ИСКАТЬ:
Главная  >  Наука   >  Археология


Что изучает археология?

10 декабря 2015, 3540

Археология (от греческого "архайос" — древний и "логос" — слово, учение) — наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным источникам, то есть предметам, сохранившимся от древних культур. К ним относятся орудия труда, оружие, постройки, украшения, посуда, произведения искусства - всё, что сделано руками человека.
Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат непосредственной информации об исторических событиях, поэтому исторические выводы из них можно получить только путем научной реконструкции. Например, исследуя неолитическую стоянку, археологи находят кремневые орудия труда, костяные украшения, фиксируют расположение земляных жилищ на поселении эпохи неолита, характер захоронений - все это дает им возможность воссоздать образ жизни, бытовой уклад и характер социальных взаимоотношений между членами неолитической общины.

Археология очень важна для изучения эпох, предшествовавших появлению письменности. Прослеживая изменения в технологиях производства орудий и оружия, эволюцию стиля украшений, сопоставляя уникальные типы предметов с конкретными географическими территориями, археологи реконструируют исторические процессы миграций племен, которые невозможно реконструировать другими способами.

Многие письменные источники стали известны только благодаря археологии - например, древнеегипетские папирусы, новгородские берестяные грамоты.

Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, т.к. сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников. Как правило, современники не считают важным фиксировать обыденные для их понимания признаки и памятники своей эпохи, такие, как форма одежды, бытовой уклад, предпочитая сохранять память о том, что казалось им более важным - политические изменения, катастрофы, войны. Однако без этих бытовых деталей мы сегодня были бы лишены возможности представить себе жизнь минувших эпох такой, какой она была. Иногда это может приводить к критичным ошибкам - их примером служит русская историческая живопись 19-го века, изображавшая древнерусских князей в одеяниях и доспехах Древней Греции, что для современного восприятия практически сводит на нет их художественную ценность.

Археология непрерывно развивается. Сегодня на вооружении археологов находятся методы радиоуглеродного и изотопного анализа, позволяющие все более точно определить возраст находки. Новые методы консервации находок позволяют сохранить для потомков вещи, которые еще несколько лет назад были бы безвозвратно утрачены вследствие коррозии или благодаря своей хрупкости. Металлография позволяет определить состав и происхождение металла, из которого сделаны предметы, вплоть до географического региона. Новые горизонты открывает перед археологами исследование ДНК, сохранившейся в костных останках древних людей и животных.
Возможно, когда-нибудь археологи, вооруженные все более мощными научными методами и технологиями исследований, смогут полностью реконструировать историю человечества во всей ее полноте - начиная от палеолита до новейших времен, когда обилие письменных источников делает археологические методы ненужными. Но письменная история человечества относится к дописьменной примерно так же, как верхушка айсберга к его подводной части.


История термина «археология»

Слово «археология» впервые было употреблено Платоном в значении «история прошедших времен». После Платона термин «археология» употребляет знаменитый древний историк Дионисий Галикарнасский в заглавии одного из своих сочинений. В предисловии к нему Дионисий так определяет задачи и предмет Археологии: «Я начинаю мою историю древнейшими сказаниями, которые мои предшественники пропускали, потому что им было очень трудно их отыскивать. Я веду свой рассказ до начала первой Пунической войны, которая случилась в третий год 128 олимпиады. Я рассказываю, равным образом, о всех войнах и междоусобиях, которые вел римский народ. Я сообщаю также о всех формах государственного устройства и управления, которые государство имело при царях и по уничтожении монархии. Я привожу большое собрание нравов и обычаев и знаменитейшие законы и представляю в кратком обозрении всю старую государственную жизнь».

У римлян для обозначения древней истории появилось новое слово «Antiquitates» (Cic. Acad. I, 2: Plin. H. N. I, 19; Gell. V, 13; XI, 1). Теренций Варрон озаглавил этим новым термином свое сочинение «De rebus humanis et divinis».

Из христианских авторов «Antiquitates» употребляют в том же значении блаженный Августин (De Civit. Dei. VI. 3) и блаженный Иероним (adv. Iovin. II. 13). С XVI столетия оба выражения принимают более определенное значение и употребляются для обозначения жизни и состояния прошедших времён в противоположность истории, которая изучает деяния прошлого.

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004