Главная  >  Политика   >  Страны и регионы мира   >  Украина


Украинский кризис: бессилие против нерешительности

11 октября 2007, 20

В то время как Россия является молчаливым болельщиком Януковича и его команды, Европа является пристрастным болельщиком Ющенко.

iamik.ru

В минувший четверг политическая ситуация в Украине вновь обострилась. 24 мая президент Виктор Ющенко своим указом уволил Святослава Пискуна с должности генерального прокурора Украины, поручив исполнять его обязанности Виктору Шемчуку. Президент заявил, что в стране происходит «ползучий захват власти, идет тихий государственный переворот, и выход из нынешнего состояния один — политические договоренности, так как люди с оружием не помогут разрешить конфликт». При этом он выразил надежду, что его остановит новое руководство Генеральной прокуратуры. Однако Пискун, для которого это увольнение не первое, заявил, что готов считать себя освобожденным от должности генпрокурора лишь в том случае, если Верховная рада даст на это согласие, а указ президента о увольнении будет обнародован в официальном государственном издании.

На помощь Пискуну пришел глава МВД Василий Цушко, который прибыл в Генпрокуратуру в сопровождении бойцов спецподразделения «Беркут». Они затеяли драку с представителями управления госохраны, чтобы проникнуть в кабинет прокурора. Министр прошел в дверь, ведущую к кабинетам руководства ведомства. «Задержать вот этих всех, кто оказывает сопротивление», — сказал Цушко на ходу подчиненным. После выхода из кабинета он заявил, что «МВД обеспечит работу генпрокурора Пискуна». На вопрос журналистов, что происходит, Цушко сказал: «Происходит государственный переворот».

В телеобращении к украинцам в четверг вечером премьер Виктор Янукович заявил: «То, что намутили в государстве безответственные горе-политики, может привести к катастрофе в Украине. Правительство не имеет права допустить этого. Наш долг — защитить граждан на от потрясений, от столкновений, от стрессов. Правительство не допустит анархии в Украине, не допустит гражданской войны. У нас есть достаточно власти и полномочий, чтобы обеспечить спокойствие в Украине».

«Нельзя спровоцировать на незаконные действия армию. Это может привести к катастрофе», — подчеркнул Янукович, назвав увольнение Святослава Пискуна с поста генпрокурора «безответственными и неправомочными действиями чиновников секретариата президента». По его словам, «такие провокации могут привести к чрезвычайным событиям».

«Они стремятся склонить органы правопорядка на исполнение заказов оппозиционных партий», — пояснил Янукович, отметив, что «президента оттирают от информации». «Если он подписал незаконный указ, а его чиновники сделали попытку заблокировать законного генпрокурора, за это надо отвечать», — заявил Янукович. Премьер призвал все ответственные политические силы «сделать все, чтобы восстановить спокойствие и стабильность в стране».

Как это уже было неоднократно, внутриполитическая ситуация отразилась на международных планах первых лиц. В пятницу президент Украины отменил свой визит в Чехию на саммит стран Центральной Европы. Премьер, в свою очередь, еще в четверг прервал поездку в Крым, где должен был принять участие в Совете глав правительств стран СНГ, и вернулся в Киев. Председатель Верховной Рады Александр Мороз прервал визит в Словакию.

В пятницу в отношении главы МВД Василия Цушко было возбуждено уголовное дело , расследование которого поручено Службе безопасности Украины (СБУ). Инкриминируемые статьи — ст.341 (превышение должностных полномочий) и ст.109 УК Украины (действий с целью захвата государственной власти)".

В этот же день президент ввел в состав Совета национальной безопасности и обороны Украины и.о. генпрокурора Виктора Шемчука, всех глав областных администраций, а также Киева и Севастополя. Из состава СНБО был выведен Святослав Пискун. Виктор Ющенко призвал силовые структуры оставаться вне политики. «Я требую от силовиков аполитичного поведения», — подчеркнул глава государства. «ГПУ министр внутренних дел руководить не будет, я это вам обещаю», — добавил он.

Сам Цушко опроверг обвинения в превышении своих полномочий, назвав попытку захвата генеральной прокуратуры Украины политическим рейдерством. Комментируя критику президента Виктора Ющенко в свой адрес, Цушко ответил, что если есть желание освободить его от должности, то в таком случае необходимо действовать согласно Конституции и закону. «Но за пределы закона я сам не буду выходить и никому не позволю, в том числе любому высшему или низшему должностному лицу, тем более бесхребетчикам, которые без всякого закона заходят и захватывают святая святых — Генеральную прокуратуру Украины», — заявил он.

Цушко также отверг обвинение в том, что он якобы является «человеком Януковича». «Ни под кого я не ложусь. Я лег под Конституцию, под закон о милиции», — заявил он, отметив, что милицию пытаются расшатать с одной целью – «установить диктатуру в стране». Однако, предупредил Цушко, «кто полезет с силовыми методами, тот получит, как положено, по зубам, скажем по-народному…».

Действия президента Ющенко могут привести к трагическим для всей страны последствиям, заявил Цушко, выступая в пятницу в парламенте. «Цена этой трагедии, по его словам, — это положить страну к ногам Тимошенко (лидер оппозиционного блока БЮТ), Турчинова (замглавы Совбеза), Балоги (глава секретариата президента), Гелетея (начальник службы госохраны), Пукшина (замглавы секретариата), которые сегодня управляют всем, что творится». «Президент страны идет на поводу вот этой клики из пяти человек», — констатировал глава МВД.

В ответ президент Украины вывел внутренние войска из подчинения МВД. На экстренном совещании с силовыми министрами в ночь на пятницу Виктор Ющенко поручил службе безопасности /СБУ/ разобраться в ситуации по поводу захвата генпрокуратуры милицией, возложив ответственность за штурм генпрокуратуры на Василия Цушко. В свою очередь, и.о. главы СБУ Валентин Наливайченко заявил об известных ему готовящихся провокациях и готовности его ведомства их предупредить. «Провокации, которые имеют место или будут планироваться, нам известны. И мы будем профилактически, а когда нужно — жестко останавливать незаконные действия», — сказал он

Днем в пятницу Виктор Ющенко провел повторное совещание с силовыми министрами. Затем — совещание с главами государственных администраций областей, Киева и Севастополя и председателем Совета министров Крыма Виктором Плакидой. Ситуация продолжала накаляться…

В субботу все украинские СМИ пестрели сообщениями о передислокации Внутренних войск из всех регионов Украины в Киев. Колонны военнослужащих, направлявшиеся в Киев, были заблокированы сотрудниками ГАИ и подразделениями «Беркута» по распоряжению министра внутренних дел. Подъезды к столице были перекрыты народными депутатами от коалиции. Хаос в силовых ведомствах усилился после того, как дислоцированные в Харькове и Крыму Внутренние войска отказались двигаться в столицу. А министр транспорта и связи Николай Рудьковский распорядился запретить перевозить железнодорожным транспортом военизированные формирования.

Точку в силовом конфликте поставил президент. Он заявил, что Внутренние войска направлены в столицу для охраны общественного порядка. Ющенко напомнил, месяц назад по «заявке» министра внутренних дел 2 тыс. человек были привлечены к охране общественного порядка во время акций протеста в Киеве. «Это большая глупость, одна из басен, которая использовалась, чтобы дезинформировать население», – прокомментировал Ющенко высказывания о плане силового урегулирования конфликта.

Окончательно договориться сторонам удалось только в ночь на воскресенье. По итогам восьмичасовых переговоров Виктора Ющенко, Виктора Януковича, Александра Мороза и Юлии Тимошенко, а также ряда других политиков, была достигнута долгожданная цель – определена дата досрочных выборов в Верховную раду — 30 сентября, на этой дате настаивал Янукович. В воскресенье Партия регионов объявила о свертывании палаточных городков в центре Киева и намерении Верховой рады приступить во вторник к рассмотрению пакета законопроектов для проведения выборов.

В воскресенье на пресс-конференции в Киеве Виктор Янукович заявил, что Партия регионов и Социалистическая партия Украины в ближайшие дни намерены провести переговоры, на которых определят возможность и целесообразность блокирования на досрочных выборах в парламент.

Однако достигнутые договоренности устроили не всех. Лидер украинских коммунистов Петр Симоненко заявил, что «на основе этих договоренностей невозможно провести не только честные и прозрачные выборы, вообще невозможно провести законные выборы». По словам Симоненко, для их проведения необходимы заключения Конституционного суда.

Еще до обострения ситуация, 24 мая, информационное агентство «Росбалт-Украина» и «Российско-Украинский Информационный Центр» провели заседание экспертного клуба на тему «Продолжение политического кризиса как итог переговоров Виктора Ющенко и Виктора Януковича». Эксперты обсуждали вероятность применения т.н. «силового сценария» в качестве разрешения политического кризиса на Украине, а также общие правовые последствия кризиса для украинской государственности.

Конституционный суд распускать уже бессмысленно, поскольку Ющенко его и так уничтожил, заявил политический эксперт Владимир Петров. «Ющенко превратил одну из самых суровых инстанций в посмешище и мишень для желтой прессы», считает Петров.

Социальный психолог Олег Покальчук уверен, что «Ющенко не будет распускать Конституционный суд, пока его, как настоящего царя, три раза об этом не попросят. Пока идет подготовка обоснования такого решения, тестирование, как оно будет воспринято в обществе. Но тестирование не означает, что Ющенко готовит какие-то действия. На сегодня ситуация полностью устраивает президента – суд ведь и так не работает, значит, не надо его распускать».

По мнению генерального директора ИА «Росбалт-Украина» Дмитрия Белянского, позиция, занятая Ющенко и его секретариатом в отношении Конституционного суда, дает основания классифицировать действия президента как попытку узурпации власти. «Сначала, распуская парламент, Ющенко вмешивается в деятельность представительской власти, далее – срывая работу Конституционного суда и ставя под сомнение его легитимность – президент пытается подчинить своей воле судебную власть. Если оценивать все это по первому половому признаку демократии, т.е. принципу разделения властей, то мы имеем дело с хрестоматийной попыткой узурпации власти», говорит эксперт.

«С самого начала, со дня первого указа о роспуске ВР, Ющенко не просто вышел за рамки конституционного поля. Он поставил себя в ситуацию, из которой просто нет правового выхода. Любой шаг — за исключением, разумеется, капитуляции, — требует нового нарушения закона. И чем дальше развивается кризис, тем дальше заходит президент», так считает главный редактор телеканала СТБ Алексей Мустафин. «Сейчас Ющенко напоминает велосипедиста, который несется на сумасшедшей скорости – он будет ехать, пока крутит педали, но как только остановится – тут же упадет. Нарушение законов, норм права, странные и сомнительные действия президента – это не осуществление заранее продуманного плана, это каждый раз вынужденные меры, с помощью которых он просто пытается удержать равновесие. Президент понимает, что речь теперь идет о его политическом выживании. Поэтому Ющенко будет идти до конца, хотя, конечно, вряд ли ему этого хочется», заявил эксперт.

Иностранные государства не будут использовать политический кризис на Украине для игры на раскол страны. Такое мнение высказал исполнительный директор РУИЦ Олег Бондаренко. «Украина уже никому не нужна в России, если говорить о крупных игроках – элита разочарована в Януковиче и открыто не любит Ющенко, а игра на ее раскол – абсолютно бессмысленна. Зачем России Донецкая область с ее проблемами? Карта Украины может быть разыграна в предстоящих у нас президентских выборах, но исключительно с точки зрения защиты национальных российских интересов – к примеру, в логике, а пусть украинцы платят нам за газ на 10 долларов дороже», сообщил Олег Бондаренко. Эксперт также предположил, что «к примеру, Борис Абрамович Березовский „разрулил“ бы существующий украинский кризис за неделю».

В целом же, происходящее сегодня в Украине устраивает практически всех, кроме ее жителей. По мнению управляющего партнера РИА «Новый регион» Александра Щетинина, «ничего критического уже произойти не может, все всех устраивает, а кризис стал носить абсолютно перманентный характер», а «единственным заслуживающим внимания общественности контентом являются те бизнес-договоренности, которые заключаются сейчас между представителями крупного бизнеса – именно рабочая группа позволила им сесть за общий стол переговоров».

Исполнительный директор РУИЦ Олег Бондаренко уверен, что «дата выборов, как и сама их организация, еще долгое время будет находиться под вопросом – даже если их назначат на осень, не факт, что они состоятся».

Генеральный директор ИА «Росбалт-Украина» Дмитрий Белянский считает, что угрозой для Украины является развитие политического кризиса в регионах. «В условиях полной нелегитимности всех органов центральной власти, с очевидностью можем ожидать того, что кризис переметнется в регионы страны – на уровень горсоветов и райадминистраций. И если в Киеве стороны кризиса хоть как-то коммуницируют между собой, то в случае бунта регионов – непонятно, как с этим работать? Если облсоветы востока откажутся признавать Ющенко и его губернаторов, а облсоветы запада – выполнять распоряжения и отчитыватьcя перед правительством Януковича, то противостоять этому из Киева будет трудно», отметил эксперт.

Социальный психолог Олег Покальчук добавил, что «происходящее в Украине пора перестать называть „политическим кризисом“ — все это перешло в перманентное состояние. Переговоры, угрозы, кризис власти – это новая реальность украинской политики, которой из этого всего предстоит медленно развиваться до государственности. Что до политических прогнозов, то наиболее точные из них – это прогнозы синоптиков. Жара и ожидание похолодания гораздо более содержательны, чем политические новости последнего месяца».

По мере затягивания политического кризиса в Украине тон комментариев западных аналитиков становится более пессимистичным. Брюс Джексон, президент Проекта переходных демократий, негосударственной организации, защищающей демократические перемены на Балканах и в бывших странах Советского Союза, пишет в газете «День» :

Демократическая трансформация, которая началась с оранжевой революции в 2004, преобразилась в горечь, взаимные обвинения и продолжающийся политический кризис. Трудно избежать выводов, что полностью весь украинский политический класс изменил украинскому народу в критические ранние годы их демократии. Этот провал спровоцировал развал таких институтов, как парламент и Конституция, которые являются существенно необходимой основой верховенства закона и подотчетного правительства… Президент Ющенко распустил парламент, не совсем дружелюбно устранил судей из Конституционного Суда и попытался распустить правительство. Сегодня он руководит страной посредством президентских указов в манере, все также напоминающей прошлого украинского президента Леонида Кучму. Как следствие, шаткие институциональные основания украинской демократии начали обваливаться. Перспективы выборов этим летом кажутся маловероятным средством исправить причину болезни, которая дестабилизирует хрупкую украинскую нацию. Есть только одно утешение, что в этот раз Москва не может быть ответственной за политический хаос в Киеве. Украинская политическая элита сделала это сама.

Впервые со времен распада Советского Союза и расцвета демократии в центральной и восточной Европе в 1989 году провал европейской демократии является реальной возможностью. Официальные визиты между Киевом и Вашингтоном были отменены. Переговоры между Украиной и Европейским Союзом по визам и свободной торговле приостановлены. Даже вступление Украины во Всемирную торговую организацию находится в ожидании возвращения функционирования парламента в Киеве. Короче говоря, изолированная сегодня Украина оголена и открыта для потенциальной реставрации московского влияния и адаптации их авторитарной политической модели.

Украинские избиратели уместно высказывают отвращение к слепым амбициям и безрассудству их лидеров. Их веб-сайты наполнены черными слухами о гражданской войне. Но в столицах Западной Европы этот кризис тщательно игнорируется. В Вашингтоне официальные лица ошеломлены, но все еще непреклонны — США не могут сделать ничего. Так демократии терпят поражение, заключает Брюс Джексон.

Еще один эксперт, представляющий «Западную аналитическую группу», Роман Кечур, пишет в «Украинской правде»:

Начать можно с банального: украинское общество расколото. Это означает, что оно разделилось на враждующие лагеря, которые имеют кардинально противоположные взгляды на все без исключения важные мировоззренческие вопросы: от центрального, который состоит в отношении к России, — до вопросов языка, НАТО, УПА etc. У этих лагерей разное отношение к ключевым моментам общей истории, а также разное видение будущего. И не следует возникновение раскола приурочивать к президентской избирательной кампании 2004 года. Так было всегда. Даже во времена референдума относительно создания независимого Украинского государства — так как полгода перед тем был другой – «горбачевский референдум», где подавляющее большинство украинских граждан поддержала идею «обновленного» Советского Союза.

15 лет новой истории государственный аппарат и украинская элита старались поддерживать иллюзию единства, и ради этого единства согласилось на мягко-автократический стиль правления Леонида Кучмы. Это был компромисс: на Востоке признали государственность украинского языка, на Западе временно смирились с тем, что практика государственного строительства отличается от галичского понимания проекта «Украина».

Передача власти Леонида Кучмы назначенному им наследнику имела целью поддерживать эту тенденцию и в дальнейшем. Виктор Янукович должен был выучить украинский язык и раз в полгода посещать этнографические выставки. А страной должна была бы править жесткая восточная элита со своим специфическим представлением об украинском прагматизме. Флаг, герб и прочие символы государственности и в дальнейшем выполняли бы утилитарную функцию, подчеркивая государственную статусность правящей элиты.

И все было бы по плану, но вмешались естественные процессы созревания общества. Сначала на Западе и в столице появились точки кристаллизации, вокруг которых начали формироваться протоструктуры модерной нации — то, из чего в будущем могло образоваться гражданское общество с доминирующими горизонтальными связями, прагматикой и романтикой среднего класса. Одновременно, нарастающая потуга индустриальной элиты Донбасса стихийно начала формировать идеологию государственного капитализма (по российско-китайскому образцу), где государство рассматривается как главный инструмент доминирования во внутренней конкуренции и консолидации для внешней.

Важно отметить, что эти тенденции появились не вокруг добрых или плохих людей, а вокруг разных принципов организации общества. Один из этих принципов предусматривал вертикально интегрированный монополизм, другой — плюрализм и конкуренцию. Исторически сложилось, что в общественном сознании эти отличия концептуализуются через русские и европейские аналогии. И это есть одна из главных глубоких линий расщепления украинского общества. Она имеет разнообразнейшие аспекты: политические, юридические, экономические и т.п.. Один из них, а именно психологический аспект раскола, рассмотрим хотя бы в первом приближении.

Как любая расщепленная структура, будь то человек, общество или Украина, переживает страх дезинтеграции и распада. С другой стороны, такая структура руководствуется не рациональным, прагматическим представлением о себе и окружающем мире, а проекциями, то есть своими фантазиями, которые возникают на фоне непонимания мотивов другого.

Проще, то есть, проще говоря, обе расщепленные стороны руководствуются страхом и неосознанной агрессией — страх олицетворяется и локализуется в оскорблении врага, который представляет угрозу и, соответственно олицетворяет все агрессивное; как следствие мир становится простым и понятным, сводясь к черно-белому восприятию.

В этом смысле обе расщепленные части общества переживают одинаковые чувства и видят одинаково упрощенную картину мира. По закону «пророчества, способного к самоактуализации» такие фантазии становятся реальностью. Так как стороны не только представляют (правильно или нет — другой вопрос) намерения другого, а и ДЕЙСТВУЮТ, выходя из своих представлений об этом. Так возникает угроза гражданского конфликта.

Что из этого следует? А то, что украинское общество, переживая расщепление, априори находится в состоянии неспособности принять любое осознанное решение, или занять любую целенаправленную позицию. Однозначный, решительный шаг в любом направлении оно переживает как угрозу целостности; такой шаг — или в направления Запада, или в направления Востока — актуализирует страх дезинтеграции и порождает непреодолимое сопротивление. Это порождает то, что в психологии называется амбивалентностью, то есть наличием одновременных противоположно направленных мотивов и желаний.

Постороннему наблюдателю эта позиция может показаться непонятной и парадоксальной: противоположные импульсы взаимонейтрализуются, и субъект оказывается замкнутым в своем внутреннем мире, непонятным для других. Субъект впадает в аутизм…

Бесконечные спикериады и коалициады, круглые столы и рабочие группы, приостановления действия законодательных актов, красноречивая бездеятельность Конституционного Суда являются яркими примерами аутизма украинского общества. В такой ситуации внешняя реальность исчезает: можно не проникаться будущей ценой на газ или металл, дефицитом Пенсионного фонда или угрозой дефолта, можно не думать о хлебе насущном или грядущем. Важной становится только мысль внешних факторов (будь-то комиссия ЕС, русская Дума или Британская лига защиты животных) по поводу очередного украинского кризиса, который подчеркивает нашу важность для мира и желательную поддержку одной из сторон.

Вместе с тем на внешний взгляд такая позиция выглядит неадекватной и инфантильной. Это справедливо заметил Александр Квасневский, мягко отметив, что: «Самое важное, чтобы украинские политики поняли, что в сутках 24 часа, а не 124, как иногда можно получить впечатление над Днепром».

И еще один аспект функционирования такой жизни. Любые катаклизмы или внутренние проблемы — авария на железной дороге или газопроводе, технологическая катастрофа или бензиновый кризис — трактуются как «вражеские подступы с целью дискредитации, дестабилизации, дегуманизации и т.д.». Катастрофическая мнимость провоцирует соответствующую лексику, страна втягивается в мир противостояний, угроз и врагов…

Борьба иллюзий о победе своего добра над чужим злом это сладкий наркотик и втягивает в себя всю элиту, которая, затем, перестает выполнять свою функцию — быть «корой головного мозга» общества, то есть функцию рефлексии, которая состоит в осмыслении реальности во всех ее проявлениях. Более того, в конфликт втягиваются общественные учреждения — от силовых структур до судов, которые априори должны были бы быть вне любого общественного конфликта.

А тем временем рецепт терапии прост — начать думать. Думать — значит постигнуть реальность, признать нашу различность, то есть различность наших правд и интересов, и, наконец, необходимость толерантного отношения к позиции другого. Но думать — значит и дать себе отчет в нашей общности, не одинаковости, а именно общности. Терапия в том и состоит, что общество должно отказаться от идеального результата и впрячься в процесс ежедневного его достижения…

Расщепление украинского общества далеко не исключение, а скорее правило. Не надо думать, что нет франко- и англоязычной Канады, испано- и англоязычной Америки, что нет фактически двух «Бельгий», что никогда не было гражданских войн во всех уголках мира. Не надо преувеличивать эксклюзивность наших проблем: в цивилизованном мире политические кризисы, досрочные выборы или гражданские волнения и протесты являются обычной действительностью. На этом фоне украинское разделение, или если хотите, расщепление, являются нормальным этапом формирования нового сообщества — зрелого субъекта цивилизационного процесса, заключает Роман Кечур.

Как может развиваться ситуация дальше? Почему политический кризис в Украине так затянулся? Об этом МиК спросил Вячеслава Игрунова, директора Международного института гуманитарно-политических исследований:

- Кризис не преодолевается потому, что существует некоторое равновесие сил на Украине. И президент страны пока еще не может предпринять силовых акций против парламентского большинства.

Тем не менее, постепенно парламентское большинство, на мой взгляд, проигрывает некоторые позиции. Например, находясь на грани политической победы, Янукович все же подписал соглашение о досрочных выборах, вернее Ющенко достиг с ним соглашения о проведении досрочных выборов, и это очень сильно деморализовало парламентскую сторону противостояния.

Кроме того, президент Ющенко шаг за шагом предпринимает силовые действия, в том числе, по чистке своего аппарата, по накоплению в этом аппарате людей с решительной волей, готовых применить силу.

По-видимому, сейчас готовится не только увольнение конституционных судей, но и смена некоторых министров, что совершенно противозаконно. Также я думаю, что сегодня команда Ющенко готовится к изоляции некоторых политических деятелей, некоторых чиновников, и это вполне возможно, если такая неопределенность протянется до лета.

Таким образом, главной проблемой – задержкой финала в этом решительном противостоянии – является, с одной стороны, полная нерешительность Януковича и парламентской оппозиции, а с другой стороны, недостаточность сил у президентской стороны.

- А как Вы считаете, у западных стран – членов Евросоюза и России хватит терпения, чтобы не вмешиваться в разрешение ситуации? В ходе прошлой президентской кампании, как известно, это вмешательство было чрезмерным. Есть ли какие-то позиции у западных игроков и у России в Украине сейчас?

Я думаю, что сегодня Европа точно так же, как и Россия, дистанцировалась от внутреннего конфликта в Украине, и не только потому, что неизвестен его исход, но и потому, что участие в столь неправовом процессе могло бы наложить негативный отпечаток на правительства тех или иных стран, и снизить рейтинги тех или иных политиков в собственных странах.

Но это не означает, что они стоят совсем в стороне. Понятно, что Россия является некоторым молчаливым болельщиком в пользу Януковича и парламентской команды. С другой стороны, Европа является столь же пристрастным болельщиком в отношении Ющенко.

Но если от России ничего не исходит, и от голоса России сегодня в Украине практически ничего не зависит, то позиция западных правительств играет на руку Ющенко. И сегодня имеет место демонстрация как бы двойных стандартов. Когда законодательство нарушает Ющенко, то западные политики говорят: ну, это сложная проблема, это внутреннее дело Украины, украинцы должны разобраться.

Но совершено не так они действовали во времена Кучмы, когда даже законные действия тогдашней власти объявлялись незаконными, фальсификациями, авторитаризмом и т.д. И именно такое неравновесие поддерживает, и я бы сказал, тонизирует, деятельность президента Ющенко, и поэтому без всякого европейского вмешательства он предпринимает все более и более решительные шаги.

При этом я вовсе не хочу исключить того, что Ющенко не пользуется услугами американских советников, которые всегда поддерживали решительные действия как самого Ющенко, так и в последнее время, Юлии Тимошенко. Так что западная поддержка, пусть не публичная, но все равно довольно ощутимая, президенту сегодня помогает. В отношении России и ее союзников в Украине я бы этого не сказал.

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты