Главная  >  Наука   >  Экономика   >  Экономика России   >  Аграрный сектор   >  Коневодство   >  Донское коневодство


Восстановление донской породы после революции

11 октября 2007, 41

Восстановлению верхового коневодства, прежде всего в традиционных для этого южных регионах страны, придавалось государственное значение. К восстановлению коневодства на Дону приступили в 1920 г.

Армия и сельское хозяйство молодого Советского государства остро нуждались в лошадях. Восстановлению верхового коневодства, прежде всего в традиционных для этого южных регионах страны, придавалось государственное значение.

К восстановлению коневодства на Дону приступили в 1920 г. Сейчас трудно, а может быть, и невозможно во всех деталях восстановить, как собиралось разбросанное по всем степям поголовье лошадей. Наиболее полно описание этого периода имеется во введении к "Заводской книге племенных лошадей военных конных заводов" от 1933 г., написанное В.К. Осиповым. В.К. Осипов в течении ряда лет работал в системе управления конными заводами на Северном Кавказе.

"20 ноября 1920 г. приказом РВСР (Революционного Военного Совета России), - пишет Осипов, - в Ростове-на-Дону учреждается Управление Коннозаводства и Коневодства "УДОНКАВКОН". На это управление возлагалось руководство и наблюдение за изъятием из частей войск и управлений Кавфронта (Кавказского фронта), а также из совхозов и советских учреждений племенных лошадей для организации конзаводов и заводских конюшен. Уполномоченный этой организацией Трифонов, член РВС Кавфронта, по вопросам коннозаводства подчинялся Начальнику Главного Управления Коневодства и Коннозаводства при НКЗ (Народном Комиссариате Земледелия) в Москве". Далее В.К. Осипов пишет, что до возвращения 1-й Конной Армии с Крымского фронта работа "УДОНКАВКОН'я" почти не тронулась с места. С чисто организационной точки зрения это наверняка так и было, иначе и быть не могло. Если учесть, что, как пишет В.К. Осипов, штат "УДОНКАВКОН'я" состоял из бывших коннозаводчиков и офицеров. Не трудно себе представить их возможности в то время. Мы не знаем имен этих людей, но именно с их помощью были нащупаны степные зимовники бывших конных заводов. Началось собирание и опознание лошадей, установление места их рождения и происхождения. Эту работу могли выполнить только люди, достаточно хорошо знакомые с задонским коннозаводством. Лошадей опознавали по таврам. Как правило, у коннозаводчиков были персональные эмблемы, которыми таврились лошади. В I томе Государственной племенной книге донских лошадей, составленной А.Ф. Басовым в 1934 г., приводятся тавра-эмблемы 22 коннозаводчиков.

В настоящее время мы можем с полным правом сказать, что фундамент племенного ядра и донской, и буденновской пород составили заводские матки 25 владельцев. В I том издания 1934 г. записаны кобылы более, чем 30 бывших владельцев. Из 81 кобылы, использовавшихся в конзаводе им. Буденного, самая представительная группа - 24 головы из завода братьев Букреевых, 11 станичных, 9 - А.С. Пишванова, 7 - В. Хоцкого, по 3 головы от С. Воеводина, В. Королькова, Чернова, от остальных владельцев - по одной кобыле. Их плодовая деятельность началась фиксироваться, в основном, с 1922 г., у некоторых с 1921 г. Целый ряд кобыл из числа этих маток в дальнейшем стали родоначальницами семейств. Их многочисленное потомство, распространившись по всем конным заводам донских и буденновских лошадей, дошло до наших дней. Более подробно об этом будет сказано ниже.

Сложно было с жеребцами, подходящих для заводского использования было мало. Приходилось использовать тех, кого удалось найти и опознать. Прежде всего, это был золотисто-рыжий Дневник, рожденный в 1912 г. у И.И. Королькова от Дарьяла завода братьев Михайликовых, линии Дорогого у Бирюкова. Затем золотисто-рыжий Буян 1916 г.р. завода С. Воеводина, от Галилея завода Михайликовых, сына полукровного Гиоляра от чистокровного Тимоти. Кроме того, золотисто-бурый Бордо 1918 г.р. завода В.А. Жеребкова, от Борея. Эти три жеребца стали основателями линий в донской породе, с которыми работают и поныне.

Кроме этих жеребцов были:

- золотисто-рыжий Пион 1906 (7?) г.р. завода Пишванова, происхождение которого было известно до третьего ряда предков. Отец Пиона - Паша завода Подкопаева, Паша от Павлина завода Меньшикова. Родители Павлина - персидский Орел и мать - персидская матка; Патрон, бурый 1909 г.р. завода А. Супрунова, происхождение его неизвестно.

- золотисто-рыжий Резвый 1912 г.р. завода братьев Михайликовых от Демона их же завода, Демон от Далмата завода Жеребкова;

- золотисто-бурый Сатурн 1915 г.р. завода В.Я. Королькова, от Дарьяла завода В.М. Королькова линии Дорогого завода Бирюкова.

Эта небольшая горстка лошадей, всеми своими корнями уходившая в задонское коннозаводство, и стала той точкой роста, из которой выросло и донское и буденновское коннозаводство. Все это стало очевидным сейчас, в наши дни, спустя десятилетия после той страшной разрухи, которая царила на Дону в 20-е годы.

Тогда в конные заводы собирали всех жеребцов и кобыл, годных к воспроизводству. Активная организация конных заводов началась с возвращения на Дон штаба 1-й Конной Армии во главе с его начальником К.Е. Ворошиловым и командармом С.М. Буденным. С 1921 по1923 гг. С.М. Буденный был заместителем командующего Северо-Кавказским военным округом (СКВО). 1-я Конная Армия, как боевая единица, перестала существовать с апреля 1924 г. После нескольких лет кровопролитных боев и тяжелых рейдов от западных границ до южных конница остро нуждалась в пополнении конским составом. Неудивительно, что С.М. Буденный взялся за дело со всем своим недюжинным организационным талантом.

К концу 1921 г. было организовано 11 заводов и 6 госконюшен. Через год, в 1922 г., все конные заводы были переданы Народному Комиссариату земледелия. Средств на содержание заводов у Комиссариата не хватало, и летом 1923 г. появился приказ об их ликвидации, как не имеющих племенного значения. С.М. Буденный, с 1924 по 1937 гг. инспектор РККА (рабоче-крестьянской, красной армии), настоял на возвращение в военное ведомство "УДОНКАВКОН" с 8 заводами. В декабре 1924 г. "УДОНКАВКОН" приказом по СКВО был расформирован. Взамен ему при инспекторе кавалерии округа был создан отдел по коннозаводству с подчинением Управлению Ремонтирования ГУРККА. Довольно скоро этот отдел приказом от 13 июня 1925 г. за N 285 был переформирован в Управление Коннозаводства СКВО. А уже в ноябре этого же года появляется новое название - Управление Военными Конными Заводами, которое поступает в непосредственное подчинение Управлению ремонтирования ГУРККА.В.К. Осипов, Заводская книга племенных лошадей военных конных заводов, том I, Введение, стр.,7,1933 г.

Фактически организационный период растянулся на целую пятилетку с 1920 по 1925 гг. В первое время конные заводы формировались без какого либо плана. Кобылы и жеребцы отбирались независимо от происхождения, типа, вообще каких бы то ни было условий. Донское поголовье было собрано в конзаводах им. Буденного и им. 1-й Конной Армии. На осень 1925 г. в них насчитывалось 11 жеребцов-производителей и 199 маток. Летом 1926 г. комиссия специалистов провела осмотр маточного состава. Матки были рассортированы на племенных и ремонтных. Племенные кобылы должны были использоваться для расширенного воспроизводства, ремонтные - для производства кавалерийской лошади. Всего было сформировано 5 конных заводов: им. 1-й Конной армии, Донской им. С.М. Буденного, Провальский им. К.Е. Ворошилова, Терский им. М.В. Фрунзе, Сальский, с общим поголовьем в 750 маток.

К 1930 г. для каждого завода было определено направление работы. В конзаводе им. 1-й Конной Армии направление высококровное, метод работы - поглотительное скрещивание с английской чистокровной. Основные производители - жеребцы чистокровной верховой породы в количестве 12 голов. В маточном составе завода насчитывалось 255 кобыл, в том числе 18 чистокровных, 110 полукровных, 28 тракененских, 45 донских, 24 доно-черноморских и 30 черноморских.

Самый крупный к тому времени конзавод Донской им. С.М. Буденного имел в своем составе 28 жеребцов-производителей и 543 матки. Завод работал в 2-х направлениях: первое - донское, второе - высококровное на черноморской основе. Донских жеребцов в заводе было всего 7 голов: Дневник 1912 г.р., Буян 1916 г.р., Бордо 1918 г.р., Сатурн 1915 г.р., два сына Дневника Жар и Жокей, оба 1927 г. рождения, и Гунтер, сын Буяна 1924 г.р. Маточный состав был чрезвычайно разнороден. Донская порода была представлена 172 матками, второй по крупности в 100 голов была группа черноморских маток, 82 - полукровных на донской основе, 74 - полукровных на черноморской основе, 48 - полукровных на других основах, 12 - по типу полукровных, 53 - доно-черноморских, 2- восточных.

Провальский им. К.Е. Ворошилова конзавод имел высококровное направление. На 1930 г. в нем было 9 чистокровных английских жеребцов и 193 матки, из них 149 венгерских, 13 полукровных, 16 по типу полукровных, 2 канадских.

Конзавод им. М.В. Фрунзе имел направление полукровное английское на черноморской основе. В Терском конзаводе были сосредоточены все имевшиеся в наличии чистокровные арабы и лошади с наличием арабской крови, в том числе и оставшиеся от погибшего в гражданскую войну Стрелецкого завода жеребцы Цилиндр и Ценитель.В.К. Осипов, Предисловие к Заводской книге племенных лошадей военных конных заводов 1933 г. стр. 62

Из приведенных сведений вырисовывается картина, во-первых, скудности племенных ресурсов донских лошадей, во-вторых, наличия в маточном ядре военконзаводов значительных по численности групп лошадей различных пород и помесей. Основная масса жеребцов-производителей принадлежит к английской чистокровной породе, им отдается все внимание. На полукровное и высококровное разведение возлагаются все надежды. В системе военных конных заводов донской породе отводилось весьма скромное место. В журнале "Коневодство и коннозаводство" за 1929 г. Е.Л. Давидович, руководитель конной части всей системы военконзаводов, писал: "Работа в последние три года была направлена на улучшение основного ядра, т.е. повышения кровности и улучшение экстерьера маток". Е.Л. Давидович, "Несколько слов о работе военконзаводов", ж. Коннозаводство и коневодство N 51и N 52, 1929 г.

Понятие кровность и породность становятся чуть ли не синонимами. Сокращение количества донских жеребцов, как менее ценных, оценивается положительно.

Помимо поголовья, собранного в конные заводы, донские лошади имелись и в различных коневодческих хозяйствах. Летом 1926 г. по инициативе Наркомзема РСФР под руководством проф. А.В. Леопольдова проводится обследование состояния коневодства на Северном Кавказе. В отчете по материалам обследования проводятся сведения по 18 округам и автономным областям. К этому времени, кроме донских, черноморских, кабардинских лошадей, в конных заводах, кооперативных товариществах, госконюшнях имелись чистокровные английские, венгерские, ахалтекинские и даже англо-нормандские жеребцы, а также группа тракененских жеребцов и маток.

Донской породе в этом обследовании уделено особое место. А.В. Леопольдов пишет о колоссальном уроне, которое понесло донское коневодство. Экспедиции удалось выявить, описать и обмерить всего 67 жеребцов и 380 голов донских маток 4-х лет и старше. 65 жеребцов отнесены к "верховому сорту", у них отмечены легкие свободные движения. 59,9 проц. жеребцов имели рыжую масть, 26,6 проц. - гнедую. Высота в холке в среднем равнялась 152,6 см, обхват груди 173,5 см, обхват пясти 20,2 см. Размах колебаний от 164 см до 142 см в холке, обхват груди - от 187 см до 159 см, обхват пясти - от 23 см до 18 см.

Среди кобыл к "верховому сорту" было отнесено 96 проц. животных, 61,7 проц. имели рыжую и золотисто-рыжую масть, 22,9 проц. - гнедую. Средние промеры маток: высота в холке 147 см, обхват груди 172,6 см, обхват пясти 19 см При весьма скромных средних показателях велик размах колебаний по каждому промеру. Высота в холке колеблется от 165 см до 128 см, обхват груди - от 199 см до 151 см, обхват пясти - от 21,5 см до 16,5 см. Наибольшая часть кобыл - 67,5 проц., имели высоту в холке в пределах 141-153 см. Подробное и детальное описание экстерьера донских кобыл говорит о их породности и типичности. "По темпераменту, - отмечает А. Леопольдов, - лошадь спокойная, даже те, которые проводят большую часть жизни в табуне, очень скоро привыкают к человеку, легко подчиняются его воле".А. Леопольдов, "Отчет об обследовании состояния коневодства на Северном Кавказе", срт. 30-36, Архив ВНИИК, 1926 г. Оп.,N 1, Д., N 1,

Наиболее ценное поголовье, по свидетельству А.В. Леопольдова, было сосредоточено в конзаводах им. Буденного и им. 1-й Конной Армии. На весну 1926 г. в конзаводе им Буденного было 147 донских кобыл и 4 полукровных, в конзаводе им. 1-й Конной Армии 94 донских, 32 полукровных и 9 тракененских. В общей сложности, 241 кобыла донской породы и 11 жеребцов- производителей. По молодняку 1922, 1923, 1924, 1925 и 1926 гг., "как по книге", можно читать переживания заводов. Молодняк первых двух лет необычайно пестр, весь он недоразвит, так как перенес суровые условия существования организационного периода. Происхождение его устанавливается "гадательно", основываясь на схожести с тем или другим производителем. Начиная с 1924 г., по молодняку уже видно, что началась правильная коннозаводческая работа. Матки допускаются не к случайным свободным жеребцам, а по известному плану, с учетом особенностей кровей и линий. Случная компания 1926 г. проведена по всем правилам коннозаводческого искусства. Уже трудно найти необоснованных приводов маток к тем или другим жеребцам. Можно спорить о целесообразности скрещивания тех или других кровей, но отрицать наличие системы нельзя".Там же, стр. 99 Леопольдов отмечает очень жесткую браковку племенного поголовья, проведенную специалистами УВКЗ в 1926 г., и даже выражает некоторое сомнение в целесообразности столь строгого подхода.

В резюмирующем заключении по проведенному обследованию отмечается: "1). Донская лошадь по своим природным качествам лучше других пород приспособлена к исполнению службы в кавалерии. За годы Империалистической и Гражданской войн количество донских лошадей значительно сократилось, и для восстановления их численности до мирного времени необходимо в срочном порядке провести ряд мероприятий государственного характера". В ряду таких мероприятий указано на необходимость организации Государственной племенной книги лошадей донской породы. Там же, стр. 111 - 112

В первое время донскую лошадь рассматривали только как сырье для производства кровной и полукровной лошади. Начиная с 1922 г., все лучшие донские матки поступали под чистокровных производителей. Стоит внимательно перелистать I том ГПК донских лошадей 1934 г., чтобы убедиться в том, какая угроза накатывалась на донскую лошадь, на сам факт ее существования. От донских кобыл получали в основном полукровный приплод. Немногие донские производители использовались на разнопородных матках, в ремонтных табунах.

Отношение к донской породе начинает меняться только к началу 30-х годов. Как уже упоминалось выше, несмотря на шаткость своего положения в военном конном заводе (бывший офицер царской армии, бывший, хоть и небогатый, коннозаводчик), одним из первых забил тревогу Я.А. Лисицкий. Осенью 1930 г в журнале "Коневодство и коннозаводство" появляется статья "К вопросу о методах разведения донской породы", написанная совсем еще молодым 23-летним, помначкона конзавода им. Буденного Л.В. Каштановым. "Последним очагом разведения донской лошади в себе, - писал он в этой статье, - является сейчас только т.н. "Донской" конный завод им. т. Буденного. К компании 1931 г. в штате будет стоять 5 донских жеребцов (Дневник, Сатурн, Буян, Гунтер и Бордо). В маточном составе Донской завод имеет 150 донских маток, около 100 маток имеют другие заводы Военведа. Лучшие донские кобылы используются под чистокровными жеребцами, тем самым пресекается дальнейший прогресс донской породы. Повышение кровности идет чрезвычайно быстрыми темпами. Пожертвовать донской лошадью для создания чего-то, до сей поры еще не ясного, было бы непростительной ошибкой и растратой перед лицом коневодства. Надо отказаться от хищнической метизации, которая происходит до сего времени"Л.В. Каштанов "К вопросу о методах разведения донской лошади", ж. Коневодство и коннозаводство N 85, 1930 г..

К этому времени все яснее становится, что массированное использование английских чистокровных производителей в условиях табунного содержания племенного поголовья дает скорее отрицательный, чем положительный результат. И если не все понимали самоценность донской породы, то опасность потери прочной материнской основы у большинства сомнений не вызывала.

Случная кампания 1931 г. проходила уже под девизом "усилить внимание к донской лошади". В журнале. "Коневодство и Коннозаводство" в статье "Случная кампания 1931 г. на военконзаводах" В.К. Осипов пишет о том, что в донском отделении конзавода им. Буденного должна вестись работа по разведению улучшенной донской лошади. За донским отделением закрепляются все донские производители: Сатурн 1915 г.р., Бордо 1918 г.р., Дневник 1912 г.р., Жокей 1924 г.р., Дичек 1928 г.р., Дорогой 1928 г.р., Доброволец 1928 г.р., Гунтер 1924 г.р. Эти жеребцы должны получать лучших донских и англо-донских кобыл. На этом же отделении будут использоваться чистокровные Симпатяга, Светец и Иштенадта. 8 донских жеребцов при самом благоприятном раскладе могут покрыть 160 кобыл. Но Дневнику было уже 19 лет к 1931 г., Сатурн, по словам современников, был малоактивен в случке. 3-летние сыновья Дневника: Дичек, Дорогой и Доброволец шли в случку впервые. Таким образом, хорошо если они покрыли, в общей сложности, 120-130 кобыл. Дальше не трудно рассчитать, сколько кобыл из числа рожденных в 1932 г. могло пойти в дальнейшее заводское использование. Тем не менее, уже через три года в 1935 г. было заявлено, что донская порода восстановлена. В первом номере журнала "Коневодство" за 1936 г. в статье "Праздник военного коннозаводства" С.М. Буденный писал: "Военные конные заводы впервые в Союзе учли ценность наших аборигенных пород, а особенно донской, и в течение 15 лет сумели из остатков "дончаков" в несколько десятков голов, взятых из частей 1-й Конной Армии, создать мощное племенное ядро донских и англо-донских лошадей".

За сохранение донской и размножение англо-донской лошади ордена Ленина был удостоен директор конзавода им. Буденного Чумаков М.И., ордена Красной Звезды - начальник конной части Каштанов Л.В. и начальник ветеринарной части этого завода Сильченко И.Г., начальник отдела коннозаводства Управления военконзаводами РККА Давидович Е.Л., начальник управления ВКЗ РККА (военных конных заводов рабоче-крестьянской Красной армии) Александров Г.В., начальник ветеринарного отдела УВКЗ (Управления военными конными заводами) Животков Х.И. И, хотя к этому времени работа по созданию племенного ядра донской породы и созданию буденновской породы была еще далеко впереди, и всех этих людей в будущем ждали немалые испытания, награда была заслужена. В первую очередь была осуществлена огромная организационная работа по созданию стройной и единой технологии содержания племенных лошадей, заложен фундамент, который действительно позволил и придать новый статус донской породе, и создать новую полукровную верховую буденновскую породу лошадей.

Автор: М. И. Киборт, ст.н.с. ВНИИ коневодства, к.с.-х.н.

Источник в интернете:

http://www.equestrian.ru/1342

М. И. Киборт
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты