ИСКАТЬ:
Главная  >  Политика   >  Внешняя политика   >  Страны и регионы   >  США


Как им обустроить Россию

11 октября 2007, 400

Новый 68-страничный документ под названием Strategic Plan – Fiscal Years 2007-2012, подготовленный госдепом США, представляет собой развернутую стратегию американской внешней политики на ближайшие пять лет.

В Вашингтоне обнародован "стратегический план" госдепа США по внешней политике, рассчитанный на 2007-2012 годы. Значительная его часть посвящена долгосрочным целям дипломатии США на постсоветском пространстве и, в частности, отношениям с Россией. Впервые после холодной войны США открыто называют своей приоритетной задачей противодействие "негативному поведению" России на многих направлениях – от продажи оружия неблагонадежным режимам до давления Москвы на бывшие советские республики, будущее которых США связывают с "цветными революциями". Новый доклад сулит еще больше обострить отношения Москвы и Вашингтона.

Третий удар госдепа

Новый 68-страничный документ под названием Strategic Plan – Fiscal Years 2007-2012, подготовленный госдепом США, представляет собой развернутую стратегию американской внешней политики на ближайшие пять лет. В документе обозначены основные "направления и приоритеты" как непосредственно для ведомства Кондолизы Райс, так и для его "смежников" в лице Агентства США по международному развитию (USAID), по линии которого правительство США осуществляет программы зарубежной помощи.
"В современном мире невозможно провести четкую разграничительную линию между интересами нашей безопасности, нашими усилиями в области развития и нашими демократическими идеалами",– отмечает госсекретарь Райс в предисловии к "стратегическому плану", называя главной задачей внешней политики США на глобальном уровне "продвижение свободы на благо американского народа и международного сообщества".
Это уже третий установочный документ госдепа, обнародованный в Вашингтоне за чуть более чем месячный срок. Первый, ежегодный отчет о положении с правами человека в мире, появился в начале марта. Второй доклад, озаглавленный "Поддержка США прав человека и демократии в мире",– в начале апреля. И в первом, и во втором документе значительное место уделено России и странам СНГ, причем лейтмотивом докладов стала беспрецедентно резкая критика ситуации с демократическими правами и свободами в России. Если в первом докладе госдеп ограничился нелицеприятными оценками, то во втором уже содержались конкретные указания на то, что впредь США будут стремиться активно влиять на ситуацию на постсоветском пространстве и, в частности, способствовать проведению свободных выборов в России и других странах.
Получившие широкий резонанс оба доклада госдепа наиболее болезненную реакцию вызвали в России (см. Ъ от 13 апреля). Однако за вторым документом госдепа последовал третий доклад, который продолжает полемику с Москвой по становящейся все более острой проблеме "российского суверенитета" и "американского вмешательства". При этом сформулированное в преамбуле к "стратегическому плану" на 2007-2012 годы заявление Кондолизы Райс о невозможности "провести четкую разграничительную линию" между интересами безопасности США и американскими демократическими идеалами, судя по всему, является последней наработкой Вашингтона, призванной разъяснить, почему защиту демократии за тысячи километров от своей территории США не считают вмешательством во внутренние дела других государств.

Смысл усилий

США по поддержке демократических институтов в России Ъ разъяснил американский посол в Москве Уильям Бернс. Указав на то, что "этот вопрос вызывает в сегодняшней России немало споров", господин Бернс отметил, что осуществляемые в России американские программы, во-первых, "очень ограниченны в долларовом исчислении", во-вторых, "основаны на понимании того, что мы не можем навязать наш опыт или наши ценности кому бы то ни было". По словам Уильяма Бернса, в целом философия подобных действий Вашингтона строится на желании содействовать демократии путем ознакомления с накопленным в Америке опытом создания экономических и политических институтов, который может оказаться полезным и для других стран.

Ложка меда в бочке дегтя

Содержащиеся в "стратегическом плане" решительные заявления и оценки, касающиеся России, стали последним подтверждением того, что США намерены взяться за российскую демократию всерьез и надолго. При этом в тексте плана новой "внешнеполитической пятилетки" США можно найти указания на то, что в Вашингтоне вовсе не считают Россию потерянной для американской политики. Как сказано в новой доктрине, "США хотят, чтобы Россия стала открытым, демократическим и стабильным геополитическим партнером". "Мы можем попытаться поощрить такое развитие с помощью широкого круга экономических, общественных, научных и политических связей",– считают в госдепе.
Как следует из документа, в Вашингтоне "очень заинтересованы в укреплении позитивных тенденций", включая оказание содействия по вхождению России в международные организации, ее интеграцию в глобальную экономику, а также появление в России среднего класса, "поддерживающего демократические институты и главенство закона". Впрочем, госдеп США дает понять, что продвижение на этих и других направлениях сотрудничества не заставит США в угоду политической конъюнктуре закрыть глаза на проблемы российской демократии. "Мы будем взаимодействовать с Россией там, где мы можем это делать продуктивно, но в то же время при поддержке наших европейских и других союзников мы будем проявлять твердость в том, что касается ценностей демократии, прав человека и свободы, и давать отпор негативному поведению России",– обещает ведомство Кондолизы Райс.
Между тем, как следует из плана госдепа, проявлений "негативного поведения" России в Вашингтоне сегодня видят больше, чем когда бы то ни было после распада СССР. Так, в перечень того, что не устраивает администрацию Джорджа Буша, включены "усиливающаяся централизация власти, давление на неправительственные организации и гражданское общество, растущая роль государства в экономике и ограничения свободы прессы". Эти моменты в докладе называются "вызывающими тревогу тенденциями". К этим тенденциям отнесена и "продажа Россией оружия Ирану, Сирии и Венесуэле".
Впрочем, самым неприятным для Москвы моментом доклада станет та его часть, в которой фактически подтверждается неизбежность американо-российского соперничества на постсоветском пространстве на ближайшие годы. "Еще одним крупным вызовом является политика России в отношении ее соседей, в особенности поддержка Москвой сепаратистских регионов Грузии и Молдавии, ее политическое и экономическое давление на Грузию и монополистическое использование энергии для оказания давления на соседние государства, для получения контроля над инфраструктурой и стратегическими активами",– отмечается в документе. Обвиняя Москву в задействовании энергетических рычагов для подчинения себе соседей по СНГ, США не делают секрета из того, каким в ближайшие годы будет их противодействие Москве: "укрепление региональной энергетической безопасности" путем "диверсификации энергоресурсов, усиления прозрачности и повышения эффективности использования энергии".

Да здравствуют "цветные революции"!

Последним немаловажным моментом доклада госдепа США, который также сулит обострить отношения Москвы и Вашингтона, является та его часть, в которой говорится о странах из альтернативного СНГ объединения ГУАМ – "новых демократиях в Грузии, на Украине и в Молдавии". Госдеп США недвусмысленно дает понять, что одна из задач американской политики на ближайшие годы – усилить сближение "новых демократий СНГ" с европейскими и евроатлантическими структурами путем оказания им "поддержки, поощрения и технических советов". В докладе конкретизируется, что имеют в виду в Вашингтоне под таким содействием: "Продвигать реформы и демократическое развитие, поддерживать гражданское общество и независимые СМИ как на двусторонней основе, так и совместно с ЕС, а также через такие многосторонние форумы, как ОБСЕ".

Впрочем, едва ли не наибольшее неприятие в Кремле из всего 68-страничного документа наверняка вызовет следующая оценка: "В других точках Евразии народы жаждут получить надежду, которую зажгли 'цветные революции' 2003-2005 годов".
Таким образом, уже третий по счету за последние несколько недель доклад госдепа США, касающийся отношений с Россией, стал самым жестким, причем не только за текущий год. После распада СССР, пожалуй, ни в одном из американских официальных документов не говорилось столь подробно о вызовах со стороны России и необходимости противодействия "негативному поведению" Москвы. Это свидетельствует о том, что звучащая в Вашингтоне критика Москвы явно идет по нарастающей, делая перспективы российско-американского сотрудничества на указанную в докладе пятилетку весьма туманными.


История вопроса

Россия как стратегическая цель госдепа

Нынешний "стратегический план" госдепартамента США и Агентства по международному развитию (USAID) стал четвертым с 1999 года. В трех предыдущих не было специального раздела, посвященного России, но отношениям с Москвой отдавалась одна из ключевых ролей.
Впервые США разработали "стратегический план" в феврале 1999 года. В нем указывалось, что "поддержка демократии в России прежде всего связана с интересами национальной безопасности США". Госдеп планировал поддерживать демократические институты и правозащитные организации. Отмечалось, что Россия и Китай "представляют потенциальные долгосрочные вызовы безопасности", хотя и с низкой возможностью военного столкновения. В отношениях с РФ предлагалось развивать сотрудничество, в частности, в области нераспространения оружия массового уничтожения.
Во втором "стратегическом плане", изданном в сентябре 2000 года, Россия, как ядерная держава, признавалась одной из угроз национальной безопасности США. Указывалось на важность действий по обеспечению безопасности ядерного арсенала и защиты складов химического оружия РФ. Москва критиковалась за контакты с Ираном в области ядерных технологий. Еще одним негативным фактором назывался рост активности российского криминала в мире.
В опубликованном в августе 2003 года третьем американском плане (на 2004-2009 финансовые годы) отмечалось, что отношения с Россией "приводят к положительным результатам для обеих стран в области сокращения ядерного потенциала, борьбы с международным терроризмом, урегулирования региональных конфликтов, развития российского энергетического потенциала". Планировалось развивать сотрудничество в этих областях и усилить действия по прекращению вывоза российских ядерных технологий в Иран и Сирию. Приоритетной задачей называлась поддержка вступления России в ВТО.

Каким будет асимметричный ответ?

Олег Морозов, первый зампред Госдумы, заместитель секретаря президиума генсовета "Единой России":

– Если отвечать – значит признать, что они опирались на факты, а нам надо показать миру, что эти акции госдепа США сугубо политизированные, за которыми нет аргументов. Вообще, госдеп доходит до абсурда, пытаясь учить всех и вся демократии, а тех, кто не поддается, объявлять врагами.

Александр Козловский, зампред комитета Госдумы по международным делам (фракция "Единая Россия"):

– Одним из вариантов могло бы быть жесткое заявление России наподобие мюнхенской речи Путина. Кстати, после нее стало легче работать. Наши отношения с Америкой явно обостряются, американцы пытаются нападками на Россию прикрыть свои внешнеполитические провалы. И это не только наше мнение, пресса Германии критикует внешнюю политику США еще хлеще. Но хлопать дверью нельзя, надо хоть за уши, но втянуть их в переговоры, ведь их внешняя политика может измениться.

Владимир Шаманов, советник министра обороны России, президент Ассоциации Героев России:

– Спокойным. Я уверен, что нам пора прекратить реагировать на все чихи из-за океана. Развивающаяся и укрепляющаяся Россия, конечно, вызывает негативные эмоции у американской администрации, тем более что там началась президентская гонка и надо переключать недовольство за неудачи в Ираке на внешнего врага. А отказываться от "ножек Буша" или долларов нельзя, иначе в ВТО не вступим.

Леонид Гозман, зампред политсовета СПС:

– Да никакой. На уровне риторики антиамериканизма мы уже дошли до предела.

Борис Алексеев, президент совета по торгово-экономическому сотрудничеству Россия–США:

– Не надо втягиваться в эти игры. Достаточно, если выступит Лавров. Они должны понять, что Россию нельзя ставить в положение врага, для этого нет никаких оснований. Наоборот, мы стремимся к диалогу с США. А это обычная риторика госдепа. Когда мы пытаемся, например, ввести жесткий контроль за качеством их продукции, они сразу начинают истерить.

Владимир Кашин, зампред ЦК КПРФ:

– Надо заявить, что тот, кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет. Пора вычистить российскую политику от проамериканских лоббистов. По большому счету США уже 17 лет проводят ту политику, о которой сейчас заявляют. Ельцин, Гайдар и компания развалили нашу экономику, сейчас принимаются законы, удобные для транснациональных корпораций. Хороша была мюнхенская речь президента, но где продолжение?

Сергей Рогов, директор Института США и Канады:

– Не надо спешить с выводами. Пока ни Путин, ни Буш не выступали с заявлениями о начале холодной войны, нельзя допустить соскальзывания в конфронтацию, она никому не выгодна. Но в последние годы усиливается негативное отношение к России, и если официальная критика продолжится, то после 2008 года может появиться доктрина сдерживания России. А это означает возможность возникновения новой холодной войны.


«Коммерсант»


Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004