ИСКАТЬ:
Главная  >  Вера


Невежество тождественно злу

11 октября 2007, 835

Сегодня в обществе невежество проявляется как многогранный негативный феномен.

Невежество - отсутствие соответствующих знаний и социального опыта, некультурность, невоспитанность, необразованность. Сегодня в обществе оно проявляется как многогранный негативный феномен.

Российский энциклопедический словарь.

-Отец Александр, почему проблема невежества в России проявляется сегодня так остро?

Слова Сократа: «Невежество тождественно злу» очень содержательны и злободневны. Действительно, наше общество испытывает дефицит глубоких разносторонних объективных знаний. А.Солженицын ввел такое понятие «образованщина» – это подмножество невежества: и образованные люди, и люди с узкими специальными знаниями тоже бывают невежественными. Но в этом нельзя винить самих людей, а тем более их учителей и преподавателей. Невежество – это следствие искаженного образования, которое мы унаследовали с советских времен. Являясь одним из лучших в мире, оно давало нам лишь узкоспециальные знания. Математик в университете получал прекрасное математическое образование, физик - физическое и так далее. Но нашим прекрасным физикам и математикам гуманитарное образование давалось в искаженном виде - под видом некого наукообразного предмета.

В наше время гуманитарное образование продолжает строиться на наследии классиков марксизма, признавая существование неких безликих социальных законов, якобы существующих в обществе. Эти законы принижают роль выдающихся людей в истории, тогда как роль личности в истории определяющая. Люди принимают решения, а не общество, в котором царят законы исторического материализма! Эта псевдонаука сознательно искажает историю, преподнося ее как борьбу угнетенных классов против угнетателей. Наше внимание акцентируется на бунтах, восстаниях, революциях, и складывается впечатление, что законная монархия – наихудшая форма правления, при которой народ всегда страдал, и что Россия – страна низкой культуры, в которой всегда творилось какое-то беззаконие и произвол. И якобы ее история начинается с 1917 года, а до этого и говорить не о чем.

В середине XVIII века при строительстве Зимнего дворца произошел характерный случай, о котором хорошо бы знать не только тем, кто интересуется отечественной историей. Его описывает Андрей Тимофеевич Болотов – родоначальник мощной династии, вошедшей в летопись нашего Отечества. Андрей Болотов, тогда молодой человек, жил в Петербурге в период окончания строительства Зимнего дворца. Дворец огромный, стройка грандиозная. После нее остались кубометры досок, бревен и тонны строительных отходов: песок, кирпич, известь и т.п., от которых было необходимо избавиться. Мы привыкли, что обычно остатки строительных материалов куда-то вывозятся, а использованные доски сжигаются. А царское правительство поступило иначе. Оно обратилось к жителям Петербурга - разбирайте! Народ откликнулся и за ночь очистил огромную стройплощадку полностью. Камушек, чурбачок, обломок кирпича - все в хозяйстве пригодится. Сам Болотов приехал с телегой, и, нагрузив ее до краев, увез домой. Дома отремонтировал крыльцо, а дров хватило на всю зиму. Вот что значит царский размах, - все счастливы: императрица, - потому что въехала во дворец без всяких задержек, администрация – потому что не пришлось ломать голову, как избавиться от отходов, и народ, который получил царский подарок, тоже счастлив.

И для сравнения вспоминается другое событие из прошлого, рассказанное прихожанкой нашего храма, пережившей блокаду Ленинграда. В сентябре 1941 года, в самом начале войны, немецкая авиация разбомбила склады продовольствия, уничтожив полностью продукты, предназначенные для жителей города. Тогда она, еще молоденькая девушка, с отцом своим стала ходить в район сгоревших складов, искать место, где был сахар, который, когда горел, плавился, капал и впитывался в землю. Эту землю набирали с собой в сумки, а дома, высыпав в посуду и залив водой, ставили на огонь и перемешивали. Сахар растворялся, земля оседала, получалась сладковатая вода, которую голодные люди пили. А когда начались снегопады, такую землю добывать уже стало невозможно.

Во время блокады Ленинграда от голода умерло несколько миллионов людей, едва не умерла и наша прихожанка. Возникает закономерный вопрос: а почему советская власть не раздала продукты, предназначенные населению города. Фронт стремительно приближался к Ленинграду, становилось очевидным, что город будет взят штурмом или окажется в осаде. Можно было раздать или хотя бы распродать продовольствие людям - зачем хранить?

Эти события произошли в одном и том же городе с интервалом в 200 лет, но совершенно разные действия людей, стоящих у власти. В одном случае благородное и великодушное отношение к собственным согражданам, в другом - невежество, ставшее причиной страшной голодной смерти множества людей. Так невежество рождает зло.

Другой пример. В книге «Целина» Леонида Брежнева говорится о том, что людей, трудившихся на бескрайней целине, селили в палаточные городки. Летом вполне можно жить, а с приходом зимы народ не знал, куда деваться от холода: в этих бескрайних степях господствуют страшные ветры, которые насквозь продувают палатки. Дальше автор пишет: «нам очень пригодился кирпичный заводик, который оказался поблизости». Откуда мог взяться в степи этот кирпичный заводик? Очевидно, он появился во времена Столыпинской реформы, когда, переселяя крестьян из центральной России в Сибирь, заботились об их обустройстве. Создавались центры с почтой, телеграфом, прокладывались дороги и строились кирпичные заводы, чтобы у человека, приехавшего со своей семьей, со всем своим добром, была возможность поставить дом и сложить печку, чтобы он жил по-человечески. А вот советская власть об этом не думала, потому что у самого кормила власти стояли товарищи, которые не знали или не хотели знать, что требуется простому человеку для нормальной жизни.

А сейчас мы живем по принципу – «хотели как лучше, а получилось как всегда». Так вот, не как всегда! Так только в последнее время у нас получается, а при царе-батюшке выходило иначе. В то время создавалась огромная грандиозная процветающая империя, создавались условия, при которых каждый человек мог активно, плодотворно и творчески трудиться. У власти стояли достойные люди, которые служили своему народу, умели зарабатывать деньги для государства, а не разбазаривать народное достояние. Если бы изучая историю, мы обращали внимание на подобные нестандартные решения, которые принимали наши замечательные предки, то к своей истории и к своим поступкам относились бы иначе и имели совсем другие ориентиры.

Приведем для примера циркуляр Морского технического комитета № 15 от ноября 20 дня 1910 года. Это канцелярская бумага следующего содержания: “Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать вперед соответствующие указания, а поэтому господа инженеры должны проявить инициативу и, руководствуясь знаниями своей специальности и пользой дела, прилагать все усилия для оправдания своего назначения”. Господа инженеры (вместо «господа инженеры» можно поставить – врачи, священники, учителя, кого угодно…) должны проявить инициативу и руководствоваться не конъюнктурными, шкурными, сословными или партийными интересами, а только знаниями своей специальности и пользой дела. Вот так должны решаться дела. Вот такие люди должны стоять у власти, которые делают свое дело быстро, эффективно, творчески, плодотворно, у которых в руках все горит. Именно сильная выдающаяся личность находит решение, посредством которого ей покоряются обстоятельства. Она покоряет ситуацию, а не покоряется ей.

Сейчас говорят, что важны какие-то реформы. А если их возглавят невежды, то, что они смогут сделать? По моему глубокому убеждению, чтобы нашему обществу найти способ выйти из состояния, в котором находится, нужно обратиться к сокровищам национального, нравственного и глубокого продуманного образования, к традициям большой семьи. Возрождаясь, эти ценности откроют каждому человеку необъятное поле деятельности с огромным количеством задач, которые необходимо будет решить. И решены они будут грамотными, самоотверженными творческими людьми, которых ни купить, ни запугать нельзя, сбить с толку нельзя. Такие люди имеют здоровую уверенность в себе, потому что трудятся на благо своих близких.

-Значит, вопрос в том, чтобы выстроить эффективную систему образования?

Образование – это, в отличие от нефти и газа, неисчерпаемый ресурс стратегического значения любой страны. Образованный человек, создавая то, чего не было раньше, двигает общество вперед! Например, взрослому человеку сейчас трудно представить себя без мобильного телефона, хотя еще недавно этого не могли вообразить даже писатели-фантасты. Потому что все новое, все передовые достижения могут предложить только настоящие специалисты с глубоким образованием. Но оно должно быть дополнено очень взвешенным гуманитарным образованием: прежде всего историей, философией, литературой и другими предметами гуманитарного цикла.

А у нас они преподаются так, что у детей пропадает охота всерьез узнавать историю, родную литературу. В школе из средневековых литературных памятников изучается только «Слово о полку Игореве» - выдающееся произведение мировой литературы. В нем исключительно сложная образная, языковая система. Чтобы понять «Слово…», нужно многое знать, нужно прочитать не одну специальную книгу, хорошо знать историю Древней Руси, которую в школе изучают весьма поверхностно. И вот вырывается очень трудное произведение из литературного контекста, школьники не понимают его, и у них складывается представление, что на Руси в Средние века вообще не было ни литературы, ни истории.

И поэтому нужно приложить огромные усилия и постараться взглянуть на нашу историю, на предков, на достижения нашего народа так, чтобы увидеть ее в полном объеме и тогда это произведет удивительное впечатление. Мы восхищаемся средневековой архитектурой, древнерусской иконописью, и знаем, что они являют собой вершины мирового искусства. А существование шедевров древнерусской культуры говорит о высоком уровне ее развития. И история Древней Руси – история очень развитого государства с интенсивными тесными связями с европейскими государствами, со скандинавскими странами, например. Литература, музыкальное искусство, другие виды искусства, ремесла и торговля – экономический и культурный уровень был высок на Руси. Мы этого не знаем и не можем сами додуматься, потому что невежество становится препятствием тому, чтобы картина жизни наших предков был осознана нами полностью.

К сожалению, не изучают в школе «Поучение Владимира Мономаха» - значительное произведение, наш литературный и исторический памятник. Великий киевский князь - не только по титулу, но и по нравственному облику - подводит итог своей жизни, оставляя заветы своим детям и внукам. Вот если бы наши государственные деятели знали его, то понимали, как должны относиться к своему народу, своим детям, какое личное мужество должны проявлять, и совсем по-другому выполняли бы свои обязанности.

- Отец Александр, как Вы думаете, проблема невежества так остро стоит только в России?
Говоря о невежестве на примере России, может сложиться впечатление, что оно существует только в нашей стране. Но невежество характерно и для других стран. Причем вопиющее невежество, которому трудно найти объяснение. В юности я интересовался вопросами судостроения и морскими историями и прочитал несколько книжек, и узнал кое-что поучительное.
Так вот, многие знают историю лайнера «Титаник», погибшего в водах северной Атлантики в 1912 году. В апреле этого года исполняется 95 лет со дня гибели корабля и гибели почти 1,5 тысячи человек, плывших на его борту. Об этой трагедии написана масса книг, поставлены фильмы, и всюду она изображена как нечто неизбежное и неотвратимое. Так считал и я, пока не столкнулся с идей, которая принадлежит нашему великому соотечественнику адмиралу Степану Осиповичу Макарову.


Что делать, если корабль вдруг получил пробоину, как «Титаник»? Первая мысль – отчерпать воду. Но оказывается, в корабль, в подводной части которого зияет большая пробоина, каждую секунду поступают тонны воды, и отчерпать воду с такой же скоростью, с какой прибывает в трюм вода, не реально. Как спасти судно? Идея, предложенная Степаном Осиповичем Макаровым для человека, мыслящего, как и мы, стандартно, совершенно неожиданна и даже парадоксальна. Он предложил не выкачивать воду из корабля, получившего пробоину, а напротив закачивать ее. А чтобы вода не затопила весь корабль, при строительстве разделить на водонепроницаемые отсеки. Пострадала носовая часть корабля – необходимо залить воду в кормовые отсеки, или в другой какой-то отсек, симметричный отсеку с пробоиной.
У «Титаника» было повреждено несколько носовых отсеков, но если бы были затоплены соответствующие кормовые отсеки, он не утонул бы, а, набрав несколько десятков тысяч тонн воды и осев на три-четыре метра в воду, дошел бы своим ходом до ближайшего порта. И все это было предложено, просчитано еще за несколько лет до гибели лайнера. Но ни капитан, ни глава судостроительной компании, ни инженер, возглавлявший строительство корабля, которые в это время плыли на «Титанике», не были знакомы с идеями Макарова, хотя они были опубликованы еще до начала его проектирования. И если бы быстро и грамотно приняли верное решение, то корабль с людьми был бы спасен. И владельцы судна сделали бы на этом прекрасную рекламу: «Корабль получил огромную пробоину, но не утонул. Плавайте на наших кораблях!» Гибель «Титаника» – это следствие потрясающего невежества. Поразительно еще то, что подобное случилось с великой морской державой, которая призвана заботиться о надежности своего флота и знать обо всех новейших технических достижениях.
Но это невежество настолько глубокое, что проявилось и в период Второй мировой войны. И связано оно уже не с гражданским, а с военно-морским флотом, от которого зависело само существование Британии. Линейные корабли – гордость и основа британского флота погибали от незначительных повреждений. О причинах этого написал единомышленник адмирала Макарова, Алексей Николаевич Крылов – знаменитый кораблестроитель, адмирал, академик, человек энциклопедических знаний, будучи в эвакуации в Казани в 1943 году.
Оказывается, германские ученые, лидировавшие в области химии, еще в период Первой мировой войны разработали присадки, предотвращающие детонацию, то есть взрыв пороха при попадании снаряда. Порох сгорал, а не детонировал. После Первой мировой войны, Англия по Версальскому мирному договору получила все военные секреты Германии и секрет с присадками тоже. Но англичане не воспользовались знаниями и на этот раз, и уже немецкой химической науки. Их порох во Вторую мировую войну детонировал, как и в Первую, и корабли взлетали на воздух. Военным морским министром в Первую мировую войну и в предвоенный период был Уинстон Черчилль, значит, он отвечал за английский военно-морской флот, и вследствие его невежества гибли английские корабли.
Так невежество становится самой разрушительной силой. Она губит нас не по чьей-то воле или глупости, а по недостатку образования и из-за приниженности идеалов, из-за незнания достижений своих предков и современников. Так вырастает невежда. Немецкий философ Гегель отметил в свое время: "Для лакея нет героя. Не потому что герой не есть герой, а потому что лакей есть лакей". Принижение мировой, отечественной культуры и истории - следствие невежества, на котором основано лакейское мировосприятие.
- Каковы причины невежества как социального явления?
Греческий философ Аристотель выделял три формы правления и рассматривал их не с социальной, а с нравственной точки зрения. Эти формы могут вырождаться в свою противоположность в зависимости от того, используется власть во благо народа или во благо стоящих у власти .
Первая форма правления - монархия, при которой страной законно управляет один человек. Ее противоположность – тирания. Вторая форма – аристократия, страной управляет группа благородных образованных людей. Ее противоположность - олигархия. Это популярное сейчас слово заимствовано из греческого языка, в котором оно несет негативную окраску. Так что современные идеологи, которые ввели понятие «олигарх» как эквивалент магнату, сильному и влиятельному человеку, демонстрируют свою собственную необразованность и пользуются тем, что мало людей прочитало соответствующую литературу, потому что «олигархи» - это люди, насилием, беззаконно захватившие власть. А понятие, устоявшееся сегодня, является недоразумением, основанным на невежестве тех, кто старается манипулировать сознанием своих соотечественников.
Третья форма правления – демократия, при которой страной управляют полноправные, полноценные, образованные граждане. Ее противоположность – охлократия: власть черни, необразованной толпы. Но толпа не способна управлять, а по природе своей подвластна манипулированию.
Очевидно, что в стране у нас не монархия и не тирания, аристократия давно уничтожена, демократия только на словах. Значит, остаются две формы правления - олигархия и охлократия. Олигархам для управления толпой нужно давать ей неполноценные знания, чтобы вырастали невежественные, агрессивные, озлобленные граждане, наши соотечественники. В огромной богатейшей стране мира царит произвол и нищета. Люди живут, с трудом сводя концы с концами. Правящим кругам нищета очень удобна, потому что при возражении тебя просто-напросто уволят. А новую работу найти не так просто.
-Как обидно должно быть образованному человеку, когда вся власть находится в руках невежд…
Вот Крылов удивительный человек: он дожил до глубокой старости, работая и сотрудничая с невеждами, и не вступал с ними в конфликт. Русский барин, адмирал, после революции выполнял задания советского правительства и приобретал паровозы в Англии. Он следил за их креплением в трюме, чтобы при качке не повредился корабль. И работал он вместе с английским боцманом, который иногда на него покрикивал. Однажды они сидели в заводской столовой, и вдруг по трансляции передается сообщение: «адмирал Крылов приглашается в дирекцию завода». Тут он встает, извиняется и собирается уходить. Боцман с удивлением: «Вы адмирал Крылов? А я думал, вы матрос». Так просто адмирал мог вести себя с любым: и с государем, и самым обыкновенным человеком. Он, преподавая советским специалистам, пытался передать свои обширные знания, делился своим кругозором, занимался большой издательской деятельностью. Такие люди, как он, всеми силами пытались противостоять невежеству. И такие великие люди трудились на благо государству во многих областях: в науке, искусстве, промышленности.
Но реальность такова, что самоотверженные люди, неудобны для тех, кто воспитан системой, формирующей невежд. Есть поговорки: «мое дело петушиное - кукарекни, а там хоть не рассветай», «моя хата с краю», «не высовывайся», «не лезь в чужие дела», «тебе больше всех нужно?» - это подход таких невежд. И творческому человеку приходится преодолевать их сопротивление. Невежество – это трагедия страны.
Невежество обладает еще тем свойством, что порождает невежество. Как говорил Окуджава: «кричат дуракам дураки: "Дураки!", и это им очень обидно». Умный человек с благодарностью воспримет критику, потому что он способен на ошибках учиться и может исправиться. Дурак же не учится, следовательно, любую критику будет воспринимать как покушение на свою личность, и воспринимать ее агрессивно. Невежда никогда не захочет уступить образованному человеку и будет руководствоваться не своими знаниями, которых нет, и не пользой дела, которое его не интересует, а шкурными, конъюнктурными соображениями. Вот так невежество порождает невежество. И это очень страшно. Поэтому должна быть проделана огромная планомерная всеобщая работа по преодолению недостатков народного образования и нашего собственного невежества.
- Отец Александр, для возникновения невежества существуют только внутренние причины или этому процессу «помогают» извне?
И извне тоже. Судите сами. Мировые запасы энергоресурсов и полезных ископаемых заканчиваются, и это факт. В какой-то мере можно представить направление мысли тех, кто хочет подорвать могущество нашей огромной страны, по-прежнему обладающей талантливым народом, выдающимся научно-техническим потенциалом, значительными территориальными и ископаемыми ресурсами. И для того, чтобы воспользоваться нашей страной, разрушается самый главный - образовательный и нравственный - ресурс. Тогда станет возможным управлять ее народом и легко убрать его с исторической арены, а, воспользовавшись ресурсами нашей страны, продлить существование западной цивилизации. Но этот вариант, губительный для нашей страны, даст всего лишь временную отсрочку, ведь мировые ресурсы не безграничны.
Необходимо уже сейчас объединять усилия и искать выходы из глобального кризиса. Государствам вместо того, чтобы бороться друг с другом и финансировать войны, перспективнее вложить капитал в созидательное творческое освоение тех возможностей, которые есть на земле и, в первую очередь, объединить усилия против невежества. Все упирается в те решения, которые можно и нужно принимать. И принимать их должны не скаредные, не корыстные, а образованные, творческие, свободные, масштабно, по государственному мыслящие великодушные люди. Чтобы не только Россия, но и весь мир не стал затонувшим «Титаником»!

Иерей Александр Ильяшенко, беседовала Надежда Антонова

Источник в интернете:
http://www.pravmir.ru/article_1880.html

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004