ИСКАТЬ:
Главная  >  Культура   >  Традиционная культура   >  Забавы   >  Детские и женские забавы


«Да» и «нет» не говорите

11 октября 2007, 338

Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети, Все кричали: «Куку-мак!» Отжимай один кулак!



Обычно фольклористы ездят в экспедиции в самые отдаленные уголки России, и это замечательно. Но не надо забывать, что интереснейший материал может оказаться и в большом городе,
буквально за порогом твоего дома.

Как-то я зашла в гости к своим знакомым, Надежде Петровне Йове (1950 г.р., родом из г. Вятки, с 1975 г. живет в Москве) и ее дочери Кристине (1980 г.р.). И думать не думала, что меня ожидает здесь столь богатый улов — детские игры и считалки. Вот что удалось записать, не выезжая за пределы Москвы.

Кристина прочла любопытные считалки.

Катилась мандаринка
По имени Иринка,
Уроки не учила
И двойку получила.
А потом пошла гулять,
Получила цифру пять.

Эни, бэни, рики, таки,
Буль, буль, буль, караки, шмаки,
Эус, бэус, краснабэус,
Бац!

Дети стоят в кругу, руки вытянуты вперед и сжаты в кулаки. Один говорит, дотрагиваясь до каждого кулака:

Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Все кричали: «Куку-мак!»
Отжимай один кулак!

Так до тех пор, пока не останется один чей-то кулак — тот игрок и будет водящим в предстоящей игре.

Этаки, пэтаки, чутаки, мэ,
Абэль, фабэль, донар, вэ,
Ики, пики, грамма, тыки,
Ики, фон,
Вышел вон!

Надежда Петровна вспомнила такие игры.

«Да» и «нет» не говорите

Играют двое. Начинает говорить один игрок:
— Барыня прислала в туалете сто рублей:
Что хотите — то купите,
Черно с белым не берите,
«Да» и «нет» не говорите,
Губы бантиком не жмите (то есть нельзя смеяться).

Затем следует диалог, состоящий из провокационных вопросов первого игрока и ответов, исключающих запреты, второго игрока. Например:

— Вы поедете на бал?
— Поеду.
— В чем? В платье?
— Конечно.
— В белом?
— Да!

Второй игрок забылся и сказал «Да!» — он проиграл, игроки меняются ролями, и игру можно продолжать.

Ястреб

Чертятся мелом круги на асфальте, на один меньше, чем число играющих. Все участники становятся в круги, а вода (водящий) без круга, и вода говорит: «Птички летают, зерна собирают!» — так произвольное число раз. Играющие бегают, изображая птичек. Затем вода занимает один круг и кричит: «Ястреб!» Все стараются занять ближайший свободный круг. А кто не успел, тот становится водой.

Кристина привела упрощенный вариант этой игры.

Вода — взрослый, а птички — дети. На земле раскладываются обручи по числу участников, и дети становятся в них. Вода говорит: «Птички летают...» Все бегают, изображая птичек, а вода убирает один обруч и кричит: «Ястреб!» И так играют до конца, пока останется один игрок-птичка, ему дают приз.

Светофор

Дети рисуют на земле мелом две параллельные линии, изображая дорогу, на ней стоит вода, а на одной стороне собираются все игроки (рис. 1). Водящий, стоя спиной к игрокам, называет любой цвет, например: «Красный!» Все, у кого в одежде есть красный цвет, перебегают дорогу. А те, у кого нет красного цвета, тоже, стараясь обмануть воду, перебегают через дорогу (обычно мешкают, так как долго ищут на себе красный цвет). Одного из них водящий должен успеть осалить, пока тот не перебежал через полосу. Тогда осаленный становится водой.



Кристина заметила, что есть варант игры, когда игроки с красным цветом спокойно переходят через дорогу, а вода внимательно осматривает оставшихся, и если в одежде найдет хоть одну нитку красного цвета, то осаливает того человека, и он становится водой.

Птички



На земле рисуют круг, разделенный на число участников, в центре его — круг для водящего (рис. 2). В каждой части круга ставится число: 1, 2, 3 и т.д. Водящий стоит в центре, а «птички» — на цифрах. Они переходят с цифры на цифру, пока вода не говорит: «Птички летели, летели... Стоп!» — и называет любую цифру. Кто в данный момент находится на ней, тот убегает, а вода кричит: «Стой!» — и должен угадать, сколько шагов от него до «птички». Если угадает, то «птичка» становится водой, если нет, то все повторяется опять.
Шаги бывают: 1) «гигант» — очень большой, 2) «средний» — обычный, 3) «лилипутики» — очень маленькие, 4) «лягушки» — прыгает, как лягушка, 5) «зонтиком» — вертятся, словно в вальсе. И еще разные, какие выдумают.

Вышибала

На земле рисуют две параллельные линии, между ними становятся все игроки, а по обе стороны — по одному водящему (рис. 3).
Водящие вышибают игроков мячом, а те стараются увернуться. Кого вышибли, тот выходит из игры. Так играют, пока останется один человек. Если ему 10 лет, то его вышибают одиннадцать раз. Увернуться ему легко, так как поле свободно, тогда воды ускоряют темп вышибания, чтобы игрок не успел увернуться. Если всех вышибут, то два последних игрока становятся водами, а если нет, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается сначала.



Записала Валентина Запорожец,
Государственный литературный музей

(НТ № 6-2002)

[Закрыть окно]


Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004