ИСКАТЬ:
Главная  >  Война   >  Оружие   >  Авиация   >  Русские вертолеты


Армейская авиация в вооруженных конфликтах современности

11 октября 2007, 16909

Опыт развития военного искусства показывает, что нет ни одной локальной войны современности, где бы не принимала участие армейская авиация. При этом прослеживается тенденция возрастания ее роли в вооруженной борьбе.

Опыт развития военного искусства показывает, что нет ни одной локальной войны 1 вооруженного конфликта современности, где бы не принимала участие армейская авиация. При этом прослеживается тенденция возрастания ее роли в вооруженной борьбе, что, несомненно, оказывало существенное влияние на характер ее боевого применения. В предлагаемой вниманию читателей «Военно-исторического журнала» статье в хронологической последовательности приводятся основные этапы развития как нашей, так и зарубежной армейской авиации, что дает возможность проследить историю развития вертолетов и изменения в теории и практике их боевого применения.



По окончании Второй мировой войны, с приунятием на вооружение принципиально новых лета­тельных аппаратов — верто­летов армейская авиация из­менила свою материальную базу и перешла главным об­разом на винтокрылую тех­нику (до 75—90 проц. верто­летов в боевом составе). На новой технической основе были созданы крупные фор­мирования армейской авиа­ции, изменился порядок уп­равления и взаимодействия. Если после создания ар­мейской авиации ее предпо­лагалось применять в основ­ном как вспомогательное, обеспечивающее средство вооруженной борьбы, то в конце 60-х годов прошлого века она превратилась в опе­ративно-тактическое средст­во, способное самостоятель­но решать отдельные задачи в операциях и боевых дейст­виях. Такими являлись, к примеру, десантно-огневые задачи, авиационная под­держка сухопутных группи­ровок войск на поле боя и в ближайшей тактической глу­бине, воздушная разведка. Эти направления развития армейской авиации неиз­бежно получали апробацию в локальных войнах и воору­женных конфликтах, влияя на теорию и практику ее боево­го применения.

Война в Корее (1950— 1953) явилась началом «вер­толетной эпохи» и во многом определила место и роль ар­мейской авиации в операци­ях и боевых действиях. В этой войне американское ко­мандование широко исполь­зовало вертолеты в составе соединений и частей сухопутных войск, ВВС и ВМС. Первыми основными задача­ми, возложенными на винто­крылую авиацию, были: по­исково-спасательное обес­печение, эвакуация раненых и больных, высадка тактиче­ских воздушных десантов. Так, 9 сентября 1951 года бы­ло положено начало новой странице в боевом использо­вании вертолетов: впервые высажен тактический воз­душный десант в Инчхоне. На 12 боевых вертолетах Н-19 в труднодоступный горный район была доставлена штурмовая группа в количе­стве 228 человек с 8 т бое­припасов. Высадку прикры­вал истребительный заслон. Впервые в военном искус­стве применение вертолета в качестве огневого средст­ва было отмечено в войне в Алжире (1954—1962) французскими легионерами против повстанцев Фронта национального освобожде­ния. Вначале в грузовой ка­бине вертолета СН-34 мон­тировались пулеметы. Одна­ко их огонь был недостаточ­но эффективен. Поэтому в ходе поиска более мощного огневого средства вертолеты 5Е-3160 «Алуэтт» стали оснащаться 20-мм автомати­ческой пушкой «Маузер", а под фюзеляж подвешива­лись неуправляемые ракеты, что явилось в то время эф­фективным средством пора­жения наземных целей.

Война во Вьетнаме (1959—1975) получила наименование аэромобильной войны из-за широкого применения США вертолетов. В этот период произошли коренные изменения в строительстве и боевом применении армейской авиации всех ведущих стран мира, включая и отечествен­ную. Эти изменения прежде всего были связаны с зарож­дением новой оперативной формы применения группи­ровок войск — аэромобильной операции и с началом ак­тивного использования бое­вых вертолетов на поле боя. Аэромобильные операции в войне во Вьетнаме стали од­ной из основных форм боевых действий американских войск. Для их проведения со­здавались крупные аэромобильные тактические группы, состоявшие из одного—двух пехотных батальонов и ба­тальона армейской авиации. Кроме того, в составе сухо­путных войск США во Вьетна­ме была впервые сформиро­вана 1-я аэромобильная ди­визия, имевшая в своем со­ставе 434 вертолета. С 1967 года началось широкое ис­пользование американцами боевых вертолетов на поле боя. Для этого были созданы и получили массовое приме­нение имевшие вооружение вертолеты типа UН-1 «Иро­кез» и первый специализиро­ванный боевой вертолет АН-1 с комплексом ПТУР «Тоу». Вертолет с этого времени стал боевым средством, предназначенным для огне­вой поддержки наземных войск, что значительно повы­сило эффективность боевых действий.

В войне во Вьетнаме верто­леты вопреки сомнениям во­енных специалистов показа­ли более высокую степень живучести в сравнении с са­молетами. Последние в бое­вых условиях терялись го­раздо чаще: на 25 проц, при расчете потерь на определенное количество выле­тов, и на 50 проц., если в ка­честве расчетной базы брать боевой налет в часах.

В 1970—1971 гг. в Лаосе и Камбодже американские вертолеты типа АН-1 впер­вые вступили в борьбу про­тив танков, широко исполь­зуя ПТУР «Тоу». Основной и наиболее выгодной оказа­лась тактика засад; воору­женные вертолеты на ожида­емом маршруте выдвижения танковых колонн находились на предельно малой высоте, а при приближении танков на дальности до 1,5—3 км осу­ществляли подскок на высо­ту 100—200 м и с режима висения осуществляли пуск ПТУР. После атаки место за­сады менялось. Этот такти­ческий прием оказался очень эффективным, но потребо­вал в дальнейшем создания в структуре армейской авиа­ции системы доразведки и целеуказания.

Новые боевые возможно­сти армейской авиации, вы­явленные в период войны во Вьетнаме, а также военных действий США в Лаосе и Камбодже, обусловили ее последующее активное при­менение для авиационной поддержки сухопутных груп­пировок войск. Вертолет с комплексом противотанко­вого вооружения придал ар­мейской авиации статус ос­новного огневого тактиче­ского средства.

В ходе арабо-израиль­ской войны 1973 года возможность активного противодействия со стороны египетских и сирийских средств ПВО побудила изра­ильтян усовершенствовать боевой порядок ударных вер­толетов для борьбы с танка­ми. В назначенный район вы­сылались огневая группа вертолетов, вооруженных ПТУР «Тоу» в составе 3—5 АН-1 «Хью-Кобра». Впереди сле­довала группа разведки и уп­равления на вертолете типа ОН-6А «Пуони», на котором находился командир со сред­ствами управления. Рядом следовали два боевых верто­лета подавления наземных средств ПВО. При приближе­нии к цели ударные вертоле­ты набирали высоту с 20—50 м до 300—400 м и наносили точный удар по танкам. Для повышения эффективности боевых действий израильтяне применяли постановку пассивных помех с помощью вертолетов. Таким образом, начиная с этой войны, армей­ская авиация стала активно вести радиоэлектронное противодействие.

На основании опыта бое­вых действий в период войны Израиля против Ливана 1982 года в строительстве армей­ской авиации стала преду­сматриваться целевая на­правленность боевого при­менения вертолетов, что по­требовало трансформации разнородных боевых подраз­делений в однородные груп­пы (подразделения)-, удар­ные, управления (ретрансля­ции), разведки, обеспече­ния, корректировки, десант­ные, транспортные и др. Вертолеты стали более ши­роко применяться в сложных погодных условиях и ночью.

В ходе ирано-иракской вой­ны (1980—1988) вооружен­ная борьба велась с массо­вым и эффективным приме­нением советской вертолет­ной техники (на стороне иракских войск), что оказало влияние на дальнейшее раз­витие отечественной армей­ской авиации. В этой войне впервые применялись транспортно-боевые вертолеты Ми-24 (в экспортном вариан­те — Ми-25), которые показали высокую результативность в борьбе с наземными целя­ми в сложных природно-кли­матических и боевых услови­ях. В одном из первых же бо­евых вылетов в сентябре 1980 года группа в составе восьми Ми-25, выпустив 22 ПТУРа, уничтожила 17 иран­ских танков американского производства. И такие случаи позже были не единичны.

Вертолеты Ми-25 в этой войне столкнулись с мощной и хорошо организованной системой ПВО противника, основанной на новых систе­мах войсковой ПВО. В част­ности, на вооружении назем­ных войск Ирана состояли американские ПЗРК типа «Ред-Ай» и «Стингер», а так­же мобильные системы ма­локалиберной зенитной артиллерии. Это потребовало изменить концепцию боево­го применения вертолетов в плане повышения их живуче­сти и оснащения системами борьбы со средствами ПВО. В ходе ирано-иракской войны впервые в военном искусстве произошли воз­душные бои с участием вер­толетов: 118 воздушных боев - между вертолетами и са­молетами и 56 — между са­мими вертолетами (в том числе 10 между Ми-25 и АН-10 «Си-Кобра»), Первый воз­душный бой вертолетов со­стоялся у населенного пунк­та Дезфуль (Иран). Он ока­зался неудачным для Ми-25. Пара иранских АН-1 и «Си-Кобра», неожиданно атаковав пару Ми-25, огнем ПТУР «Тоу» уничтожила их. В пос­ледующих воздушных боях были потеряны еще шесть Ми-25, но иранцы при этом потеряли десять АН-1Л «Си-Кобра». Общее соотношение потерь было в пользу Ми-25. Всего за эту войну в воздушных боях вертолета­ми Ми-25 во взаимодействии с вертолетами Ми-8 и S-341 «Газель» (французского производства) были уничтожены 53 вертолета и один истребитель «Фантом-М» противника.

Боевой опыт поз­волил выявить неко­торые недостатки «летающей БМП» — вертолета МИ-25(МИ-24). Хотя он имел ощутимое превосходство в энерговооруженности и жи­вучести, но был более круп­ной воздушной целью, чем тот же АН-1и «Си-Кобра»: на 25 проц. в боковой и 50 проц. в плановой проекции. Это за­ставило нашу вертолетную промышленность изменить концепцию вертолетостроения: с «летающей БМП» переключиться на «летающий танк». Такими вертолетами впоследствии стали боевые машины типа Ми-28 и Ка-50.

Существенные коррективы в строительство отечественной армейской авиации были вне­сены в ходе войны в Афгани­стане (1979—1989). Важным итогом этой войны, повлияв­шим на дальнейшее строи­тельство отечественной ар­мейской авиации, явилась ее передача из Военно-воздуш­ных сил в состав Сухопутных войск на правах рода войск. Этим шагом была ликвидиро­вана двойственность подчи­нения армейской авиации Во­енно-воздушным силам и Су­хопутным войскам, что тормо­зило ее организационное раз­витие и боевое применение.

В этой войне вертолеты проявили себя как высоко­эффективное и мощное та­ктическое средство авиа­ционной поддержки войск. Ни одна военная операция не проводилась без участия ар­мейской авиации. Без под­держки вертолетов войска несли необоснованно боль­шие потери, и цели действий обычно не достигались.

Повышение роли ар­мейской авиации в Аф­ганистане можно про­следить по динамике изме­нения ее вертолетного пар­ка. Так, вертолетная группи­ровка в составе ВВС 40-й ар­мии увеличилась к концу вой­ны по сравнению с началь­ным ее этапом в 3 раза: со 110 вертолетов до 331. В хо­де войны также изменялся качественный состав группи­ровки вертолетов. Если в на­чальный период боевых дей­ствий в ней насчитывалось 52 боевых вертолета, то к концу войны -- 229 единиц. Распределение армейской авиации по боевым задачам представлено в табл. 1.



Боевые задачиСреднее количество вылетов, проц.
Транспортно-десантные 55
Огневые 25
Специальные 1 3
Разведывательные 7



Успешность выполнения боевых задач в значительной степени зависела как от при­родно-климатических усло­вий, так и от состояния и эф­фективности системы ПВО противника. Это в свою оче­редь обусловливало необхо­димость повышения надеж­ности авиатехники, мощно­сти вооружения и боевой жи­вучести, изменения органи­зации боевой подготовки кадров, системы управле­ния, взаимодействия и обес­печения. Иными словами, война в Афганистане затро­нула все области строитель­ства армейской авиации.

В целях повышения живу­чести от воздействия ПЗРК противника вертолеты стали оборудоваться средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Так, на 1 января 1983 года средства РЭБ имели 82 проц. вертолетов, а после 1986 года уже 98 проц. Это позволило в значительной степени сократить боевые потери.

Для снижения потерь верто­леты перешли к полетам на предельно малой высоте и к ночным боевым действиям. Так, командир 181-го отдель­ного вертолетного полка пол­ковник В.А. Белов для сниже­ния потерь со второй полови­ны 1980 года подготовил лет­ный состав к выполнению ноч­ных полетов. А при проведе­нии операции «Тропа» (про­водка колонн) вертолетчика­ми были успешно применены приборы ночного видения.

При эксплуатации вертоле­тов в особых условиях для исключения небоевых потерь (по оценке специалистов, в Афганистане они составляли до 60 проц. всех потерь) в 1985 году учеными Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина Г.А. Самойло­вым и М.Н. Елькиным была разработана «Памятка по практической аэродинамике вертолетов Ми-8МТ и Ми-24, а в середине 1990-х го­дов в стенах этой же акаде­мии была выполнена НИР под руководством доктора исторических наук, профес­сора А.Г. Первова. Исследо­ватели вскрыли основные причины этого вида потерь армейской авиации в воору­женных конфликтах и подго­товили практические реко­мендации по их исключению.

Следует отметить, что не­боевые потери в сложных природно-климатических условиях характерны и для ар­мейской авиации США. Например, в операции многонациональных сил в Ираке «Буря в пустыне» (1991) ко­эффициент готовности вертолетов группировки войск, находившихся в Саудовской Аравии, составлял всего 0,4—0,6, тогда как на конти­нентальной части США он до­стигал 0,9 и выше. Низкий коэффициент исправности объяснялся частыми отказа­ми двигателей и бортового оборудования вертолетов из-за большой запыленности и высокой температуры на­ружного воздуха. В связи с этим армейская авиация США потеряла только в этом конфликте в авиакатастро­фах около 25 вертолетов.

Определенное влияние на строительство и боевое применение армей­ской авиации оказал опыт, приобретенный в ходе боевых действий в Чеченской Респуб­лике. Вертолеты применялись в основном тех же типов, что и в Афганистане, однако имели место особенности, связан­ные с характером создания группировки армейской авиа­ции, повышением ее роли в достижении целей боя и рос­том значимости обеспечива­ющих действий.

Так, характер создания группировки армейской авиа­ции в Чечне отличался от прежних конфликтов тем, что она формировалась на осно­ве штатных частей и подразделений Северо-Кавказского военного округа мирного вре­мени. В 1994—1996гг. она со­здавалась на основе разраба­тывавшегося плана опера­ции, в 1999 году — вынужден­но и в кратчайшие сроки. В Чечне наблюдалось значи­тельное повышение роли ар­мейской авиации в достиже­нии целей боя. Например, 22 марта 1996 года боевики при поддержке танков пытались деблокировать город Аргун со стороны Шали и Гудерме­са, но появление армейских «вертушек» предопределило провал этой вылазки. Летчики армейской авиации ПТУРами «Штурм-В» уничтожили 9 тан­ков и бронемашин, а авиаци­онными ракетами и огнем стрелково-пушечного воору­жения довершили разгром боевиков, начатый федеральными войсками.

Опыт боевых действий армейской авиации в Чечне по­казал необходимость выде­ления более значительных сил для ведения обеспечива­ющих действий. Количество обеспечивающих сил и средств по отношению к ос­новной группе в боевом по­рядке существенно возрос­ло: с 20—40 проц. по опыту боевых действий в Афгани­стане до 80—90 проц. в Чечне. Иными словами, на пару вертолетов основной (ударной, десантной) группы требовалось до двух звеньев обеспечивающих сил. Воз­росла роль и высокоточного оружия. Произошел переход в решении задач армейской авиации от бомбоштурмовых ударов к точечным ракетно-пушечным ударам с приме­нением ПТУР типа «Штурм-В» или «Атака». Удары нано­сились боевыми вертолета­ми Ми-24 и Ка-50 по разве­данным объектам противни­ка (складам, базам, учебным центрам).



Войны и вооруженные конфликты начала XXI века подтвердили пра­вильность курса на повыше­ние роли армейской авиации в бою и сражении. Так, в воен­ных действиях США в Афгани­стане (2001) и в Ираке (2003) нашел широкое применение американский ударный верто­лет АН-64 «Апач-Лонгбоу», ко­торый может осуществлять целеуказание ударным груп­пам в любых условиях обста­новки, а также самостоятель­но поражать цели. Это влияет на концепцию применения ар­мейской авиации в общевой­сковом бою, обусловливает не­обходимость глубокой модер­низации имеющихся средств вооруженной борьбы.

Опыт боевого применения армейской авиации в ло­кальных войнах и вооружен­ных конфликтах современ­ности показывает, что в ее строительстве все более возрастает роль вертолетов с высокоточным вооружени­ем и беспилотных летатель­ных аппаратов. Это, в част­ности, проявилось в период войны в зоне Персидского залива (1991), военных дей­ствий США и НАТО в Югосла­вии (1999) и в антитеррори­стической операции в Афга­нистане (2001). Применение американской армейской авиацией новых систем вы­сокоточного оружия позво­лило избежать привлечения крупных группировок назем­ных войск для проведения наступательных операций и свести потери личного со­става к минимуму.

Таким образом, в локаль­ных войнах и вооруженных конфликтах накоплен бога­тейший опыт боевого при­менения как зарубежной, так и отечественной армей­ской авиации. Он является основой для определения направлений ее дальнейше­го строительства, оптимиза­ции ее структуры, совер­шенствования основ боево­го использования, улучше­ния вертолетной техники и вооружения, системы подго­товки кадров.



Полковник Ю.Ф. ПИВОВАРОВ; майор О.А. ПЕРВОВ, "Военно-исторический журнал", №1, 2007 г.


Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004