ИСКАТЬ:
Главная  >  Вера


РАЗМЫШЛЕНИЯ О РУССКОЙ ПАЛЕСТИНЕ

27 мая 2008, 488

В ходе встречи с российскими журналистами Патриарх Феофил III неожиданно заявил, что русское духовное присутствие на Ближнем Востоке нанесло серьезный вред, что оно являлось культурной и моральной агрессией и подавляло местных жителей. Он осудил первого руководителя Русской Духовной Миссии архимандрита Порфирия (Успенского) за то, что тот принес в Палестину, Сирию и другие регионы Ближнего Востока «заразу национализма» и «яд расизма».


Святая Земля незримо присутствует в жизни каждого христианина. Слова «Иерусалим», «Сион» ежедневно звучащие в богослужебных текстах Православной Церкви воспринимаются не только как географические понятия, но всегда напоминают о чем-то более значимом, вневременном, надмирном. «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя»- так вслед за псалмопевцем Давидом готов повторить каждый верующий человек. В Страстную седмицу с особым трепетным чувством духовные взоры православных христиан всего мира обращаются к тому месту, где разворачивались события Евангельской истории, завершившиеся Крестной Смертью Сына Божия и Его Воскресением. Даже будучи погруженными в предпасхальные хлопоты в Великую Субботу мы с тревогой и надеждой следим за происходящим в Храме Гроба Господня схождением Благодатного Огня. И какая радость охватывает всех при известии, что огонь в десятках тысяч свечей уже разнесен по Иерусалиму и вот-вот отправится в обратный путь делегация наших соотечественников с тем, чтобы доставить лампаду, зажженную в иерусалимском Храме в далекую Россию к пасхальному богослужению.
Все то, что связано с землей, где родился и совершал Свое служение Спаситель мира, дорого и свято для каждого христианина. Зная о любви русских к Святым местам, к Иерусалимской Церкви, ее иерархи в трудные минуты неоднократно обращались к России за помощью и поддержкой. Многочисленные свидетельства о том, сколь значима была эта помощь можно найти в истории всех Восточных православных Патриархатов, включая Иерусалимский. Россия веками щедро жертвовала на украшение храмов и обителей Святой Земли. Иконы и драгоценные лампады – вклады русских богомольцев, украшают Храм Гроба Господня и базилику Рождества Христова в Вифлееме, многие другие древние храмы и монастыри, возведенные на местах евангельских событий. И к богослужению верующие там созываются преимущественно русскими колоколами. В Святую Землю из нашего Отечества смиренными паломниками стремились попасть представители всех сословий – от Великих князей до простых крестьян. Особенно активно русское паломничество развивалось в XIX – начале XX века, когда было налажено регулярное морское сообщение между Одессой и Яффой. На Пасху 1914 года, например, в Иерусалиме было более 6000 русских паломников, а всего за год Палестину их посетило около 10 000. Именно лептами и трудами наших православных соотечественников возник феномен «Русской Палестины». Монастыри и храмы, паломнические гостиницы и земельные участки на местах Евангельских событий, принадлежавшие Русской Духовной Миссии и Императорскому Православному Палестинскому обществу, были островками русского духовного присутствия в Святой Земле. Здесь находили пристанище наши паломники, здесь же для них совершались богослужения на привычном церковно-славянском языке. При участии европейски образованных русских священнослужителей в библейских местах велись археологические раскопки, обогатившие мировую науку. Достаточно вспомнить, что именно русскими был найден порог Судных Врат, через которые Господь с Крестной ношей вышел из Иерусалима, следуя на Голгофу. Именно наши соотечественники изучали и переводили документы по церковной истории Святой Земли, делая их доступными светским исследователям. Но не только попечением о паломниках и научными изысканиями занимались подвижники Русской Палестины. Своей задачей они видели духовное просвещение местных жителей-арабов, для детей которых было открыто несколько десятков школ. По инициативе и при содействии первого руководителя Русской Духовной Миссии архимандрита Порфирия (Успенского) Иерусалимский Патриарх Кирилл открыл греческо-арабское училище, впервые сделав доступным для мальчиков-арабов получение духовного образования. Начальник РДМ был назначен попечителем всех патриарших учебных заведений. Тот же архимандрит Порфирий способствовал созданию в Иерусалиме первой Патриаршей типографии для издания духовной литературы на арабском языке. Неустанными просветительскими трудами по праву вписали свои имена в историю Православия на Святой Земле и другие руководители РДМ: епископ Кирилл (Наумов), архимандриты Леонид (Сенцов), Антонин (Капустин), Леонид (Кавелин) и их сотрудники. В их числе был и иеромонах Феофан – будущий епископ, затворник Вышенского монастыря, богослов, аскет, ученый, автор множества духовных сочинений.
Сегодня в прессе заметно актуализировалось тема русского духовного присутствия в Святой Земле. Одна из причин этого – отмечавшееся в мае нынешнего года шестидесятилетие государства Израиль, у истоков создания которого, как хорошо известно, стояло руководство Советского Союза. Многочисленные публикации, появившиеся в прессе в преддверии юбилея и посвященные связям России с этой ближневосточной страной, не обходят вниманием религиозного аспекта, поскольку его значение очевидно. Свою роль сыграло недавнее посещение Святой Земли большой группой представителей ведущих отечественных СМИ при поддержке Фонда святого всехвального Апостола Андрея Первозванного. Наконец, незадолго до православной Пасхи состоялась презентация фильма «Русская Палестина», созданного по заказу того же Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России в сотрудничестве с российским МИДом, ОВЦС МП и Русской Зарубежной Церковью. Двухсерийный телефильм, включающий большое количество документальной съемки, по замыслу его создателей призван «привлечь внимание российской и международной общественности к теме русского наследия в Святой Земле». Полагаю, для правильной расстановки акцентов важно не только знать, что представляет собой это наследие, но и учитывать как оно оценивается на Ближнем Востоке сегодня.
Многовековые связи России с древней Иерусалимской Церковью и само создание «Русской Палестины» имели главной целью поддержку Православия в Святой Земле. В этом историческом контексте крайне странно прозвучали недавние высказывания Предстоятеля Иерусалимской Церкви Патриарха Феофила III. В ходе встречи с российскими журналистами он неожиданно заявил, что русское духовное присутствие на Ближнем Востоке нанесло серьезный вред, что оно являлось культурной и моральной агрессией и подавляло местных жителей! Резко отрицательно он оценил деятельность первого руководителя Русской Духовной Миссии архимандрита Порфирия (Успенского) за то, что тот принес в Палестину, Сирию и другие регионы Ближнего Востока «заразу национализма» и «яд расизма», приведшие «к смятению наших людей здесь, от которого они до сих пор страдают». При этом Патриарх подчеркнул, что «национализм никогда не был составной частью культуры Церкви, равно как и расизм».
Вероятно, именно проявлением «расизма» и русского «национализма» можно объяснить преклонение первого руководителя РДМ перед Православным Востоком, горячую любовь к его истории и традициям, дружеские отношения с сирийцами и коптами, заботы о духовном просвещении арабского населения Палестины. Или личность архимандрита Порфирия вызывает такое противоречивое отношение потому, что своей главной задачей он считал «воскрешение православного арабского народа», помогая, между прочим, «всеми доступными средствами поднятию этого народа из той приниженности и загнанности, в каких этот народ находился раньше, благодаря привилегированному положению на Востоке греческой национальности»? (1).
Задача почти фантастическая, учитывая, что нынешний Предстоятель Иерусалимской Церкви отрицает сам факт существования православных арабов. Логическим продолжением этого подхода является отрицание нынешним Предстоятелем Иерусалимской Церкви факта существования православных арабов. Арабы, по его мнению, могут быть только «последователями Корана». Большую же часть паствы Иерусалимского Патриархата, каноническая территория которого простирается на Палестину и Иорданию, составляют некие «арабоязычные христиане». Это заявление не подтверждается ни данными официального сайта Посольства государства Израиль в Москве, согласно которому в стране проживает 80% евреев и 20% арабов, причем одна десятая арабского населения-православные христиане. Ни о каких других религиозно-этнических сообществах речи не идет. Противоречит ему и информация Палестинского информационного центра, на сайте которого опубликованы результаты исследования, согласно которому население Палестины еще в 1914 году составляло «657 000 арабов-мусульман, 81 000 арабов-христиан и 59 000 евреев»(2). Очевидно, что сами палестинцы, признавая разделение своих единокровных братьев по религиозным воззрениям, никоим образом не отказывают им в национальной принадлежности.
К сожалению, и сегодня, причем не только в Иерусалиме систематически ставится знак равенства между понятиями «православный» и «грек». В эту формулу логично вписывается похвала нынешнему Предстоятелю Иерусалимской Церкви из уст Константинопольского Патриарха Варфоломея I, прозвучавшая в ходе их встречи в апреле нынешнего года: «православные всего мира (!-ОК), мы многим обязаны Святогробскому братству, которое, несмотря на проблемы, существовавшие на протяжении веков, постоянно вело борьбу и удержало за нашей нацией святые места».(3) Трудно предположить, что произнесший эти слова, забыл о том, что евангельское благовестие, зримым свидетельством которого являются святые места, было обращено ко всему миру, что во Христе по слову апостола Павла «нет ни эллина, ни иудея».
Но, Восток, как говорится, – дело тонкое и он столь же загадочен для нас, как и русская душа для Востока. По мнению Блаженнейшего Патриарха Феофила, например, эта душа, несомненно, религиозна и испытывает духовную жажду, но в стремлении утолить ее, увы, не очень разборчива. Именно поэтому он посоветовал Русской Православной Церкви активно приобщать людей к «православной традиции, православному богословию, православной философии, к отцам Церкви». Но ведь именно в этом заключается ее многовековое служение! Его зримым плодом является и создание «Русской Палестины», как выражения чаяний наших православных соотечественников, их устремленности к Святой Земле, где возникла Церковь Христова. А в том, сколь масштабно осуществляется это служение сегодня, как строятся и наполняются людьми храмы по всей России, как ведется православное просвещение детей и взрослых, какими тиражами издается духовная литература, в том числе святоотеческие творения, может убедиться каждый.
Еще большее недоумение вызывает тезис Патриарха Феофила о том, что лишь приобщившись к великому духовному наследию Церкви русские люди «раскроют свою истинную идентичность». Выходит, вопрос подлинной идентичности стоит не только в отношении арабов-христиан?
Общение с посланцами России Блаженнейший Патриарх Феофил начал с утверждения о том, что святые места сохранились и доступны паломникам именно благодаря присутствию Святогробского Братства. «Если бы здесь не было Патриархата…мы сомневаемся, что христиане были бы здесь до настоящего дня», заявил Предстоятель Иерусалимской Церкви. Однако, завершая свое общение с русскими журналистами он мудро подчеркнул: «это не мы храним и оберегаем Церковь, но это Сам Бог. И это то, что было доказано 2000-летней историей». Жаль, что нынешний преемник кафедры святого апостола Иакова так и не осознал какие значимые страницы истории великой Иерусалимской Церкви были написаны русской рукой.
1. А.Дмитриевский. Епископ Порфирий (Успенский) как инициатор и организатор первой русской духовной миссии в Иерусалиме. Общество сохранения литературного наследия, М. 2006., с.127
2. http://www.palestine-info.com/ru/default.aspx?xyz=U6Qq7k%2bcOd87MDI46m9rUxJEpMO%2bi1s7mKhNwyupcNG3T3z58L8ZLI3zBudL2IZpFfMKfWjvRCUB87i2aoQ5bGaieVGXNjMuE%2bJWdMP3A4U2MMqLHVxYOLmuUgRVYYL7QfEy3lKmLL4%3d.
3. Патриарх Иерусалимский Феофил прибыл с визитом в Константинопольский Патриархат. http://www.patriarchia.ru/db/text/387677.html 03.04.08



Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004