ИСКАТЬ:
Главная  >  Общество   >  Средства массовой информации   >  Телевидение


ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ОБЩЕСТВО

11 октября 2007, 1131

В современных условиях ведущую роль среди СМИ — играет телевидение. Для миллионов людей телеэкран стал основным источником информации и познания окружающего мира.


В современных условиях ведущую роль среди СМИ — играет телевидение. Для миллионов людей телеэкран стал основным источником информации и познания окружающего мира. Это объясняется тем, что, являясь частью системы социальных отношений человеческого общества, телевидение выполняет такие же функции, как и другие средства массовой коммуникации: помогает распространять информацию, знания, культуру, выступает в качестве инструмента пропаганды, социального регулирования, организации людей и т.д. Но в то же время ТВ обладает недоступными другим средствам массовой коммуникации (СМК) качествами. На сегодняшний день телевидение прочно утвердилось на первом месте среди других СМК, опередив их и по масштабам аудитории, и по объему уделяемого ему времени, и по способности концентрации общественного внимания. Им располагают практически все государства мира.
Проведенный в России в 1997 г. выборочный опрос 24 тысяч городских жителей показал, что 98% из них (или в их семьях) имеют телевизоры. Сегодня на Земле ежедневно смотрят телепередачи более четырех миллиардов человек. В 1993 г. группа немецких социологов провела в нескольких странах Европы, а также в США и Канаде исследование о влиянии телевидения на жизнь человека. В результате выяснилось, что среднестатистический европеец проводит перед телевизором от 1 до 2,5 часа в день, средний американец — от 3 до 4 часов, средний россиянин — не менее двух.
Радио и телевидение имеют общие черты, которые отличают их от газет и журналов. Во-первых, это — оперативность, возможность информировать людей с места события. В данном случае они выступают не только как прямые каналы передачи происходящего, но и как комментаторы, причем комментарий часто сопровождает ход события. Во-вторых, радио- и телетрансляции передают с документальной точностью эмоции участников происходящего, создают эффект присутствия, что придает им максимальную убедительность. В-третьих, они несут информацию и знания даже тем людям, которые в силу различных причин «оторваны» от общественной жизни и не могут выписывать ни газеты, ни журналы (данная способность определяется специалистами как вездесущность). Основная часть сходства радио и телевидения заключается в доставке сигнала электронными средствами одновременно в миллионы точек (в первом случае сигнал несет информацию только о звуке, во втором — о звуке и изображении) и в общности аудитории. Оба канала имеют возможность прямого обращения практически к неограниченной аудитории.
Специфические особенности радио и телевидения как средств массовой коммуникации активно используются для воздействия на широкую аудиторию. Теле- и радиосообщения требуют значительно меньшего напряжения и усилий для понимания и восприятия информации, чем при чтении. Воздействие «живой» речи и «живого» изображения усиливают эффект внушения. В этой связи, безусловно, велика роль дикторов и ведущих политических телепрограмм. Во-первых, 90% политической информации к нам поступает через зрение. Во-вторых, большинство телеканалов контролируется государством (или крупными собственниками) и передачи обычно явно отражают их точку зрения. В-третьих, сообщение диктора, ведущего может выглядеть объективным в том смысле, что оно не содержит выражения одобрения или неодобрения, но его вокальные дополнения, интонация и многозначительные паузы, а также выражение лица часто имеют значительный эффект.
С приходом регулярного телевидения радио не утратило своих позиций. Социологические исследования начала 90-х г. показали, что его аудитория оставалась стабильной, а в ряде мест в связи с совершенствованием системы проводного вещания и распространения транзисторных приемников даже росла. Так, например, опрос жителей восьми малых и средних городов России показал, что 90% из них регулярно слушали радио. Время, затрачиваемое на прослушивание передач, в среднем достигает 3— 4 часов в день, причем, собственно на политическую информацию приходится не менее 20—25% общего времени.
Каждое средство массовой коммуникации имеет свои преимущества, каждому присущи свойства, позволяющие эффективно выполнять определенные социально-политические функции. В силу различия выразительных свойств и условий восприятия аудиторией информации ни одно из них не может полностью заменить другое. И, тем не менее, многочисленные специальные исследования показывают, что именно телевидению принадлежит ведущая роль в современной системе средств политической коммуникации.
Телевизионная информация воспринимается иначе, чем то же сообщение, напечатанное в газете или переданное по радио. Обусловливается это тем, что, знакомясь с информацией в прессе, читатель знает, что она прошла через призму восприятия, а значит, и мнения определенных людей. А то, что зритель видит на экране, воспринимается им непосредственно. Срабатывает «эффект присутствия». Телезритель становится не только очевидцем того или иного события, но и как бы его соучастником, а потому воспринимает информацию с большим доверием, нежели прочитав ее в газете или услышав по радио. Именно поэтому результаты многочисленных опросов, проводимых в различных странах, одинаково свидетельствуют о том, что аудитория СМК считает телевидение самым объективным и наиболее полно информирующим.
Одна из важных специфических особенностей телевидения заключается в возможности непрерывной передачи аудиовизуальной информации. Так, начиная с нескольких часов ежедневной работы, некоторые телевизионные программы достигли предела продолжительности — круглосуточного вещания. (Пионером стала CNN в 1980 г.)

Главным качеством всех технических средств массовой коммуникации является способность удовлетворять информационные потребности каждого отдельного человека и общества в целом. Все многообразие передаваемой по ТВ информации концентрируется в новостях, которые по праву считаются «лицом телевидения». Видеть и показывать жизнь такой, какая она есть, давать максимально полную информацию о текущих событиях — все это во многом предопределило популярность теленовостей. Информационные выпуски, освещающие последние новости, составляют основу ежедневной сетки телевизионного вещания. Они выходят в эфир в одно и то же определенное время, а все остальные телепередачи размещаются в интервалах между ними. Именно эти, регулярные, преимущественно политические передачи новостей в значительной степени формируют у аудитории соответствующие политические взгляды, установки, ориентиры и ценности. Другие политические программы, по сути, направлены на углубление и закрепление этих установок и ориентиров.
Особо следует отметить интерактивное телевидение — двустороннюю связь: телецентр + владелец телевизора и телефона (компьютера) + система обратной связи. Интерактивное телевидение позволяет отслеживать реакцию телезрителя на предлагаемый материал и извлекать из этого необходимые или полезные для себя данные.
Значение телевидения сегодня столь велико, что та политическая сила, которая имеет на нем преимущественные позиции, скорее всего, будет господствовать и в общественно-политической жизни в целом.

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004