ИСКАТЬ:
Главная  >  Экономика


Достояние республики

24 октября 2008, 528

Смена игроков на рынке авиаперевозок уже произошла, грядет передел на рынке поставщиков топлива. Роли распределены, первый акт срежессирован отлично. Отрасли меняются, методы остаются.

Лет тридцать назад на вопрос, чем богата моя страна, я могла бы ответить, не задумываясь: с детства мы знали, что владеет наша родина 1/6 частью суши, морями и реками, лесами и полями. Владеет недрами, добытыми из них полезными ископаемыми, энергетическими ресурсами, принадлежащими всем нам – гражданам страны, где от каждого берется по способностям, а выдается по труду. Мы жили в самой лучшей в мире стране, и впереди у нас было светлое будущее.

Потом оказалось, что мы живем не в самой лучшей стране, не самым лучшим образом и не с самым светлым будущим. Радостно затянув «Весь мир насилья мы разрушим…» мы бодро поддержали реформы и начали разрушать. Когда победный мираж начал рассеиваться, стало ясно: «разрушим до основанья…» у нас как всегда получилось, «а затем…» опять вызвало проблемы.

Чтобы народ в полной мере ощутил, что старанья были не напрасны, и не усомнился в правильности выбранного курса, мудрое руководство дало всем в полной мере почувствовать себя хозяевами обновленной страны – теперь владение ее богатствами стало не эфемерным, а реальным: заплатив всего 25 рублей, ты получал документ, дающий тебе право на личное владение частью лесов, полей, рек, недр и, что самое главное, полезных ископаемых и энергетических ресурсов. Документ назывался ваучером – ты мог продать его, подарить, вложить в любую акционерную структуру (эх, где мои акции «Московской недвижимости», в которые был вложен ваучер! Ведь что интересно: недвижимость московская есть, дивидендов не было ни разу…)

Наиболее умные ваучер продали сразу, использовав полученные средства на приобретение бутылки водки, которая и стоила в те времена у таксистов 25 рублей. Им, умным, сразу было понятно, что ваучер не сделает их богатыми, что в балагане, который разыгрался в стране, хорошие режиссеры роли распределили заранее.

Для наивных, которых оказалось большинство, сценарий стал ясен значительно позже, когда вдруг выяснилось, что поля, леса, реки, а особенно полезные ископаемые и энергетические ресурсы уж им-то точно не принадлежат: у всего этого богатства неизвестно каким образом появились хозяева, которые теперь за пользование своей собственностью могли назначить любую цену. А уж ты выбирай: платить – не платить, пользоваться – не пользоваться.

Ладно бы, дело касалось только рек: прикупил олигарх кусок берега – искупайся в 100 метрах ниже по течению. Но когда олигарх оказывается владельцем земли, на которой стоит твой дом – дело гораздо хуже. Когда олигарх владеет топливом – совсем плохи в стране дела. Когда олигархи объединяются в монопольные сообщества и диктуют свою волю народу, прикрываясь открытой или скрытой поддержкой властей – стране конец.

Спустя почти пять месяцев после начала искусственного кризиса в стране, являющейся крупнейшим экспортером топлива, президент потребовал от поставщиков авиакеросина вести себя прилично. За пять месяцев здорового президентского сна рухнула авиатранспортная отрасль, фактически произошел передел рынка авиаперевозок, а Дмитрий Медведев мягко говорит о приличиях. Жители Магадана с больными маленькими детьми неделями сидят в аэропортах, а глава государства заявляет, что Генпрокуратура и Федеральная антимонопольная служба принимают «достаточно» мер по борьбе с высокими ценами на авиакеросин. Достаточно для кого, Дмитрий Анатольевич?

Генеральный прокурор гордо докладывает, что «по просьбе Генпрокуратуры ФАС возбудила более 20 дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также два уголовных дела в связи с отказом заправлять самолеты». Действительно, победа! Особенно если учесть, что сотрудники генпрокуратуры еще и «вышли на коррупционную схему, которая несколько лет действовала в одном из аэропортов». Браво, Генпрокуратура! Коррупционная схема успешно функционировала, давая возможность злоумышленникам заработать за это время несколько десятков миллиардов рублей. Действовала несколько лет… В одном ли только аэропорту?.. И об этом никто не догадывался… Чудны дела в стране.

Отрасль начала рушиться не сегодня. Первая опора была выбита из-под некогда мощнейшей российской авиации, когда управлять отраслью был назначен малосведущий в делах авиации железнодорожник Игорь Левитин, восхитивший всю страну прямо-таки олимпийскими прыжками в высоту на процедуре выбора столицы Олимпиады-2014. Бесспорно, Левитину удалось осуществить строительство железнодорожной ветки в Шереметьево, по которой теперь ходят практически пустые, несмотря на радостные рапорты «Аэроэкспресса», составы. Но успехи его пусть не в развитии, а хотя бы в поддержке авиации, весьма сомнительны.

Когда главой Росавиации стал выпускник педагогического института иностранных языков, переводчик, неизвестно каким образом попавший в торговлю авиабилетами, иллюзии авиатранспортников практически исчезли – специалистом по аэропортам господин Бачурин не был, да так и не смог стать.

А что же руководители государства, назначающие, дающие полномочия, выделяющие средства на развитие? О чем думают они, когда отдают различные отрасли хозяйства в руки неспециалистов? По какому признаку проводят они отбор отраслевых руководителей? И почему, в конце концов, не спрашивают по всей строгости за развал, воровство и коррупцию, разведенные и процветающие во всех областях?

Заговор топливных монополистов! А кто позволил им монополизировать топливный рынок страны? Кто давал разрешения и принимал мзду за оказанное покровительство? При чьем участии или молчаливом попустительстве в стране планомерно сокращалось количество аэропортов, по чьему прямому указанию пошла массированная атака на авиакомпании, кто найдет в себе мужество или хотя бы сочтет необходимым посмотреть населению страны в глаза, а не с экрана телевизора?

Сейчас, конечно, для ублажения народа топливных монополистов слегка прижмут. И не кто-то, а лично Игорь Сечин, уже разработавший «разные схемы». Будут ли эти схемы коррупционными? Вероятно, как и все схемы последнего времени… Появятся альтернативные ТЗК – на рынок выйдут новые участники, предложенные и поддерживаемые вице-премьером. На что рассчитывать при этом населению, с умиляющей искренностью обнародовал глава государства: «Появляются альтернативные ТЗК, альтернативные поставщики, а цена не меняется». Что ж, он знает, что говорит.

Смена игроков на рынке авиаперевозок уже произошла, грядет передел на рынке поставщиков топлива. Роли распределены, первый акт срежессирован отлично. Отрасли меняются, методы остаются.

Передел и беспредел, прочно вошедшие в нашу жизнь двадцать лет назад, стали непременной составляющей российских политики и экономики. Временные меры и сиюминутные кампании, проводимые в стране, чтобы создать хоть какую-то видимость заботы о народе, уже никого обмануть не могут. Небольшой круг хорошо знакомых друг другу людей, называющих себя «элитой», прочно оккупировал российский Олимп, поделив между собой все, чем была богата страна.

Теперь они владеют тем, что осталось от 1/6 части суши, морями и реками, лесами и полями. Владеют недрами, добытыми из них полезными ископаемыми, энергетическими ресурсами, принадлежавшими когда-то всем нам – гражданам страны, для которых, несмотря на успешную разработку нацпроектов, на ближайшее столетие светлое будущее не запланировано.


Наталья Малинина

Газета «Крестьянский Фронт»

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004