в Туле епископской кафедры с последующим открытием консистории и духовной семинарии имело самые благотворные последствия, способствуя развитию религиозно-духовной жизни губернии и став залогом процветания всего края: стали расти собственные кадры образованных священнослужителей, клириков. Это стало основой просвещения широких масс народа. Наличие своего административно-духовного центра облегчило жизнь приходов.
Переведенная из Коломны, Тульская семинария открылась в начале XIX века. В середине прошлого столетия в ней уже обучались до 800 воспитанников. Из ее стен вышли 22 иерарха (5 митрополитов и 17 епископов) и около 40 видных деятелей русского Православия. За полуторавековое существование Тульская семинария воспитала около трех тысяч священнослужителей.
На протяжении XIX века в Тульской епархии были созданы, кроме того, и четыре духовных училища: в Туле — на 170 воспитанников, в Белеве — на 320, в Новосиле обучались 400, в Веневе — 200 учеников. Всех воспитанников в духовных училищах епархии насчитывалось до 2250 человек.
При храмах Тулы и губернии в течение почти 120 дореволюционных лет были открыты и успешно функционировали более 1500 церковно-приходских школ и школ грамоты. При церквах было открыто более 516 библиотек. Примечательно, что первая в русской провинции публичная библиотека была открыта именно в Туле при Старо-Никитской церкви ровно 200 лет назад.
В 1903 году при Александро-Невском храме были организованы внебогослужебные беседы для прихожан. Такие беседы успешно проводились впоследствии и при других храмах.
При Николо-Часовенской церкви было создано и активно действовало одно из первых в России обществ трезвости. Впоследствии его отделения появились при многих храмах Тулы и губернии.
В 1884 году при Архиерейском подворье открывается первый историко-краеведческий музей России «Палата древностей», действовавший на протяжении 34 лет. Его основателем, хранителем и руководителем все эти годы являлся Николай Иванович Троицкий — выпускник Тульской семинарии, крупный краевед, ученый, историк, писатель. Экспонаты «Палаты древностей» стали основой коллекции созданного в советское время областного краеведческого музея.
Помимо культурно-просветительской, необходимо отметить и социальную работу Церкви. В Тульской епархии на церковные средства содержались 9 больниц на 119 коек и 38 богаделен на 300 человек. Были широко развиты и постоянно поддерживались традиции жертвования средств на строительство храмов и церковные нужды. Имена бескорыстных жертвователей, благотворителей — Макарухина, Мусатова, Баташовых, Кучина, Ваныкина, Буслаева, Кузовлева, митрополита Сергия (Ляпидевского), навсегда сохранятся в истории епархии.
В Туле в прошлом веке были созданы прекрасные творения зодчих, замечательные духовные, архитектурные и исторические памятники: Казанский и Спасо-Преображенский соборы, Успенская церковь женского монастыря, храм Преподобного Сергия Радонежского, приют Трухиной, Петровская богадельня и церковь Дмитрия Солунского. На строительство этих прекрасных сооружений всегда находились средства бескорыстных благотворителей-тулян. Было создано множество церковно-приходских попечительств для помощи нуждающимся прихожанам.
К 1917 году число храмов и часовен в Тульской епархии составляло 1089. В самой Туле с ее 130-тысячным населением было 3 собора — Успенский, Богоявленский и Спасо-Преображенский и 68 храмов и домовых церквей (при семинарии, больницах, приютах, учебных заведениях, заводах и фабриках).
Тульская епархия может гордиться своими архипастырями — аскетами в быту, строгими владыками по отношению к нерадивым исполнителям святых канонов, любящими пастырями для прихожан, инициативными организаторами открытия новых храмов, обителей. Среди них первый тульский епископ Мефодий (Смирнов); Дамаскин (Россов), руководивший епархией почти 30 лет; Дмитрий (Муретов); Никандр (Покровский), более 33 лет возглавлявший Тульскую кафедру; Питирим (Окнов), впоследствии Митрополит Санкт-Петербургский; Иувеналий (Масловский), священномученик, расстрелянный при советской власти.
За годы советской власти все монастыри и почти все храмы на территории епархии были закрыты, большинство из них разрушено. Большинство духовных, исторических и культурных ценностей конфисковано. В Туле снесены прекрасные Казанский, Спасо-Преображенский, Сретенский (Ново-Никитский) и другие храмы. Уничтожена являвшаяся архитектурной доминантой города колокольня Успенского собора кремля, как и большинство других колоколен. Город стал будто обезглавленным.
И лишь в годы перестройки на тульской земле, как и во всей России, начинается возрождение Православия. К тому времени на территории области действовали всего 32 храма, из них четыре в Туле.
Уже сейчас в епархии 89 действующих церквей, 15 из них в Туле. Несмотря на экономический спад в стране, обнищание населения, особенно тех слоев интеллигенции, пенсионеров, которые и являются постоянными прихожанами, практически во всех храмах Тулы и области идет реставрация, обновление, ремонт.
Восстанавливается колокольня Свято-Никольского храма, приобретают первоначальный вид храмы Сергия Радонежского и Вознесения в Заречье, Щегловский монастырь, Благовещенская церковь и Успенский собор в кремле.
Неустанными заботами владыки Серапиона воссоздаются Щегловская обитель в Туле и Жабынская пустынь под Белевом. Действуют два новых монастыря — Свято-Успенский в Новомосковске и Свято-Казанский в селе Колюпаново Алексинского района. Ведется строительство новых храмов. Действуют церкви во имя Донской иконы Божией Матери в Пролетарском районе Тулы, храмы в колонии строгого режима под Плавском, в поселке Ленинский, в Щекино, Ефремове, Новомосковске, Колюпаново.
Одним из самых лучших учебных заведений области стала Православная классическая гимназия, которую возглавляет митрофорный протоиерей Лев Махно. Состоялись два выпуска Пастырских курсов, где готовят будущих священнослужителей. Возрождены «Тульские епархиальные ведомости». На различных каналах радио созданы постоянные православные передачи, передачи и сюжеты постоянно проходят и по областному телевидению.
При владыке Серапионе усилилась борьба с сектанством. В епархии создан отдел катехизации и филиал московского центра реабилитации жертв тоталитарных сект, организованы курсы по подготовке катехизаторов и учителей воскресных школ.
Во многих храмах проходят постоянные внебогослужебные духовные беседы, на которые собирается большое количество прихожан. При храме Сергия Радонежского действует Православное молодежное движение, при котором открыты воскресная школа для детей, духовное отделение музыкальной школы, православная группа детского сада. Каждое лето создаются молодежный и детский лагеря.
В 1998 году в епархии возрождено викарийство. Викарием епархии стал хиротонисанный в марте епископ Богородицкий Кирилл.
Традиционными стали Никольские и Рождественские чтения в которых наряду с тульскими пастырями принимают участие крупнейшие ученые, преподаватели православных учебных заведений Москвы. Доброй традицией стало проведение организованных епархией праздничных концертов в областной филармонии. Впервые за 80 лет по городам епархии прошли организованные и возглавляемые епископом Кириллом крестные ходы.
Но главное — это духовное служение Русской Православной Церкви, только с помощью и на основах которой способна возродиться Великая Державная Русь.

ЛИТЕРАТУРА

Материалы для историко-статистического описания Тульской епархии: Сб. / Изд. под ред. протоиерея А. Иванова и преподавателя семинарии Н. Троицкого.—Тула: Тип. Н.И. Соколова, 1884.—Т. 1.— 1884 [на обл. 1888] —[2] III, 162, XXV с.
Приходы и церкви Тульской епархии: Извлечение из церковно-приходских летописей / [Сост. П.И. Малицкий].— Тула: Тип. Н. Соколова, 1895.— 781, XLIII.
Расписание городских и сельских приходов и причтов Тульской епархии.— Б.м., [1877].— 59 с.— На тит. листе 2 апр. 1877 г.
Список монастырей в Тульской губернии // Памятная книжка Тульской губернии на 1893 г.— Тула, 1893.— С. 50—55 (отд. IV).
Список приходов Тульской Епархии / / Памятная книжка Тульской губернии на 1893 г.— Тула, 1893.— С. 3—48 (отд. IV).
Справочник по Тульской епархии.— Тула: Тип. Н.К. Конышевой 1914 — 31 с.
Троицкий Н.И. Сто лет бытия Тульской епархии: Исторический взгляд на епархиальную жизнь с 1799 по 1899 год: Речь. Произнесена на юбилейном Акте в зале Тульского Дворянского собрания 17 окт. 1899 г.— Тула: [Тип. И.Д. Фортунатова], 1899.— 27 с.
Андреев Н. О Тульском Успенском кафедральном соборе / / Тул. губ ведомости.— 1854,— № 8, 9, 10, 11 12.
[Монастыри, существующие в Тульской епархии] // Тул. губ. ведомости.— 1864.—№ 45.—С. 204—206; № 46,—С. 209—210; № 47.—С. 215—216; № 49.— С. 226—227.
Тульская епархия / / Полный православный богословский энцикл. слов.— [Репр. изд.].— М., 1992.— Том. П.— Стб. 2195—2196.
Действующие храмы и молельни [г. Тулы] / / Атлас Тульской области: Ист.-экон. обзор.— Тула, 1996.— С. 45.
Кипарисова А. Успенский собор // Кипарисова А. Тула.—М., 1948.— С. 36—40.
Алексий, патриарх Московский и Всея Руси. Душа и вера / / Тула вечерняя.— 1997.—7авг —С. 1.
Благодарственное слово губернатору Тульской обл. В.А. Стародубцеву за постановление, согласно которому источник Блаженной старицы Ефросиньи объявлен природно-ист. и мемориальным памятником.
Банников В. Рыцарь духа // Коммунар.— 1993.— 27 мая. О митрополите Тульском и Белевском Серапионе.
Белоус А. Его степенство купец Котельников, Христа ради юродивый... // Тула вечерняя.— 1994.— 14 сент.
О юродивом, похороненном близ Николо-Часовенского храма в Туле. Причислен к лику местночтимых святых.
Белоус А. Крестовоздвиженский храм // Тула вечерняя.—1993.— 20 окт.
Не сохранившаяся церковь в Туле.
Белоус А. На месте нынешнего «Белого дома» // Тула вечерняя.— 1994.—20 окт.
О Спасо-Преображенском храме в Туле.
Воскресная школа // Мол. коммунар.— 1997.— 16 сент.— С. 4.
О воскресных школах, в т.ч. о тул. школе при храме Сергия Радонежского.
Вуколова Л. Почувствовали себя братьями и сестрами во Христе / / Коммунар.— 1996.— № 13.— С. 10.
О деятельности Православного молодежного движения, созданного в Туле, при храме преподобного Сергия Радонежского.
Гарбузова Е. Сестры милосердия / / Мол. коммунар.— 1997.— 22 мая.
Об о-ве «Милосердие», действующем при Тульской епархии, занимающемся оказанием помощи тяжело больным людям.
Мельникова Н. Чудо Господне // Тул. известия.— 1996.— 6 июня.
О восстановлении храмов в Тульской обл.
Митрополит Серапион // Тул. епархиальные ведомости.— 1998.— № 3.— С. 6—8.
Отставных В. Никольские православные чтения // Тул. известия.— 1996.—20 дек.
Впервые в Туле прошли православные чтения.
Сенин О.М. Центр реабилитации жертв тоталитарных сект: [Беседа с катехизатором тул. реабилитационного центра жертв тоталитарных сект, действующем при тул. храме Флора и Лавра] / Вела О. Викторова // Тул. известия.— 1997.— 13 февр.
О деятельности центра.
Серапион, о. Жива вера — жив народ: Духовенство Тульской епархии поддерживает Закон о свободе совести: [Беседа с митрополитом Тульским и Белевским] / Вела О. Подъемщикова // Тул. известия.— 1997.— 17 июля.
О положении дел в епархии, об отношении властей и религии, о церковных проблемах, об отношениях с другими конфессиями.
О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества: Пост. и. о. гл. адм. Тульской обл. № 311 от 19.07.93 // Тул. известия.— 1993.— 30 июля.— Содерж.: Состав комиссии по передаче...
Об объявлении родника питьевой воды в Алексинском районе памятником природы регионального значения: Пост. губ. Тульской обл. — гл. адм. № 293 от 06.07.97: [Информация] // Мол. коммунар.— 1997.— 22 июля.

История православной церкви в уездном городе Крапивна.
XIX век

I. Общее положение православия в уездном городе Крапивна
Старинный город Крапивна назначен был уездным городом Тульской губернии в 1777 году. На XIX век приходится расцвет города в экономическом, социальном и культурном отношении, что естественно отразилось и на развитии православной церкви. Именно в конце XVIII – начале XIX века в Крапивне начинается строительство каменных церквей. В 1-ой половине XIX века открывается церковноприходская школа, богадельня. Крапивна XIX века город, в первую очередь, купеческий. Многие купцы охотно занимались благотворительностью, жертвовали на церковь, участвовали в строительстве храмов. Поэтому при рассмотрении истории православной церкви в Крапивне небезосновательно сделать основной акцент именно на XIX столетие.
Одно из первых документальных упоминаний о церквях Крапивны датируется 1616 г. Это следующий экстракт из писцовых книг: «В прошлом во 124 (1616) году означенной церкви Божией Архистратига Михаила с приделом великомученика Георгия, да оного же града церкви Николая Чудотворца с приделом мучеников Фрола и Лавра, церкви безсребренников Козьмы и Дамиана с приделом мученика Никиты, церкви мученицы Параскевии, нарицаемой Пятницы, без придела пожалована на новой Крапивне пашенная четвертная земля…» (10, с. 284). Таким образом, в XVII в. в Крапивне было четыре приходские церкви. Помимо этого, существовал уже в это время Крапивенский Троицкий общежительный монастырь, упоминаемый в 1662 г.
До XVIII в. в истории Крапивны не встречается свидетельств об отношении города к какой-либо епархии. С XVIII в. становится известна иерархическая зависимость Крапивны от Коломенской епархии. Сохранившиеся в консисторском архиве дела, касающиеся управления градскими церквами, датируются 1743 г., но в них есть указания на обстоятельства 1723 г. В разных делах по Крапивне упоминаются все епископы Коломенские, начиная с Варлаама III, бывшего епископом Коломенским и Каширским в 1723 г. и до Афанасия III, первого епископа Коломенского и Тульского.
Тульская епархия была создана 16 октября 1799 года Указом императора Павла I. Этому указу предшествовало важнейшее для жизни тульского края событие – в 1777 году было утверждено Тульское наместничество – высший орган гражданского управления. В его состав вошли города и уездные центры: Алексин, Тула, Белев, Венев, Одоев, Кашира, Крапивна, Епифань, Чернь, Ефремов, Новосиль, Богородицк, Дедилов, Гремячее. А в 1797 году в тех же границах учреждена Тульская губерния. Так проходило формирование территории, ставшей основанием для создания Тульской епархии. До того времени церковно-административное положение этих земель представляло довольно пеструю картину: своими частями они входили в число различных, далеко отстоящих епархий без единого центра. В основе своей Тульская епархия выделена из Коломенской епархии, в которую входила с 1622 по 1799 г. г.; ранее, с 1207 по 1622 г. г. она входила в состав Рязанской епархии. Со времени создания (1799) и по 1919 год епархия именовалась Тульской и Белевской.
Уездный город Крапивна относился к Тульской епархии со времени ее создания.
До 2-ой половины XVIII в. все церкви Крапивны были деревянными. В это время начинается строительство каменных церквей на месте деревянных. Постройка каменных церквей происходила, в основном, на средства прихожан. Основными жертвователями, храмостроителями часто выступали крапивенские и тульские купцы. Таковы крапивенские купцы М. Л. и А. И. Юдины, братья Тимофеевские, братья Залесские, Г. М. Барков, М. И. Малютин, Т. Залесков, тульские купцы Г. С. Сушкин, И. С. Белобородов и многие другие. Строительство протекало не всегда скоро и исправно, так как его успех и быстрота зависели от вкладов, поступавших довольно неравномерно. Так или иначе, но в конце концов «усердие крапивенских прихожан к церкви Божией выразилось в построении храмов…» (10, с. 286).
В XIX в. в Крапивне насчитывается четыре приходские церкви: Никольская, Михаилоархангельская, Космодамианская и Троицкая, которая до 1764 г. была монастырской. Упоминаемая ранее Пятницкая церковь была упразднена в 1790 г. Помимо приходских церквей существовала также кладбищенская Всесвятская церковь.
В некоторый довольно небольшой период времени церквей в Крапивне было 6. Об этом свидетельствует, например, историко-географический труд Филиппа Генриха Дилтея «Собрание нужных вещей для сочинения новой географии о Российской империи»: «Крапивна, уездный город… При котором государе и в котором году он построен, за сгорением в прошлом 1766 году не отыскано. Он имеет… 6 церквей, 1 соборная, 4 приходских и 1 на кладбище, две из оных каменные…» (6, с. 67).
О каком «сгорении» 1766 года упоминает Дилтей, неизвестно. Вероятно, это один из тех пожаров, которые столь часто происходили в то время как в деревнях, так и в городах, где преобладала деревянная застройка. Возможно, что во время одного из таких пожаров сгорел архив, содержащий сведения о создании города. Так или иначе, упоминание года – «в прошлом 1766» - дает возможность заключить, что 6 церквей в Крапивне насчитывалось в 1767 году.
Установим верность этого утверждения. Никольская церковь была деревянной до 1759 года, в период с 1759 по 1764 год выстроена каменная. Космодамианская церковь числится деревянной до 1789 года, когда началась постройка из камня. Михаилоархангельская церковь еще в 1790 году была деревянной. Пятницкая церковь была упразднена в 1790 году, т. е. в 1767 она еще существовала и была деревянной. Троицкая церковь была монастырской до 1764 года, построена каменная в 1768-69 г. г. Кладбищенская Всесвятская церковь еще в ведомости 1808 года числится деревянною.
Таким образом, с 1764 года (упразднение Троицкого монастыря, Троицкая церковь становится приходской) и до 1790 года (упразднение Пятницкой церкви) в Крапивне действительно насчитывается 6 церквей. Каменной в этот период однозначно является Никольская церковь, построенная в 1764 году. Упоминание о второй каменной церкви относится к Троицкому храму, постройка которого к 1767 году уже близилась в основе своей к завершению. Соборной, видимо, именуется церковь Никольская (подробнее см. ниже – II. Никольская церковь).
Местными религиозными учреждениями в Крапивне служили крестные ходы. Кроме общих, соблюдаемых церковью, один был учрежден в 1816 г. и проходил 1 июля (по ст. стилю) на праздник св. безсребренников Космы и Дамиана. Второй крестный ход, учрежденный при преосвящ. Аврааме, бывал в неделю всех Святых от всех градских церквей. Третий учрежден в 1850 г. по желанию жителей Крапивны в ознаменование избавления от холеры, проходил он ежегодно 8 июля также из всех градских церквей к приходской Михаилоархангельской церкви. Помимо этого, на праздники Сошествия Св. Духа, Св. безсребренников Космы и Дамиана и некоторые другие в Крапивне собирались ярмарки, на которые, по словам обозревателя «Тульских губернских ведомостей», «съезжаются более для богомолья, чем для торгу».
В «Тульских епархиальных ведомостях» 1867 г. отмечалось несколько замечательных особенностей, свойственных жителям Крапивны. Таково единство в служении православной вере и развитие благотворительности: «Во-первых, между коренными жителями ее (Крапивны – прим. О. В.) ни в прошлом, ни в настоящем столетии, не смотря на их внешнее сношение с соседними селами, городами, вообще не было и теперь нет ни одного разномыслящего в вере, ни одного раскольника, ни одного сектанта: обстоятельство, делающее честь православию жителей Крапивны! С другой стороны Крапивна замечательна тем, что, можно сказать не имеет нищих; там не видно праздношатающихся нищих, нет заведения, чтобы нищие ходили по домам или стояли по церковным папертям! Может быть, это происходит оттого, что бедные, в малом городе известные всем и каждому, стыдятся обращать нищенство в ремесло. Но вот факты, которые везде могли бы ослабить и даже до некоторой степени прекратить развитие нищенства. В Космодамиановской церкви есть один билет приказа о. П. 1855 г. за № 2314 на сумму 86 рублей с назначением процентов по инициативе. В последнее время, именно в 1866 г. ослаблению и уничтожению нищенства в Крапивне содействовало учреждение банка с благотворительными целями. Учредить благотворительный банк задумали не многие, всего до девяти человек. Исполненные единодушия и чистой христианской любви к ближним, они скоро составили первоначальный фонд банка до 15 тыс. р. сер. В проекте их положено было все прибыли с этого капитала, за отчислением 10 % в пользу банка, ежегодно раздавать бедным. Раздача прибылей введена была самая христианская. Положено раздавать бедным 2/3 прибылей к праздникам Рождества Христова и Светлого Христова Воскресения и 1/3 для выдачи в замужество 5 бедных девиц по жребию, каждой по 100 р. к празднику Успения Божьей Матери. За прошлый год так было уже и сделано. Так, без сомнения, учредители банка поступят и в настоящем году» (18).
Стоит обратить внимание на упоминание о единомыслие в вере всех крапивенских жителей. Автор статьи в «Епархиальных ведомостях» говорит, что в Крапивне нет «ни одного разномыслящего в вере, ни одного раскольника, ни одного сектанта». Между тем в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона» в описании Крапивны значится: «…Православных 2768, раскольников 27, католиков 20, протестантов 6, иудеев 12, магометан 18, прочих вероисповеданий 8…» (21, с. 507). Подобное расхождение можно объяснить двумя причинами. Во-первых, статья напечатана в 1867 году, а соответствующий том словаря вышел в 1895. В статье упомянуты сведения 1-ой половины и середины XIX века, в словаре же 2-ой половины и конца XIX века. Во 2-ой половине XIX столетия сильно возрастает экономическое развитие и значение Крапивны как уездного центра, что, естественно, способствует притоку в город людей со стороны (мещане, торговцы, рабочие), среди которых могли оказаться и иноверцы. Во-вторых, статьи в «Епархиальных ведомостях» выходили с некоторым соответствующим направлением, поэтому за основу могла быть взята основная цифра, так как православных в городе все-таки было подавляющее большинство.
Таково общее описание развития православия в Крапивне в XVIII-XIX в. в. Далее мы более подробно рассмотрим историю церквей Крапивны.
II. Никольская церковь
Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом Св. мучеников Фрола и Лавра известна уже в 1616 г. (см. выше). Церковь была деревянной до 1759 г. Каменная церковь построена в 1759-1764 г. г. усердием тульского купца Герасима Стефановича Сушкина, «сподобившегося, - как он писал в прошении, - послужити на гроб родителя своего, строителем», по грамоте, данной преосв. Порфирием Коломенским в 1759 г. на имя Сушкина и прихожан Николаевской церкви. В мае 1764 г., по благословению преосв. Феодосия, архимандритом Тульского Предтечего монастыря Илларионом было совершено освящение новопостроенной церкви.
Особое внимание стоит обратить на тот факт, что по одной из версий архитектором Никольской церкви был Дмитрий Васильевич Ухтомский, создатель первой в России архитектурной школы. В конце XVIII века в архитектуре сильно влияние стиля В. В. Растрелли (1700-1771). В 1747-1748 г. г. Растрелли проектирует Андреевскую церковь в Киеве, построенную в 1747-1753 г. г. известным московским архитектором И. Ф. Мичуриным. Д. В. Ухтомский был учеником И. В. Мичурина. Архитектура Никольской церкви в Крапивне и Андреевской в Киеве несколько схожа. Д. В. Ухтомский закончил триумфальную арку «Красные ворота» в Москве в 1757 г. Начало строительства Никольской церкви в Крапивне - 1759 год. К этому надо прибавить, что жизнь Д. В. Ухтомского была связана с Крапивенским уездом, его прах покоится в селе Архангельское в 20-ти км от Крапивны. Сопоставление всех вышеприведенных фактов вполне располагает к принятию той версии, что Д. В. Ухтомский был архитектором крапивенской Никольской церкви. Кстати, семейная усыпальница князей Ухтомских была в Москве в церкви Сергия Радонежского, «что в Крапивках» (известна с конца XVI в., называлась также «в Старых Серебряниках», «в Сторожах»), располагающейся в Крапивенском переулке.
Рассмотрим далее упоминание о церкви как соборной. Вернемся к сочинению Филиппа Генриха Дилтея, из которого явствует, что в 1767 году в Крапивне была соборная церковь. Мы упоминаем, что Соборной именовалась церковь Никольская. В 1764 году, после освящения построенной каменной Никольской церкви, строителем ее Г. С. Сушкиным выражено желание назначить ее Соборною, по недостатку Собора в городе. Желание это было отклонено или оставлено без внимания, вероятно потому, что собрание священноцерковнослужителей на Царские дни было тогда в Троицком монастыре. Однако стоит заметить, что в одном из документов, датированных 1783 г., священник Николаевской церкви Кондрат Иванов подписался «Соборной Николаевской церкви священником». Факт, возможно указывающий, что именно в этой церкви собирались священники для молебного пения после уничтожения Троицкого монастыря в 1765 г. Это вполне совпадает также с указанием Дилтея на то, что в 1767 году (после упразднения Троицкого монастыря) в Крапивне существовала соборная церковь.
В 1781 г. оказалось нужным устроить в Никольской церкви вновь иконостас. В 1802 г. преосв. Мефодий разрешил прихожанам сделать в храме некоторые поправки, а именно возобновить Св. иконы и пришедшее в ветхость постенное писание.
В 1821 г. прихожане просили у преосв. Авраама благословения пристроить к церкви два придела: на правой стороне во имя Покрова Божьей Матери, а на левой – во имя Алексия Митрополита Московского, а также колокольню. В числе прихожан, подписавших прошение, был городской голова купец Алексей Иванович Юдин. Прошение было принято, и в том же году начато строительство. Придел во имя Покрова был окончен и освящен в 1822 г., а во имя Алексия Митрополита Московского в 1823 г. Внешнему устройству храма с пятью главами, покрытию его железом и внутреннему украшению много содействовал церковный староста Григорий Иванович Сушкин, получивший от преосв. Дамаскина похвальный лист «за усердие к храму Божию». Одновременно с приделами, в 1822 г. была построена каменная колокольня, на которой размещалось 6 колоколов общим весом 195 пудов (самый большой – 107 пудов).
К середине XIX в. на ризах и в утвари Никольской церкви числилось более 8 ф. серебра 84 пробы и более 14 ф. низшего достоинства. Некоторые иконы и предметы утвари были замечательны по своей ценности. Таков древний резной образ Николая Чудотворца (датировка неизвестна). В 1812 г. здесь находилась еще одна икона Николая Чудотворца, бывшая предметом спора между прихожанами и Крапивенским ополчением. Спор этот закончился не в пользу прихожан. По приговору 1-го Комитета военного ополчения и по резолюции преосв. Амвросия им было объявлено, что «в награду защитникам отечества со стороны прихожан будет богоугодным делом не отбирать у них благословенного образа». Интересна также икона (1,25 арш. длины и 1 арш. ширины) Казанской Божьей Матери с серебряным вызолоченным венцом и таким же окладом по полям, в фольговой ризе, шитой жемчугом. По преданию, купец Алексей Юдин получил эту икону от какого-то калужского купца за долг (2300 р. сер.) и пожертвовал в церковь. Из церковных книг наиболее старинным числилось Евангелие, печатанное в Москве в 1679 г.
Доходные статьи по церкви составляли 60 десятин пашенной и сенокосной земли, принадлежащей священноцерковнослужителям и отдаваемой ими внаймы. Помимо этого они пользовались процентами с двух билетов в 164 р. сер.
Большая часть прихожан церкви состояла из подгородних поселян. В XVIII в. они обыкновенно писались в церковных книгах разночинцами, а в XIX в. пахотными солдатами. Помимо горожан, прихожанами Никольской церкви являлись жители Пушкарской и Жилой слобод, деревней Каменки и Крутой (4).
Около Николаевской церкви проходили две ярмарки: в день Покрова Божией Матери и в день Святителя Николая Чудотворца.
III. Церкви Космодамианская и упраздненная Пятницкая
По писцовым книгам Космодамианская церковь с приделом мученика Никиты числится уже в 1616 г., по церковной же описи 1772 г. она значится деревянною и построенною в 1712 г. Вероятно, быстро приходившая в ветхость деревянная церковь в этом году возобновлялась.
В 1788 г. прихожане просили у преосв. Феофилакта дозволения вместо опять же пришедшей в ветхость деревянной церкви выстроить каменную в то же наименование. В связи со смертью преосв. Феофилакта дозволение было дано в том же году епископом Рязанским Симоном, исправлявшим тогда должность Коломенского епископа. Подтверждено это дозволение в 1789 г. Афанасием Коломенским.
Строительство церкви продолжалось до 1802 г. Несмотря на это, в 1790 г. к вновь сооружаемой церкви была приписана «со всею церковною утварью, приходом и церковною землею» Пятницкая церковь, упраздненная в этом году «за ветхостью и по малоприходству». В 1793 г. Пятницкие прихожане испросили дозволения преосв. Афанасия на постройку при Космодамианской церкви теплого придела во имя Св. Великомученицы Параскевы, в память бывшей Пятницкой церкви. Придел был окончен и освящен в 1794 г. Вероятно, еще несколько лет в уже достроенной церкви продолжались некоторые работы, так как только в 1802 г. прихожанин и храмостроитель купец Григорий Иванович Платонов сообщил преосв. Мефодию, что «по силе данной 1788 года ноября 9 дня храмозданной грамоты, церковь во имя Св. мучеников Косьмы и Дамиана устроена каменным зданием и снабжена утварью» (13) и просил освятить ее. С благословения преосвященного церковь была освящена 13 февраля 1802 г. тульским соборным священником Уаром Ненарокомовым.
В 1829 г., по прошению священника Павла Колтунова и старосты Бориса Баркова, теплый придел Великомученицы Параскевы было позволено расширить из-за его тесноты. Употреблена на это была кошельковая сумма. В этом же году новоустроенный придел был освящен с благословения преосв. Дамаскина местным благочинным.
Колокольня, разобранная «по причине оказавшейся в ней ветхости», была еще в 1829 г. не достроена из-за недостатка церковной суммы. Закончена она в 1837 г. На ней было 5 колоколов общим весом 118 пудов. Интерес представляет 3-й колокол весом 4 п. 24 ф. со следующей надписью: «151 (1643) г. поставился колокол на Крапивне в церкви Успению Пресвятой Богородицы. Пушкарь Крапивенский Яков Астафьев сын Ерославец, а тот колокол от той церкви ни продать ни заложить».
Из утвари Космодамианской церкви в середине XIX в. не отмечалось ничего особо ценного. Беспробного серебра на всей утвари и иконах было 22 ф. 27 зол. Самое древнее Евангелие с серебряным окладом было московского издания 1748 г. По плану и межевой книге принадлежащей священноцерковнослужителям пашенной и сенокосной земли числится 30 десятин, получаемый с нее доход – до 160 р. сер. Земля Пятницкой церкви приписана к Троицкой. Помимо этого на 1860 г. числится пять билетов, по которым причт пользуется процентами с 603 р., а церковь с 310 р. сер. Источники же 1867 г. сообщают, что «к доходным статьям причта относится три билета – непрерывно доходные: 1) в 999 р., 2) в 300 р. и 3) в 150 р. С каждого из них причт получает проценты большею частью пополам с церковью» (20).
Большая часть прихожан состояла из разночинцев, считавшихся в 1800 г. поселянами, а позднее пахотными солдатами. Помимо городских, это были жители Казачьей слободы, деревень Московские выселки и Крутой (4).
Ярмарки при Космодамианской церкви бывали 1 июля и 1 ноября.

IV. Михаилоархангельская церковь
Первое упоминание о Михаилоархангельской церкви относится, как и о других, к 1616 г., когда при ней уже была писцовая земля. Тогда она была с одним приделом во имя великомученика Георгия. Есть также сообщение о постройке новой деревянной Михаилоархангельской церкви в 1693 г.
В 1790 г. преосв. Афанасий при обозрении епархии заметил, что церковь эта «ветха, вся вросла в землю, да и внутри не было никакого благолепия» (12, с. 296). По этой причине, не смотря на то, что прихожане «намеревались построить вместо нее каменную и заготовили было кирпича до ста тысяч» (12, с. 296), преосвященный, согласно с определением Св. Синода, состоявшимся в 1770 г., предписал в том же 1790 г.: «Архангельскую церковь упразднить, приход ее и землю приписать к Троицкой церкви, самую утварь с колоколами разобранной церкви отдать в Троицкую же церковь на поправку ее, излишнему причту искать других мест или перейти к Троицкой церкви» (12, с. 296). Об этом определении дано было знать Св. Синоду. Троицкая церковь стала двухприходной, причт был переведен к этой церкви с приписанными от упраздненной Архангельской 210 приходскими дворами.
Но Троицкая церковь оказалась тесной для размещения двух приходов. В 1791 г. Архангельские прихожане просили у преосвященного дозволения вместо упраздненной деревянной церкви построить каменную в то же наименование, и возвратить им кирпич, отданный в Троицкую и Космодамианскую церкви, т. к. церкви эти могут быть поправлены собственными средствами их приходов. Строителем был избран прихожанин купец Михаил Лукьянович Юдин.
Без разрешения Св. Синода преосвященному нельзя было дозволить строить церковь после ее совершенного упразднения. Прихожанам было предоставлено самим просить о том Св. Синод. Разрешение было испрошено в 1792 г. Строительство же началось только в 1795 г., в день сошествия Св. Духа. В 1797 г. постройка была доведена до окон, затем же из-за недостатка денег и материала, а также по мнению некоторых обозревателей того времени «равно и по недостатку усердия прихожан», на время прекратилась. Преосвященный «приказал отобрать у прихожан решительное известие, в какое именно время достроят они свою церковь» (12, с. 297). Прихожане обязались «вчерне» закончить постройку в 1799 г. Следствием подобного побуждения от преосвященного было то, что черновая постройка закончилась даже на год раньше – в 1798 г. Церковь перестраивалась дальше, священнослужение же проходило с 1800 г. в более завершенном приделе Св. Мучеников Бориса и Глеба. В 1810 г. постройка всей церкви была закончена. Церковный староста Иван Шестопалов просил преосв. Амвросия об освящении церкви и выдаче нового Антиминса. В этом же году с благословения преосвященного церковь была освящена Его Преосвященства дома экономом иеромонахом Арсением.
В 1819 г. преосв. Авраам, по прошению прихожан, дозволил на левой стороне, против придела Бориса и Глеба, устроить новый придел во имя Казанской Божьей Матери, что и было в этом же году исполнено. В 1865 г. почетные граждане братья Тимофеевские возобновили оба придела, устроив в них новые иконостасы на сумму около 7 тыс. р (17, с. 241).
Вместе с церковью в 1800 г. была построена и каменная колокольня с 4 колоколами весом в 92 п. 5 ф. В 1856 г. сюда был пожертвован колокол в 147 пудов, из которых на 100 пудов по завещанию умершего коллежского ассесора Чернавкина, бывшего казначея и на 47 пудов прихожанами этой церкви (16, с. 241).
В середине XIX в. за Михаилоархангельской церковью значилось на иконах и утвари всего серебра 21 ф. 75. зол. 84 пробы и 5 ф. 86 зол. низшей пробы. Из древних икон замечателен был резной образ Архангела Михаила, из позднейших – икона в сребропозлащенной ризе (в 8 ф. и 66 зол.) Казанской Божьей Матери, пожертвованная Крапивенской дружиной. Той же дружиной пожертвовано было Евангелие на полуалександрийской бумаге в лист издания 1854 г., кругом обложенное серебром с позолотой и украшенное литыми образами Спасителя и 4 Евангелистов.
На 1860 г. принадлежащей священноцерковнослужителям пахотной и сенокосной земли значилось по плану 24 десятины. Кроме этого, они пользовались процентами по 2 билетам с 225 р. сер. и церковь с 75 р. сер. Один из этих билетов в 150 р. сер. был положен в 1856 г. на поминовение ратников Крапивенской дружины, умерших в Крыму.
Большую часть прихожан, как и при других церквях, помимо горожан составляли пахотные солдаты. Это были жители Казачьей слободы, деревень Казачьи выселки и Московской слободы выселки (5).
Ярмарки близ Михаилоархангельской церкви бывали ежегодно 2 мая, в день Св. мучеников Бориса и Глеба.
V. Троицкий общежительный монастырь и Троицкая приходская церковь
Свидетельством существования Крапивенского Троицкого общежительного монастыря в XVII веке служит упоминание о хранившемся в Троицкой церкви Евангелие, жалованном монастырю царем Алексеем Михайловичем в 1662 году. Евангелие это печатано в Москве в 1654 году; на нем по листам надпись: «170 (1662) г. июля в 18 день Великий Государь и Великий Князь Алексий Михайлович всея Великая и Малая и белая России Самодержец пожаловал сию книгу, священное Евангелие, на Крапивну в монастырь Троицы живоначальной» (15, с. 271).
В середине XVIII столетия монастырская церковь во имя живоначальной Троицы была деревянной. В 1744 году императрица Елизавета Петровна, проезжая через Крапивенский уезд по пути в Киев, пожертвовала из села Сергиевское в Крапивенский Троицкий монастырь 100 двухрублевых червонных на построение каменной церкви. На эти жалованные деньги и на доброхотные подаяния, при участии крапивенских жителей, началась постройка церкви с благословения преосвященного коломенского Саввы. Церковь предполагалось строить «в прежнее именование» с двумя приделами: один во имя пророка Захарии и праведной Елизаветы, а другой во имя преподобного Сергия Радонежского. Но по скудости средств строительство шло очень медленно; в 1752 году вкладных денег вместе с пожертвованными императрицею было всего 685 рублей и по сборной книге имелось 19 рублей 46 копеек. К тому же, по какому-то странному недосмотру, церковь первоначально была заложена алтарем на запад и проект, по которому она строилась, оказался негодным к исполнению. Преосв. Гавриил указом 30 апреля 1752 года повелел разобрать сделанную над фундаментом постройку, поставить церковь по православному чину, алтарем на восток, и продолжать строительство по рисунку новопостроенной церкви в селе Голощапове. В 1763 году наружная постройка церкви была окончена, но не имелось еще иконостаса и церковной утвари. Окончена постройка церкви была в 1768-69 годах, уже по упразднении монастыря.
Пока продолжалось строительство каменного храма, деревянная монастырская церковь, в которой совершалось богослужение, становилась все более ветхой. В 1757 году иеродьякон монастыря Никодим в прошении к преосв. Порфирию докладывал, что «церковь божия весьма обветшала и служение в ней совершается от летней и зимней погоды с великою нуждою» (15, с. 272). В 1763 году церковь была до того близка к разрушению, что было уже опасно совершать в ней богослужение.
Вообще состояние монастыря в середине XVIII века было бедственное. Кроме полуразрушенной деревянной церкви в нем было «несколько других ничтожных и ветхих построек: две – три деревянные ветхие кельи, крытые соломой, в которых монахи жили кое-как, с нуждою, деревянная житница с пристенком и таковая же погребица – тоже ветхие, на которых в 1765 году и крыш уже не было, плетневый сарай, да плетневая городьба вокруг монастыря» (15, с. 272). В 1750 году монастырь не владел ни пашенной, ни луговой землей. В 1756-57 годах за ним имелось 40 ревизских человек крестьян мужского пола, положенных в подушный оклад. В 1758 году в числе этих 40 ревизских душ значилось 9 человек умерших, 6 престарелых; бывших в работе вместе с малолетними было всего 25 человек, которые составляли 7 тягол. Под этими крестьянами было земли пашенной, луговой и леса 100 четвертей. Пашенной земли было 17, 5 десятин, тридцатной меры, в поле; на монастырь сеялось 3,5 десятины, остальные 14 десятин крестьяне пахали на себя. На монастырь косилось 50 копен сена, кроме этого с крестьян собиралось на братию 7 фунтов коровьего масла и 140 куриных яиц.
Штат монастырской братии был незначителен. В 1756-57 годах братию составляли два иеромонаха, один иеродьякон и два бельца церковнослужителя. В 1759 году то же число монахов. В 1763 братию составляли один иеромонах, два иеродьякона и один простой монах. Управляли монастырем иеромонахи в звании строителей.
В 1764 году Крапивенский Троицкий монастырь был упразднен по бедности. Упразднение это было не единичным случаем, а лишь общей тенденцией того времени. История секуляризации в России давняя и долгая, но именно в 1764 году она пришла к завершению. Во время царствования Екатерины II ею изначально было отменено распоряжение Петра III о включении церковных вотчин в общий состав государственных. Но в конце 1762 года императрица поручила рассмотреть этот вопрос смешанной духовно-светской комиссии во главе с Дмитрием Сеченовым. Доклад этой комиссии был утвержден Екатериной II в 1764 году. «Все церковные вотчины были переданы из духовного ведомства в коллегию экономии; на содержание монастырей и архиерейских домов назначены штатные оклады по трем классам; безвотчинные монастыри отчасти были упразднены, отчасти предоставлены своей судьбе (не внесены в штаты)… Последствием секуляризации было огромное сокращение числа монастырей и монашествующих. По штатам 1764 года из 954 великорусских монастырей упразднены 569, за штатом оставлены 161…» (22, с. 334).
Троицкая церковь была назначена приходской после упразднения монастыря. Достроена она была в 1768-69 годах. По ведомости 1783 года она значится с одним приделом Св. Николая Чудотворца. Меньше, чем через 30 лет здание церкви оказалось непрочным. В 1794 году в своде алтаря появилась расседина, и епархиальное начальство побуждало прихожан поправить алтарь, не допуская его разрушения. Однако и в 1797 году прихожане еще не приступили к необходимой поправке. Трещины появились уже в сводах самой церкви, так что становилось опасно отправлять в ней богослужение. Последовало новое побуждение от епархиального начальства. Прихожане обязались выстроить всю церковь вновь и приступили к этому делу в 1799 году, испросив от преосв. Афанасия храмозданную грамоту, которая была дана на имя прихожанина Тихона Залескова. В 1802 году храмостроитель прихожанин купец Михаил Иванов Малютин пояснял в своем прошении к преосв. Мефодию, что придел во имя Св. Николая уже готов к освящению и просил архипастырского благословения освятить его. 7 февраля того же года придел был освящен на прежнем антимнисе тульским благочинным священником Николаем Покровским. По указу преосвященного купец Малютин также обязался подпиской в непродолжительном времени отстроить и приготовить к освящению весь храм, что и было исполнено в 1807 году.
Колокольня построена современно прежней каменной церкви. На ней было 8 колоколов весом 190 п. и 3 ф.
В середине XIX века в церкви на иконах и утвари было 17 ф. 45 зол. серебра 84 пробы и 16 ф. 29 зол. серебра низшей пробы. Интерес представляли несколько икон XVIII века. К их числу относится икона Св. мученика Иоанна Воина, на которой цифрами обозначен был год – 1768. Замечательна была резная из слоновой кости икона (6 вершков длины и 5 вершков ширины) снятия с Креста Спасителя. Она была вывезена одним крапивенским жителем из разоренной в 1812 году Москвы. При ее описании значится: «По отчетливости резьбы в самых мелких подробностях икона сия может быть отнесена к произведениям высокой работы» (14). Стоит также упомянуть еще раз описанное выше Евангелие 1654 года издания, подаренное монастырю государем Алексеем Михайловичем в 1662 году.
По упразднении монастыря приход Троицкой церкви составился из половины прихожан, отделенных от двухштатной Николаевской церкви; один штат ее священноцерковнослужителей был переведен к церкви Троицкой. Так как упраздненный монастырь не имел в своей собственности никакой земли, кроме усадебной, то из 24 десятин в поле пашенной земли и 3-х луговой, принадлежавшей до этого времени Николаевской церкви, штату Троицкой церкви установлено было владеть половиной этой земли. По ведомости 1778 года земли при Троицкой церкви числилось 8 четвертей. По упразднении Пятницкой церкви в 1990 году 8 четвертей ее земли сначала были во владении священнослужителей Космодамианской церкви, но потом по указу Консистории отданы во владение церкви Троицкой. В 1806 году священник Троицкой церкви Филипп Гумилевский просил преосв. Амвросия о вводе во владение церковной землей, захваченной пахотными солдатами.
В ведомости о церкви за 1831 год есть замечательное по подробности и обстоятельности описание этого дела, которое имеет смысл привести полностью как любопытнейший документ того времени:
«Хотя ныне дела о неполном количестве земли, принадлежащей сей церкви, и не производится, однако о усильном завладении шести десятин и двухсот квадратных сажен сенокосного луга Пушкарской слободы пахотными солдатами дело начато по прошению сей церкви священно- и церковнослужителей в 1803 году в Крапивенском земском суде, а в Уездном Крапивенском суде на законном основании решением заключено было 11 июля 1805 года в пользу сей церкви священно- и церковнослужителей, которое дело, по причине аппеляционной жалобы означенной слободы пахотных солдат того же 1805 года переведено было на рассмотрение в палату Тульского Гражданского суда, которая по рассмотрении оного дела утвердила решение Крапивенского уездного суда правильным, а потому с приложением оного дела, оная палата 1809 года и предписала указом Крапивенскому уездному суду с тем, чтобы отобрав вышеозначенной Пушкарской слободы от пахотных солдат оный сенокосный луг, отдать законным порядком сей Троицкой церкви священно- и церковнослужителям в первобытное их владение со взысканием с вышепоминаемых Пушкарской слободы пахотных солдат за употребленную по сему делу гербовую бумагу надлежащей суммы. По чему они, сей церкви священно- и церковнослужители чрез посредство Крапивенского земского суда во владение себе вышеозначенный сенокосный луг под расписку в 1810 году и получили. Потом вышеозначенные Пушкарской слободы пахотные солдаты, не удовольствовавшись предписанием Крапивенского уездного суда и утверждением Палаты Тульского гражданского суда, в 1811 году подали жалобное прошение в Тульское Губернское правление на Крапивенский уездный суд, якобы он неправильно отдал вышепрописанный луг Троицкой церкви священно- и церковнослужителям, с тем, чтобы прописуемый сенокосный луг по-прежнему во владении у них оставить. А как они, пахотные солдаты, получили для себя от губернского правления желаемое удовлетворение, то с того времени бывшую часть сенокосного луга к посеву хлеба распахали и по сие время ежегодно сеют хлеб. А как сей Троицкой церкви священно- и церковнослужители о возвращении сенокосного луга имеют жалобное дело по гражданским судам вышеозначенной Пушкарской слободы с непреоборимыми пахотными солдатами не менее осьми годов, самих себя изнурили, а потому и вынуждены были по сие время с терпением молчать» (4).
Земля эта так и осталась во владении государственных крестьян Подгородной Пушкарской слободы. Остальная полевая земля отдавалась священнослужителями внаймы подгородным крестьянам; в середине XIX века она приносила в общей сложности около 120 р. сер. дохода. Помимо этого штат Троицкой церкви пользовался процентами с 3-х билетов в 650 р. сер.
Составленный из отделенной половины двухприходной Николаевской церкви, приход Троицкой церкви в 1766 году насчитывал 97 дворов. Большая часть прихожан, так же, как и при других церквях, именовалась разночинцами, а позднее подгородними крестьянами. Прихожанами были помимо горожан жители зарецких слобод: Моск5овской и Жилой, деревни Московские Выселки. Это были крестьяне экономического ведомства, а также отставные солдаты, их жены, вдовые солдатки, солдатские женки и их «блудно прижитые обоего пола дети» (4).
VI. Кладбищенская Всесвятская церковь
Кладбищенская церковь в Крапивне уже существовала в XVIII веке, так как в ведомости за 1807 год она значится деревянной и уже пришедшей в ветхость. Прежде это была церковь во имя Св. мучеников Фрола и Лавра. В 1808 году крапивенцы решили построить вместо нее каменную во имя Всех Святых и просили преосв. Амвросия дать им храмозданную грамоту. Грамота была дана и постройка вскоре началась. В 1815 году городской голова купец Алексей Иванов Юдин просил того же преосвященного пристроить к еще незавершенному храму Всех святых придел во имя Св. мучеников Фрола и Лавра и поместить в нем иконы, оставшиеся от прежней церкви. Придел предполагалось сделать теплым для зимнего времени. Преосвященный дозволил исполнить желание просителя, и придел этот был построен и освящен в 1822 году. Храм во имя Всех Святых был окончательно отстроен в 1833 году и тогда же освящен преосв. Дамаскиным. На колокольне, построенной вместе с церковью, было три колокола общим весом 81 пуд.
К середине XIX века в церкви на иконах и утвари было 10 ф. 2 зол. серебра 84 пробы и 9 ф. 35 зол. низшей пробы.
До 1810 года кладбищенская церковь, не имея причта, оставалась без священнослужения. В 1810 году был определен 2-ой причт при Николаевской церкви, для исправления по очереди службы и при кладбищенской церкви. На содержание священноцерковнослужителей Николаевской церкви за эту службу по билету, хранящемуся в этой церкви, получалось в год по тридцати рублей из сохранной казны московского воспитательного дома.
VII. Заключение
С начала XX века город постепенно начинает приходить в упадок. А вскоре совершившаяся революция 1917 года повсеместно снижает значение православной церкви. Рамками данного исследования не предполагается рассмотрение истории православной церкви в Крапивне XX столетия. С середины XX века и по сей день действующей в Крапивне является только Никольская церковь. В Космодамианской церкви расположена пожарная часть, в Троицкой – завод по изготовлению повидла; Всесвятская кладбищенская церковь заброшена; Михаилоархангельская церковь разрушена в годы ВОВ и полностью утрачена.
Источники
1. Афремов И. Историческое обозрение Тульского края в 2-х частях. – М., 1850.
2. ГАТО (Государственный архив Тульской области). Ф. 3, оп. 1, д. 328.
3. ГАТО. Ф. 3, оп. 1, д. 654.
4. ГАТО. Ф. 3, оп. 17, д. 646.
5. ГАТО. Ф. 3, оп. 17, д. 648.
6. Дилтей, Филипп Генрих. Собрание нужных вещей для сочинения новой географии о Российской империи. Часть 1. О Тульском наместничестве. – С.-Пб., 1781, типография Морского шляхетного кадетского корпуса.
7. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. – М., Терра, 1992.
8. Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии. – Тула, 1895.
9. Справочник по Тульской епархии. – Тула, 1914, типография Н. К. Конышевой.
10. Тульские губернские ведомости. 1860, № 44, отд. 2, ч. неофиц.
11. Тульские губернские ведомости. 1860, № 45, отд. 2, ч. неофиц.
12. Тульские губернские ведомости. 1860, № 46, отд. 2, ч. неофиц.
13. Тульские губернские ведомости. 1860, № 47, отд. 2, ч. неофиц.
14. Тульские губернские ведомости. 1860, № 48, отд. 2, ч. неофиц.
15. Тульские епархиальные ведомости. 1863, № 17.
16. Тульские епархиальные ведомости. 1865, № 5.
17. Тульские епархиальные ведомости. 1865, № 23.
18. Тульские епархиальные ведомости. 1867, № 16.
19. Тульские епархиальные ведомости. 1867, № 17.
20. Тульские епархиальные ведомости. 1867, № 18.
21. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. XVIа. – С.-Пб., 1895.
22. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. XXIX. – С.-Пб., 1900.
23. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. XXXIV. – С.-Пб., 1902.
О. С. Веневцева – научный сотрудник Крапивенского филиала
ГМПЗ «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»


Источник в интернете:
http://tounb.tula.net/Tula/DEFAULT.HTM
www.krapivna.org/005(history2).htm


Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004