ИСКАТЬ:
Главная  >  Политика   >  Территориальное устройство России   >  Естественные границы   >  Арктика: Северный Ледовитый океан


Спор за хребет Ломоносова

11 октября 2007, 578

Экспедиция «Арктика-2007» стала мощным аргументом России в борьбе за ресурсы Ледовитого океана.

Открытие новой «эпохи полярников»

Активность России в районе Северного полюса, вызвавшая бурную реакцию на Западе, является далеко не спонтанной. Еще в мае президент Путин по итогам совместного заседания Государственного совета и Морской коллегии дал правительству поручение развить деловую активность в Арктике. Экспедиция «Арктика-2007», план которой готовился уже давно, пришлась в этой связи как нельзя кстати. Она проходит в рамках международного Полярного года и имеет не просто исследовательский, но и повышенный политический статус. Возглавлял ее вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров, курирующий «арктические» проекты по поручению высшего политического руководства страны.
Кульминация экспедиции пришлась на пик полярного лета – июль, когда льды максимально отступают на север, а солнце круглосуточно вращается в зените. Погружение в океан в точке, где проходит ось земли, – событие, в котором есть нечто мистическое. Состоявшись в рамках экспедиции 2 августа нынешнего года, оно, несомненно, войдет в историю.
Два экипажа батискафов «Мир-1» и «Мир-2» совершили погружение на глубину более четырех километров и впервые достигли полярного дна. Для этой цели к полюсу выдвинулись атомоход «Россия» и следующее за ним дизель-электрическое судно «Академик Федоров», флагман исследовательского флота. В воздухе экспедицию сопровождали восемь вертолетов. Батискафы «Мир» представляют собой совершеннейшую исследовательскую технику, построенную советскими инженерами 20 лет назад. Они рассчитаны на глубину до 6 тысяч метров. После завершения полярной части экспедиции батискафы (на Западе их называют мини-субмаринами) будут задействованы в работах по обследованию дна Баренцева моря.
По беспрецедентности, сложности и риску выполненной задачи «Арктика-2007» заслуживает самой высокой оценки. Если бы нечто подобное, с поправкой на особенности эпохи, происходило в 30-е годы, эпоху Папанина и Отто Шмидта, Чкалова и Водопьянова, «Арктика-2007» сопровождалась бы гораздо более громкой государственной кампанией в СМИ, а полярников вся нация воспринимала бы как своих героев. Правда, и масштаб тогдашней арктической программы – с ее дрейфующими станциями и открытием Северного морского пути – был куда более впечатляющим.



Доступ к кладовым Севера: претензии датчан и норвежцев

Стратегический смысл экспедиции 2007 года – собрать новые данные и материалы (включая пробы грунта со дна) в обоснование права России на расширение своей экономической зоны в Ледовитом океане. Речь идет об огромном секторе Арктики, очерчиваемом по линиям Мурманск – Чукотка – Северный полюс. В 1926 году СССР определял границы своих полярных владений как треть Арктики общей площадью 5,842 млн кв. км. Однако в международном праве эти претензии, так же как аналогичные претензии Канады и США, не признавались. Только в 1982 году ООН приняла Конвенцию по морскому праву, установившею общие правила игры. Именно по этим правилам действует Россия, направившая в 2001 году свою заявку на признание российской зоной данного треугольника (сектора) полностью. Это означало бы закрепление за Россией северной части этого сектора площадью 1,2 млн кв. км (южная его часть де юре уже принадлежит России).
Согласно российским документам, проходящий под вечными льдами Северного полюса подводный хребет Ломоносова является продолжением сибирской материковой платформы. То же касается и хребта Менделеева, расположенного восточнее. Юридически это означает, что запрашиваемые территории находятся в области «континентального шельфа», принадлежащего России. Конвенция 1982 года устанавливает право на 200-мильную зону от подводного края той части материка, на которой расположена та или иная страна.
По оценке Геологической службы США (US Geological Survey), в Заполярье находится до 25% мировых запасов нефти. Многие эксперты утверждают, что в грунте океанского дна находятся месторождения угля и газа, а также алмазов, золота, платины, олова, марганца, никеля, свинца. Разработка этих месторождений – дело неблизкого будущего, однако, рано или поздно, человек будет вынужден обратиться к кладовым Севера, скрытым под вечными льдами.
Пять лет назад комиссия ООН потребовала дополнительных исследований и доказательств. После экспертиз добытого 2 августа грунта, которые будут произведены в Институте океанологии РАН, Россия оформит свою заявку повторно. В 2004 году министерство науки Дании выступило с заявлением, что хребет Ломоносова является продолжением Гренландии, а в 2006 году Норвегия выступила с обращением в ООН, в котором утверждается, что хребет Ломоносова начинается на норвежской территории. В ближайшее время шведско-датская экспедиция LOMROG займется изучением Арктики и документальным подтверждением того, что хребет Ломоносова относится к шельфу Гренландии.



Флаг на Полюсе: трюк или знак?

Особое, хотя и не вполне понятное, возмущение на Западе вызвала символическая акция русских полярников – водружение на полярном дне титанового флага России. Собственно, данная акция является вполне закономерной – ведь достижение экспедиции беспрецедентно и сопоставимо не только с первым покорением полюса, но и с первой высадкой на Луну.
Эту значимость признают и на Западе. В частности, сравнение с высадкой американцев на Луне в 1969 году признает справедливым британская The Independent, однако в той же статье автор не преминул добавить, что «российский флаг на дне под Северным полюсом скорее напоминает эффектный трюк».
Гораздо более резкая реакция последовала со стороны официальных лиц Канады и США. Глава МИД Канады Питер Маккей обозвал «Арктику-2007» «организованным Россией шоу». «Сейчас не ХV век. Нельзя просто идти по миру, расставлять флаги и говорить «это – наша территория», – заявил он в эфире телеканала CTV. В насмешливом тоне были выдержаны и комментарии представителя госдепартамента США Тома Кейси: «Я не уверен, что именно они водрузили – металлический флаг, резиновый флаг или пластину на дне океана, но чем бы это ни было, это не имеет никакого легального значения или эффекта для этой заявки… Даже если русские нарисуют распыленной краской флаг России на этих хребтах, это не будет иметь абсолютно никакого значения для технической оценки».
Министр иностранных дел России Сергей Лавров незамедлительно ответил на реплики из-за океана: «Меня очень удивило заявление о том, что кто-то разбрасывается флагами. Никто ими не разбрасывается, так делали все первооткрыватели. А цель этой экспедиции не застолбить какие-то права России, а доказать, что наш шельф простирается к Северному полюсу». Такие исследования, подчеркнул Лавров, необходимы в связи с обоснованием нами наших претензий на выход нашего шельфа за 200-мильную зону. Такие исследования, подчеркнул Лавров, необходимы в связи с обоснованием нами наших претензий на выход нашего шельфа за 200-мильную зону.

Опасения Канады

Канадская пресса в целом поддержала своих официальных лиц, хотя в то же время и не скрывала уязвимости их позиции. «Создалось такое впечатление, – пишет Ottawa Citizen, –что Маккей и сам не вполне уверен в том, каков юридический статус Северного полюса.... Канадские эксперты говорят, что легкость, с которой россияне добрались до Северного полюса и осуществили погружение, ясно показывает, насколько серьезно отстала от России Канада в своих возможностях предъявить собственные претензии на Арктику, ведь у Канады нет даже ледокола, способного в любое время года добраться до полюса».
Этот факт вряд ли может быть компенсирован недавним заявлением правительства Канады о выделении 7,5 млрд долларов на строительство восьми арктических патрульных кораблей для защиты канадского суверенитета на Севере. Надо признать, что именно в Канаде, более чем в какой-либо другой северной стране, обеспокоены спорами вокруг арктической проблемы. Этой темы касается в своем комментарии германская газета Handelsblatt. В статье под названием «Борьба за сокровища под Северным полюсом» ее авторы Томас Виде и Герд Брауне отмечают: «Если в результате климатических изменений арктические льды действительно растают, то Северо-западный проход через канадские острова станет представлять интерес с точки зрения международного морского сообщения. Сегодня корабли, идущие через Панамский канал из Европы в Азию, должны проходить 23 тыс. км, тогда как через Северо-западный проход путь сократится до 16 тыс. км. Канадские военные опасаются, что морской путь через Арктику к 2015 году будет настолько освобожден ото льда, что на севере страны может открыться незащищенный фланг. (…) Ни у одной страны нет такой длинной береговой линии, как у Канады. Малонаселенная территория – в провинции Нунавут площадью 2 млн кв. км, к которой относятся острова Северо-западного прохода, проживают только 30 тыс. человек – может стать убежищем для нелегальных мигрантов, а также преступников, занимающихся контрабандой наркотиков и оружия». В этой публикации приводится мнение профессора Байэрса, который утверждает: «Суверенитет над Арктикой – это не национальный вопрос, а вопрос защиты окружающей среды и безопасности».
Канада, действительно, не располагает достаточными силами для должного контроля над своей акваторией в случае таяния прибрежных льдов. Ей будет трудно справиться с потоком рыбаков, в том числе браконьеров, которые устремятся в новые районы промысла.
Профессор Чикагского университета Эрик Познер на страницах The Wall StreetJournal расставляет точки над i: «Способность России контролировать зону, на которую она претендует, сомнений не вызывает; к Канаде, однако, это не относится. Она не в состоянии помешать судам других стран использовать Северо-Западный проход. (…) Вашингтон не желает, чтобы Канада в одиночку получала все преимущества от контроля над Проходом, но этот спор имеет второстепенное значение. Реальная угроза исходит от русского «медведя», а не от канадского «барсука».
На каком-то этапе Россия, США и другие страны все равно поделят Арктику на эксклюзивные экономические зоны. И сейчас Москва создает предпосылки, чтобы львиная доля этой территории досталась ей. В “битве за Арктику” она обладает рядом преимуществ по сравнению с Канадой и США. Контроль над морскими территориями определяется двумя факторами: военной мощью и географической близостью. Россия обладает и тем и другим. США имеют необходимую военно-морскую мощь, но от большей части региона их отделяет значительное расстояние. Канада граничит с Арктикой, но лишена соответствующего военного потенциала. Пока Вашингтон и Оттава конфликтуют из-за Северо-Западного прохода, им трудно будет помешать притязаниям России в других районах Арктики». В своей статье профессор Познер предлагает США и Канаде задуматься о новом формате взаимоотношений в Арктике: «Если США поддержат заявку Канады на Северо-Западный проход в обмен на некие гарантии доступа в эту зону американских военных кораблей и гражданских судов, это укрепит позиции обеих стран в споре с Россией».


Американское «сдерживание»

Пока американцы еще «не дозрели» до предложений Познера. То, что они демонстрируют сейчас, – это крайняя обеспокоенность и стремление форсировать процесс своего присоединения к Конвенции ООН по морскому праву. Без этого присоединения США лишены правовых рычагов воздействия на процесс раздела Арктики, в том числе места в Комиссии ООН по шельфу.
В мае американский сенатор Ричард Лугар, выступая в Конгрессе, заявил, что притязания России на северную зону, богатую углеводородным сырьем, противоречат интересам США. Лугар призвал к скорейшему присоединению США к Конвенции. Даже если американцы не сумеют помешать России отстоять свои права, ратифицировав Конвенцию, они смогут по крайней мере заявить о континентальном шельфе США у побережья Аляски и закреплении за собой соответствующей экономической зоны.
В этой связи американский Time незадолго до прибытия российской экспедиции на полюс вспоминает и о других арктических спорах, в частности об акватории Берингова моря: «Эта территория была передана США в 1990 г., в соответствии с советско-американским Соглашением о линии разграничения морских пространств, подписанным госсекретарем Джеймсом Бейкером и министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе. (…) В последние недели контролируемые Кремлем СМИ всячески принижают значение этого документа, называя его актом предательства со стороны Шеварднадзе (позднее, став президентом Грузии, он проводил пронатовский курс). Одновременно ведущие прокремлевские законодатели публично требуют пересмотра соглашения, чтобы вернуть стране утраченные ресурсы».
Позиция Лугара лишена аргументов, которые можно было бы предъявить в ходе дипломатических споров. Тем не менее, значительная часть американской элиты настроена на то, чтобы отстаивать именно ее. Как пишет The Daily Telegraph в статье «Полярный империализм»: «Свободный мир должен получить свою долю энергетических ресурсов, если таковые имеются под Арктикой. Ресурсов в России так много, что проблема с ними возникает лишь из-за своенравного режима, порой прибегающего к шантажу. Необходимо срочно искать дипломатическое решение, и достаточно жесткое, которое не позволит России диктовать свои условия в той манере, которую она нередко использует в многосторонних переговорах».
Для обоснования «арктического сдерживания России» идут в ход и заявления политизированных «экологов», в частности деятелей из Greenpeace, которые утверждают, что «страна, рвущаяся к нефти в эпоху глобального потепления, ведет себя крайне безответственно. Страны, стремящиеся захватить как можно больше органического топлива, могут погубить нетронутую окружающую среду Арктики. Вместо этого им бы стоило бороться за возобновляемые источники топлива». Звучат и голоса в пользу разрешения арктической проблемы по образцу Договора об Антарктике 1959 года, согласно которому над Южным полюсом действует юрисдикция «международного управления».



Русский взгляд

Закрепление за Россией нефтяных и газовых месторождений северной Арктики означало бы значительное увеличение «запаса прочности» российской экономики. Но главное в другом. Открытие арктического направления означает пробуждение страны от «спячки» и в плане геополитическом, и в научно-техническом, и в отраслевом (нефте-газовом). Ведь все крупные месторождения, которыми мы располагаем, были разведаны еще в советские времена.
Вместе с тем для реального, а не только юридического, продвижения на Север предстоит создать отрасли и индустрии принципиально нового качества. К примеру, у России сегодня отсутствуют буровые суда, необходимые для разработки подводных месторождений. Заморожена геологоразведочная деятельность, которую при положительном исходе наших арктических экспедиций нужно будет снова развивать бешеными темпами.
В интервью «Российской газете» глава экспедиции Артур Чилингаров рассказал, что при погружении на дно экипажи батискафов столкнулись с серьезными трудностями. Установить российский флаг в точке «ноль» Северного Ледовитого океана (то есть строго на полюсе) удалось только «благодаря упорству и настойчивости профессора-океанолога Анатолия Сагалевича». Первые трудности были связаны с большим количеством донного осадка, который подняли батискафы. Тем не менее, через иллюминаторы удалось разглядеть пейзаж, очень похожий на лунную поверхность.
Еще большие трудности ждали экипажи при подъеме на поверхность. Это связано с тем, что лед отражает радиосигналы и поэтому они искажаются. Чтобы отыскать полынью размером примерно 150 на 100 метров первый экипаж плутал подо льдом на глубине примерно 400 метров 30 минут, а второй – 1 час 20 минут. У второго батискафа под огромным давлением даже промяло люк. Полынью при всплытии батискафов приходилось расчищать, поскольку она очень быстро заполнялась льдом.
Несмотря на все трудности и риски, экспедиция вышла из испытаний с честью. Планируется, что в ближайшее время Россия создаст новую дрейфующую исследовательскую станцию «Северный полюс-35». Такое развитие арктической программы уже порождает прямые ассоциации с советскими полярными эпопеями 30-х годов. И в том случае, если России удастся отстоять свои права на советские арктические владения, начало разведки и добычи природных ресурсов под вечными льдами вполне может стать в новым веке аналогом вошедшего в историю великого проекта создания Севморпути.
www.rpmonitor.ru

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004