ИСКАТЬ:
Главная  >  Вера


Как прийти в себя?

11 октября 2007, 527

«Возвратимся же, братия, к себе самим, с отвращением возненавидев совет змия и всякое долу пресмыкание: ибо нам иначе невозможно с Богом примириться и сродниться"

В свое время я поставил себе цель изучать творения святых отцов. И – начал читать Добротолюбие. В пятом томе я прочитал Никифора-уединенника «Слово о трезвении и хранении сердца многополезное». Там меня просто поразили слова:
«Придите, и я повем вам науку вечного небесного жития или лучше метод, без труда и пота вводящий действующего по нему в пристань бесстрастия и избавляющий его от страха прелести или падения от козней бесовских».
Я тогда подумал, что это очень важно для меня – научиться именно методу, технике, пользуясь которой я получу результат. К тому времени я уже пробовал стяжать дар непрестанной молитвы, памяти смертной, но как-то безрезультатно. А очень хотелось действительно метод, чтоб работало.
Итак, речь пойдет о методе, который вводит действующего по нему в некое состояние, которое можно назвать бесстрастием. Это слово было для меня загадкой. Как это бесстрастие? Это что со мной должно произойти? И вот я стал искать. И обнаружил, что «страсть» в переводе со славянского означает страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска. Так что бесстрастие – это все противоположное этому. Я попытался сформулировать для себя, что же это такое, и сейчас для меня бесстрастие означает спокойную радость от проживания настоящего момента.
Некая безболезненность, уверенность, что все происходящее – промыслительно и полезно для меня, послано Богом для моего блага. Не отсутствие чувств. А скорей некая способность мыслить позитивно. Во всем находя благое действие Бога. А по словам св. Никифора в этом состоянии еще и нет страха прелести (то есть обмана, прельщения). Почему? И я подумал, что, наверное, я буду настолько убежден в правильности того, что делаю, как живу, что не будет никаких сомнений, никакой боли неопределенности. Такое возможно, только если душа находится в присутствии Божием, это я знал уже из ранее прочитанного. Значит, этот метод настолько приблизит меня к Господу, что и сомнений в правильности делания не будет. Радость, покой, чувство уверенности и защищенности от козней бесовских. Это то, что мне нужно! Я так устал уже от мучительного страха перед жизнью, тревожности и депрессий, что я схватился за поучение св. Никифора, как тонущий хватается за соломину. Мое страдание усугублялось еще тем, что я совершенно перестал чувствовать себя уверенно, когда общался с людьми. Я как будто растворялся в них, готов был отказаться даже от своего мнения, лишь бы только не чувствовать неприязни с чьей-либо стороны. Мне катастрофически не хватало опоры. Я знал, что этой опорой может быть только Бог. Но как на Него опираться? Я был готов, но я только не знал, как это сделать. А жить хотелось, и вот я стал искать дальше и нашел:
«Возвратимся же, братия, к себе самим, с отвращением возненавидев совет змия и всякое долу пресмыкание: ибо нам иначе невозможно с Богом примириться и сродниться, если прежде не возвратимся к себе самим, насколько сие в нашей силе, или не войдем в себя самих, отторгая себя, – что удивления достойно, – от мирского кружения и суетной многозаботливости и привыкая неотступно внимать сущему внутрь нас Царствию Небесному».
Первое, что нужно – это вернуться к себе. То, что я не умею быть в себе, мне уже стало ясно. Я все время спрашивал себя: «Я в себе?», и что интересно, я все чаще стал замечать, что я совершенно не знаю этого места – «в себе». В своем прошлом я постоянно. В своих мечтах тоже привычно, нафантазировать что-нибудь под музыку в наушниках и отправиться туда. Это мое любимое занятие. А вот «в себе»… Да оказывается, что, только вернувшись в себя, я смогу внимать сущему во мне Царствию Небесному. Я прекрасно помнил слова Христа, что Царствие Небесное внутри вас есть (Лк.17, 21). Но чтобы вот так просто в него попасть, мне и в голову не приходило. Так вот почему и происходило у меня это пресмыкание, от которого я уже устал! Ведь я же не в себе, а в гостях, то есть где-то. Вот и обессилел совсем. Но каково! С Богом сродниться и примириться! Вот это перспектива! То есть чем больше я буду обретаться в себе, тем ближе и роднее я стану Богу.
Отторгать себя от мирского кружения (вот уж воистину закружился я в стремлении всем понравиться) и суетной (суетный, напрасный, тщетный, пустой, безумный, глумный, глупый, вздорный) многозаботливости. Пустая, безумная, глупая, вздорная многозаботливость – это как раз то, чем я последнее время и занимаюсь. Хватаюсь за одно дело, бросаю, уже увлекся другим и снова недоделал, бросил, устал. И так по кругу. А результата так и нет, чувство растерянности от бестолково потраченного времени. И одно расстройство. И опять же вопрос без ответа: что делать? Как это изменить? И страх, что ничего не поможет. Но теперь это не так! Привыкать постоянно и неотступно внимать тому, что во мне, разгребая завалы бесполезных и пустых влечений, докапываясь до сущего во мне Царства Небесного. Вот моя главная задача, по методу св. Никифора.
Теперь я знаю, что делать. Хотя стоп. Это как – отторгать? Что это такое? Отторгать, отторгнуть, оторвать, отделить, дергая, порвав; отодрать, отнять силою. Вот он родной, великий и могучий! Действительно, с силой отодрать себя от мира иллюзий, выдернуть из трясины фантазий, отделить, дергая, порвав путы, затянувшие меня в глубину прошлого. Воистину Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12)! Вот в чем подвиг и скорбь. Чем усерднее я отдираю себя от мира и возвращаюсь к себе, тем ближе я к Богу. Ведь Он желает, чтобы я дал Ему свое сердце, а как я это сделаю, если я не знаю себя, если я не в себе?! Он желает быть во мне, так значит, я возвращаюсь в себя, чтобы открыть ему дверь своего сердца, в которую он стучит. А самое главное, что Бог может встретиться со мной только в реальности, ни в фантазиях моих бесконечных, а только здесь и только сейчас. То есть пока я не в себе, я прошу не у Подлинного Бога, с которым встретился, а у своей же фантазии! Как это меня успокоило! Вернувшись в себя, я попрошу Бога, и Он исполнит мои просьбы, как и обещал. Вот это перспектива! Отлично!
Итак, куда мне возвращаться? К себе. А где я? Это очень важный вопрос. На него надо обязательно найти верный ответ. От этого зависит, попаду ли я «к себе» или промахнусь. И результата не будет. И я стал рассуждать. Что поможет мне рассчитать маршрут? Как я пойму, что попал «в себя»? Если жизнь – это только миг между прошлым и будущим, то я могу найти себя только в настоящем. В прошлом меня уже нет, а в будущем еще нет.
Итак, я целиком нахожусь только в настоящем моменте. И если я не отслеживаю его, то значит, я по-настоящему и не живу. Жизнь во всей ее полноте и разнообразии проявлений, во всей красе и богатстве проходит мимо меня, когда меня нет в себе. Я есть только в настоящем. Только в реальности. Я живой только в миге, на пике жизни. В точке осознанного напряжения. Как мне понять – в настоящем ли я или опять заблудился? Мне помогало следующее. Первое – я начал как можно чаще спрашивать себя: где я, что я сейчас делаю? И научился честно давать ответ. Потом я стал учиться осознавать, что я чувствую, что сигналит мне мое тело. И как мир, в котором я нахожусь здесь и сейчас, дает мне о себе знать? Что он мне предлагает, что я вижу, слышу, ощущаю от него? И честные ответы на эти вопросы дали мне богатый материал. Я так обрадовался! Ведь теперь я могу осознавать, что мне хочется сделать в ответ на действия мира.
Я начал взаимодействовать с ним, стал замечать, как именно я сбегаю от реальности, и стал направлять работу своего рассудка в нужное мне русло. Я начал обретать контроль над своими мыслями и состояниями. Я замечал, как некоторые мысли приносят мне боль и страх, и я стал следить за ними. Из трусливой жертвы я стал превращаться в охотника. Я устраивал на них засады, и они не могли уже заставать меня врасплох. Я стал бдящим, внимательным. Я начал стоять на посту своего сердца, зорко всматриваясь в то, что хочет туда пробраться. В итоге сейчас моя жизнь стала намного интересней и богаче. Быть в себе для меня сейчас – это чувствовать себя, осознавать, что происходит со мной в каждый миг жизни, в ответ на воздействие мира. Осознавать свои потребности, стараться управлять ими с помощью воли. Быть свободным в выборе. Чувствовать себя активным и творчески подходить к решению жизненных задач. Это дало мне столь желанную уверенность, такое забытое чувство собственного достоинства, что мне стало по-настоящему интересно жить. А главное, что этот процесс возвращения в себя не может завершиться, поскольку, чем больше я открываю себя незнакомого, тем больше я соприкасаюсь с пребывающим во мне Небесным Царством Бога. Это бесконечный путь. И это радует меня. Это значит, я буду жить вечно.

Источник в интернете:
http://6chuvstvo.pereprava.org/v_sebia.htm

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004