ИСКАТЬ:
Главная  >  Общество   >  Средства массовой информации   >  Дайджест


Бег за морковкой по спирали

25 января 2016, 301

Материальные блага, которые заставляют нас страдать и стремиться к ним, существуют лишь в нашем сознании. Удовлетворение иллюзорно, поэтому недостижимо.
Не экономика, а общественная психология толкает человека на штурм очередных финансовых вершин.
Человек, живущий в особняке на Рублево-Успенском шоссе, и семья кочевников из монгольской степи — хороший пример социальной полярности этого мира. Одни на завтрак едят яства из дорогущего магазина для избранных, другие же питаются степной похлебкой из бараньей ноги, но что самое поразительное — и те и другие довольны жизнью! Возможно, монгольский кочевник, проводящий в седле большую часть своей сознательной жизни, даже более счастлив, чем его брат — "хомо сапиенс" из богатого московского пригорода, над которым дамокловым мечом постоянно нависает мировой финансовый кризис. Но разве такое возможно? Неужели можно радоваться жизни, не зная, что такое душ и туалетная бумага?
Думаю, что можно.

Я уверен, что наши предки, открывавшие одну за другой новые земли, спокойно чувствовали себя в море без навигатора, эхолота и даже без "Айфона-4". Это сейчас мы не можем представить себе успешного человека без "макбука" и беспроводного Интернета, а раньше, чтобы чувствовать себя "на коне", достаточно было иметь лошадь. Все дело в том, что все материальные блага, к которым мы стремимся, карабкаясь все выше и выше по социальной лестнице, есть лишь то, что мы договорились считать таковыми. И достигая какой-то определенной точки в удовлетворении собственных запросов, мы не чувствуем "насыщения". То, что вчера было в разряде "мне бы такое", становится обыденным и привычным, и наш взгляд все равно обращен вперед, где маячит очередная "морковка". Но достать ее невозможно, как нельзя оказаться в будущем, потому что всегда будет "сегодня", а "завтра" всегда будет завтра.
Чем больше мы зарабатываем, тем больше потребляем, и всегда остается чувство недовольства, ведь у соседа, как водится, уксус слаще, уха гуще, а усилия, прилагаемые для достижения всего этого, — меньше. И мы не карабкаемся по лестнице, как принято считать, а ходим по спирали, фактически оставаясь на одной и той же высоте, но описывая все большие круги с постоянно возрастающей скоростью. Чем шире круг, тем больше заработок и больше потребности. Достигнув определенного отдаления от начальной точки, мы видим все новые соблазны, предлагаемые обществом, и продолжаем свой бесконечный бег за самой сочной, сладкой морковкой.

Вся экономическая модель мира строится на психологии потребления. Причем ею страдают и те, кому навязывают такую модель поведения, и те, кто навязывает. Просто у каждого свой масштаб запросов: одному — стиралка в кредит, другому — дом в Монако, но и у одних и у других сидит ощущение, что чего-то не хватает.

Общество потребления формирует ценности и само же в них верит. Каждый новый человек, вовлекаемый в этот социум, начинает неосознанно поддерживать и защищать сложившуюся систему ценностей. В итоге, мы живем, не задумываясь о том, что можно жить как-то иначе, как монгольский кочевник не знает о существовании эпилятора.

Возникает вопрос: к чему говорить об этом, если ты все равно не можешь отказаться от благ современного общества? Понятное дело, что мало кто готов одеться в льняные одеяния и уйти "в леса", но мы должны понимать "схему работы" современного общества и спокойнее относиться к новым и новым соблазнам, навязываемым рекламой и СМИ. Процесс потребления бесконечен, как бесконечен "апгрейд" компьютера — постоянно появляются все новые и новые технологии. Главное — не потратить свою жизнь на бесконечный бег за морковкой.

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004