Главная  >  Война   >  Оружие   >  Военно-морской флот   >  Флот СССР   >  Эсминцы СССР


Эскадренный миноносец "Сообразительный"

11 октября 2007, 42

Уже на рассвете 22 июня 1941 года орудия "Сообразительного" открыли огонь, отражая налет вражеских самолетов на Севастополь. Через три дня корабль вышел в первый боевой поход. 1 сентября эсминец вступил в неравный поединок с шестиорудийной 150-мм батареей противника и меткими залпами вынудил ее прекратить обстрел Одесского порта.

ТТД:

Водоизмещение: 2404 т.

Размеры: длина - 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 5 м.

Скорость хода максимальная: 36 узлов.

Дальность плавания: 1380 миль при 20 узлах.

Силовая установка: 54 000 л.с.

Вооружение: 4х1 130-мм орудия Б-13-2с, 2х1 76,2-мм орудия 34-К, 7х1 37-мм орудий 70-К, 8 12,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 30 глубинных бомб, 4 комплекта параван-тралов, 58 якорных мин заграждения.

Экипаж: 271 человек.

История корабля:

Эскадренный миноносец пр.

К началу 1930-х годов в составе Военно-Морских сил (ВМС) РККА было всего семнадцать эскадренных миноносцев - "новиков" (12 - на Балтийском море и 5 - на Черном). Такие построенные перед первой мировой войной эсминцы не могли решать с высокой эффективностью расширившиеся боевые задачи кораблей своего класса. Поэтому в июле 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение предусмотреть в очередной программе военно-морского строительства форсированное создание новых эскадренных миноносцев. Для этих целей было создано Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС-1). Его главным инженером назначили В.А.Никитина, а ответственным исполнителем работ П.О.Трахтенберга.

ЦКБС-1 начало проектирование "серийного ЭМ", которому присвоили обозначение "проект 7". В 1932 году в Италию под руководством В.А.Никитина была командирована комиссия "Союзверфи", которая остановила свой выбор на крупнейшей судостроительной фирме "Ансальдо", имевшей многолетний опыт проектирования быстроходных ЭМ и КРЛ. Комиссия ознакомилась с новейшими итальянскими эсминцами и документацией строящегося ЭМ типа "Мистрале", который стал ближайшим прототипом при разработке проекта "7".

21 декабря 1934 года общий проект "серийного ЭМ" был утвержден постановлением Совета Труда и Обороны. Общее количество "семерок", подлежащих строительству по утвержденному проекту, не раз изменялось в сторону увеличения. В конечном итоге в 1937 году планировалось сдать флоту 21 корабль, а в следующем - еще 32. Из этих 53 эсминцев 21 корабль предназначался для Балтийского и Северного флотов, 10 - для Черноморского флота и 22 - для Тихоокеанского флота. Строительство кораблей предусматривалось на заводе им. А.А.Жданова, Балтийском заводе им. С.Орджоникидзе и Николаевских государственных заводах им. Марти и им.61 Коммунара.

В течение 1938 и начале 1939 года 18 корпусов эсминцев пр.7, находившихся на стапелях ленинградских заводов имени А.А.Жданова (№ 190), имени С.Орджоникидзе (№ 189) и николаевского имени 61 коммунара (№ 200), были перезаложены по "улучшенному" проекту. Корабль этого проекта разрабатывало конструкторское бюро Северной судостроительной верфи. Главный конструктор - Н.А. Лебедев, представитель наблюдения от ВМФ - А.Э. Цукшвердт.

При этом у почти готовых корпусов пришлось демонтировать ряд конструкций - в основном в районе машинно-котельных отделений. Первоначально планировалось перезаложить и все дальневосточные эсминцы, но поскольку работы во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре из-за слабости производственной базы и так велись в экстремальном режиме, от этого отказались. В результате "семерки-у" вошли в состав лишь двух флотов - Балтийского и Черноморского.

Эсминец "Сообразительный" по первоначальному пр. 7 был заложен на заводе №200 имени 61 коммунара в Николаеве 15.10.1936 г. (заводской номер С-1078), перезаложен по пр.7У там же 03.03.1939 г. Спущен на воду 26.8.1939 г. До 25.09.1940 года имел название "Прозорливый".

Второй из черноморских эсминцев проекта 7У, "Сообразительный" в конце 1940 года вышел в Севастополь на государственные испытания. Тогда же в командование кораблем вступил старший лейтенант Сергей Степанович Ворков, остававшийся в этой должности на протяжении последующих четырех лет. 10 мая 1941 года "Сообразительный" был принят госкомиссией, 7 июня на нем подняли военно-морской флаг, и корабль официально вошел в состав ЧФ. Две недели спустя началась война.

Уже на рассвете 22 июня 1941 года орудия "Сообразительного" открыли огонь, отражая налет вражеских самолетов на Севастополь. Через три дня корабль вышел в первый боевой поход. 1 сентября эсминец вступил в неравный поединок с шестиорудийной 150-мм батареей противника и меткими залпами вынудил ее прекратить обстрел Одесского порта.

Зима 1941/42 года выдалась необычно суровой. Штормовой ветер, волны, мороз усугубляли и без того тяжелое положение Черноморского флота. Ураган, налетевший 22 января на Новороссийскую бухту, повредил десяток стоявших там кораблей и судов. Командир "Сообразительного" вовремя сориентировался и вывел свой эсминец на внешний рейд, что позволило избежать больших неприятностей. Но зато в походе 21 февраля, состоявшемся сразу после завершения планово-предупредительного ремонта, кораблю досталось сполна. Под ударами 8-балльных волн прогнулась палуба в районе 23 - 26-го шпангоутов, согнулся пиллерс, появились трещины в листах настила. В наружной обшивке на 35 - 36-м шпангоутах образовались гофры. Через деформированные дверцы и крышки люков, иллюминаторы под полубаком начала сочиться вода. Были сорваны и унесены в море вьюшка для троса на полубаке, 6 стоек леерного ограждения, кранцы, 2 вентиляционных грибка. Образовались трещины в щитах 1-го и 4-го 130-мм орудий, погнулся левый кронштейн большого бомбосбрасывателя, разбились стекла в окнах ходовой рубки. Наконец, при резком крене на левый борт сломалась и упала в воду грот-мачта. Эсминцу пришлось уменьшить ход до 12 узлов и возвращаться в базу.

Едва закончился ремонт, как "Сообразительному" выпало новое испытание. 6 марта корабль взял на борт 170 бойцов и около 15.00 вышел из Туапсе в Севастополь. На эсминце находился член военного совета флота дивизионный комиссар И.И. Азаров. В ночь на 7-е погода внезапно испортилась. К 4.00 ветер усилился до 7 баллов, волнение моря - до 6. От ударов встречных волн в настиле полубака и верхних поясах обшивки появились трещины, сквозь ослабленные заклепочные соединения стала поступать вода. Только что заделанная обшивка в районе 35 - 36-го шпангоутов снова растрескалась; в наружной обшивке между 32-м и 46-м шпангоутами с обоих бортов образовались гофры. В настиле палубы между кожухом первой трубы и мостиком появилась поперечная трещина длиной 0,8 м; в районе 94 - 96-го шпангоутов - три трещины по 0,3 м. 14 иллюминаторов, 8 водонепроницаемых дверей и 5 крышек люков деформировались и потеряли герметичность. Во внутренние отсеки поступило около 300 т воды. В 4.10 волной сорвало крепление глубинных бомб и 4 бомбы Б-1 смыло за борт.

В таком состоянии "Сообразительный" прибыл в Севастополь. У Херсонесского маяка он подвергся атакам - к счастью, безуспешным - трех вражеских бомбардировщиков. Вскоре вокруг корабля начали рваться снаряды - это вела огонь немецкая артиллерия со стороны Бельбека. Эсминцу пришлось поставить дымовую завесу и врываться в Северную бухту на максимально возможной скорости. Несмотря на полученные во время шторма повреждения, ему удалось успешно совершить рискованный маневр. Находясь в Севастополе, корабль счастливо избежал попаданий и затем благополучно вернулся на Кавказ вместе со старым крейсером "Коминтерн" и транспортом "Кубань".

27 июня 1942 года эсминец участвовал в уникальной спасательной операции, выйдя из Новороссийска на помощь лидеру "Ташкент", который подвергся мощнейшему налёту авиации противника при возвращении из Севастополя и получил тяжелые повреждения. 86 немецких самолетов преследовали лидер в течение четырех с лишним часов, сбросив на него 336 бомб. Командиру "Ташкента" удалось избежать прямых попаданий, но все же от близких взрывов у лидера заклинило руль и затопило ряд первое котельное отделение. Подошедший к его правому борту "Сообразительный" по перекинутым сходням за 22 минуты принял на свой борт 1975 человек - раненых, детей и женщин, которых лидер "Ташкен" эвакуировал из осажденного Севастополя. 250 человек поместили на полубаке, 1200 человек на шкафуте правого и левого бортов, 300 человек - на юте, остальные - в кубриках. Положение осложнялось и тем, что на эсминце были уложены к транспортировке в Севастополь принятые накануне в Поти с линкора "Парижская Коммуна" снаряды калибра 305-мм, уложенные на верхней палубе (70 тонн), а так же ящики со снарядами к зенитным орудиям, расположенные в кубриках (20 тонн). Это всё резко ухудшило остойчивость корабля, снизило метацентрическую высоту, увеличило валкость и практически свело возможность к маневрам к нулю. Любое передвижение людей на корабле в таких условиях было опасно, поэтому командир корабля категорически запретил любые передвижения по эсминцу и палубным матросам, и даже тем, кому было нужно по нужде (для этих целей везде были расставлены ведра). Но избежать неприятностей в этом выходе так и не удалось - когда корабль благополучно вошел в гавань Новороссийска и уже ошвартовывался у стенки, спасенные пассажиры хлынули на один борт и через поручни полезли на причал. Лишь благодаря тому, что боцманская команда буквально за минуту до этого успела забросить швартовые концы и закрепить корабль, трагедии удалось избежать - эсминец навалился на причал левым бортом с креном в 15 градусов, но не перевернулся.

"Сообразительный" стал свидетелем одной из самых крупных на Черноморском флоте трагедий. 2 июля 1942 года Новороссийск подвергся массированному воздушному налету. 64 "Юнкерса-88" в сопровождении полутора десятков истребителей неожиданно вынырнули из-за туч и сбросили на гавань около 170 бомб. Всего за четверть часа были уничтожены лидер "Ташкент", эсминец "Бдительный", санитарный транспорт "Украина" и несколько малых судов. Многие корабли получили повреждения. "Сообразительному" повезло: в момент атаки на нем проходили учения зенитчиков, и по самолетам немедленно был открыт огонь. Возможно, лишь поэтому эсминец избежал прямых попаданий, хотя от близких разрывов он все же пострадал. Особенно много неприятностей причинила 500-кг бомба, угодившая в железнодорожный путь, проходивший у самого борта. Палубу полубака засыпало метровым слоем земли и щебня, а искореженные рельсы зацепились за нос корабля и прижали его к пирсу. От сильного сотрясения вышли из строя компасы и все электронавигационные приборы.

Сразу же после налета на "Сообразительный" прибыл командующий эскадрой адмирал Л.А. Владимирский и приказал немедленно покинуть базу: немцы могли повторить атаку. На эсминце экстренно развели пары, с трудом отцепили согнутые в виде гигантских крючков рельсы. В море шли без компаса, ориентируясь по очертаниям берега; вечером благополучно прибыли в Туапсе.

01.03.1943 года эскадренный миноносец "Сообразительный" стал гвардейским. К тому времени эсминец прошел без капитального ремонта свыше 50 000 миль. Конечно, это не могло не повлечь за собой серьезный износ механизмов. Интенсивность использования корабля резко снизилась, непосредственно в боевых операциях он больше не участвовал. Всего же за 1941 год эсминец прошел 13 874 мили за 1108 ходовых часов, за 1942 год - 27 693 мили за 1530 ходовых часов, за 1943 год им было пройдено 7804 мили, за 1944-й - 3215, за 1945-й - 3198. Пожалуй, самой примечательной миссией "Сообразительного" двух последних лет войны стало участие в обеспечении безопасности Ялтинской конференции в феврале 1945 года: гвардейскому эсминцу достался самый почетный участок патрулирования - южнее Ливадии.

Всего же за годы Великой Отечественной "Сообразительный" совершил 218 выходов в море, прошел 63 785 миль за 361 ходовой день, отконвоировал 59 транспортов с находившимися на них 70 000 человек и 150 000 тонн грузов, перевез около 13 000 солдат и эвакуированных.

Эсминец провел 56 обстрелов боевых порядков противника, в результате которых было уничтожено 10 батарей противника, более 30 танков и автомашин, более 8 батальонов пехоты; и около 100 стрельб по самолетам, выпустил 2863 130-мм снаряда (в том числе 108 снарядов - по самолетам), 1215 76-мм, 1623 45-мм и 478 37-мм. На его боевом счету 5 сбитых бомбардировщиков, включая уничтоженные совместно с другими кораблями.

Эсимнец "Сообразительный" 267 раз подвергался атакам авиации противника в группе кораблей и 126 раз отбывался от самолетов врага в одиночестве. На него было сброшено 70 авиабомб, в том числе и несколько 500-килограммовых. 23 торпеды были выпущены по "Сообразительному" самолетами-торпедоносцами и торпедными катерами противника.

Потери экипажа эсминца за всю войну составили 5 человек, погибших в результате аварии парового котла.

Командовал "Сообразительным" до 28.12.1944 г. старший лейтенант (затем капитан-лейтенант, капитан 3 и 2 ранга) С.С. Ворков, затем до конца войны - капитан 2 ранга Г.Ф. Годлевский.

В период с 19.12.1945 г. по 25.08.1947 г. "Сообразительный" прошел капитальный ремонт. С 29.12.1951 г. по 1958 г. он был модернизирован и перестроен по проекту 32, и 20.03.1956 г. переименован в "СДК-11", а 12.02.1957 г. - в "СС-16". 27.03.1960 г. законсервирован и поставлен в отстой, 14.09.1963 г. переоборудован в судно-цель "ЦЛ-3".

19.03.1966 г. эсминец "Сообразительный" был исключен из списков судов ВМФ и, несмотря на настоятельные просьбы ветеранов "Сообразительного" о сохранении корабля и превращени его в музей славы, он всё же был разобран на металл в Инкермане.

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты