ИСКАТЬ:
введите ключевое слово
Главная  >  Политика   >  Государство и право   >  История русского государства и права

http://horn.hk/ материал для перетяжки торпеды: материал для перетяжки торпеды цена.

Образование Русского централизованного государства и его правовой системы (XIV – начало XVI в.). Предпосылки образования. Общественно-политический строй.

11 октября 2007, 2171

Процесс превращения комплекса самостоятельных русских княжеств в единое государство занял почти два века. Разорение русских земель и установление ига привели к замедлению развития экономики, усилению феодальной раздробленности. В конце XIII – начале XIV веков тенденции дробления сменяются тенденциями к объединению. Общенародное стремление свергнуть ордынское иго ускоряло процесс политического объединения. Немалую роль при этом играла опасность со стороны Великого княжества Литовского и Ливонского Ордена. Только мощное централизованное государство могло справиться с внешним врагом.

Процесс превращения комплекса самостоятельных русских княжеств в единое государство занял почти два века. Определенные предпосылки объединения в русских землях просматривались еще в XIII столетии. Это проявилось в политике Даниила Романовича Галицкого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Однако объединительные процессы были прерваны монголо-татарским нашествием. Разорение русских земель и установление ига привели к замедлению развития экономики, усилению феодальной раздробленности. Вторая половина XIII века характеризуется вспышкой княжеских усобиц на Руси. Великокняжеская власть владимирского князя значительно ослабла. На периферии Владимиро-Суздальской Руси образовывались новые княжества, становившиеся суверенными государствами (в первую очередь Московское и Тверское). В конце XIII – начале XIV веков тенденции дробления сменяются тенденциями к объединению. С начала XIV в. дробление русских княжеств прекращается, уступив место их объединению.
     Создание Русского централизованного государства было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны.
     Отправным пунктом в развитии экономики в этот период послужил прогресс сельского хозяйства. Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает необходимость развития ремесла. В результате процесс отделения ремесла от сельского хозяйства идет все глубже и влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, т. е. между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается. На базе такого обмена создаются местные рынки. Естественное разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установлению внутренних экономических связей способствовало и развитие внешней торговли.
     Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, т. е. создания централизованного государства. В этом были заинтересованы широкие круги русского общества и в первую очередь дворянство, купцы и ремесленники.
     Кроме того, подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Притом феодалы стремятся не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Подобная политика вызывает естественное сопротивление крестьян, уходивших в разбой, убивавших феодалов, захватывавших их имущество, поджигавших имения. Определенные масштабы принимает и бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от помещиков земли. В таких условиях феодалам необходимо было удержать в узде крестьянство и довести до конца его закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством.
     Указанные две причины играли ведущую роль в деле объединения Руси. Без них процесс централизации не смог бы достигнуть сколько-нибудь значительных успехов. Вместе с тем само по себе экономическое и социальное развитие страны в XIV – XVI вв. еще не смогло бы привести к образованию централизованного государства.
     Хотя экономические связи в данный период и достигли существенного развития, они все же не были достаточно широки, глубоки и сильны, чтобы связать воедино всю страну. В этом состоит одно из отличий образования Русского централизованного государства от аналогичных процессов в Западной Европе. Там централизованные государства создавались в ходе развития капиталистических отношений. На Руси же в XIV – XVI вв. еще не могло быть и речи о возникновении капитализма, буржуазных отношений.
     То же следует сказать и о влиянии внутриобщественных противоречий. Они не приобрели таких форм, как в аналогичный период в Западной Европе или в более позднее время в России (крестьянские войны под руководством Болотникова, Разина в XVII в.). Даже для начала XVI в. характерно преимущественно внешне незаметное, подспудное накопление противоречий внутри общества.
     Фактором, ускорившим централизацию Русского государства, явилась угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачиваться русские земли перед лицом общего врага.
     Нашествие Батыя нанесло колоссальный удар по Руси. Исчезли некоторые ремесла, прекратилось каменное строительство. Лишь к концу XIII века в Новгороде Великом (которому удалось избежать разграбления войсками Батыя) появляются новые каменные церкви. Возрождение ремесла, медленное и трудное, проходило на протяжении всего XIII, а иногда и XIV – XV веков. Постепенно жители городов и деревень, не уведенные в плен монголами, возвращаются в свои родные земли, начинают заново отстраивать свои жилища, возделывать заброшенные пашни и новые участки земель. Домонгольский уровень хозяйства был достигнут к началу XIV века, после этого времени можно говорить о подъеме экономики Руси. Быстрее всего был восстановлен домонгольский уровень в земледелии, которое, по-прежнему, оставалось основной отраслью хозяйства. От ордынских набегов на Северо-восток под защиту непроходимых лесов шли крестьяне и горожане. Приток населения позволил приступить к освоению запустевших пашен, подготовить под пашню новые земли, создать новые поселения – починки, слободы, деревни и села.
     Общенародное стремление свергнуть ордынское иго ускоряло процесс политического объединения, не подкрепленного реальным экономическим единством. Немалую роль при этом играла опасность со стороны Великого княжества Литовского и Ливонского Ордена.
     Только мощное централизованное государство могло справиться с внешним врагом. Поэтому в его образовании были заинтересованы и достаточно широкие народные массы. Характерно, что когда началось образование Русского централизованного государства, стал возможен разгром монголо-татаров на Куликовом поле. А когда Ивану III удалось собрать почти все русские земли и повести их против врага, татарское иго было свергнуто окончательно.
     
     Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы, которой было суждено со временем стать столицей великой державы. Такая роль Москвы, сравнительно молодого города, была обусловлена прежде всего ее экономическим и географическим положением. Москва возникла в тогдашнем центре русских земель, в силу чего была лучше, чем другие княжества, прикрыта от внешних врагов. Она стояла на перекрестке речных и сухопутных торговых путей.
     Возникнув как город в XII в., Москва первоначально не была центром особого княжества. Лишь время от времени она давалась в удел младшим сыновьям ростово-суздальских князей. Только с конца ХШ в. Москва становится стольным городом самостоятельного княжества с постоянным князем. Первым таким князем был сын Св. Александра Невского – Даниил. При нем в конце XIII – начале XIV вв. началось объединение русских земель, успешно продолженное его преемниками. Проводя линию на объединение русских княжеств, московские князья скупали земли соседних княжеств, захватывали их при удобном случае вооруженной силой, нередко используя для этого Золотую Орду, присоединяли дипломатическим путем, заключали договоры с ослабевшими удельными князьями, делая их своими вассалами. Территория Московского княжества расширялась также за счет заселения Верхнего Заволжья.
     Основа могущества Москвы была заложена при втором сыне Даниила – Иване Калите (1325 – 1340). При нем продолжалось собирание русских земель. Иван Калита сумел получить у татар ярлык на великое княжение, приобрел право собирать дань для татар со всех или почти всех русских княжеств, сохранивших самостоятельность. Такое положение было использовано московскими князьями в целях постепенного подчинения этих княжеств. Благодаря гибкой внешней политике московских князей удалось на несколько десятилетий обеспечить мир на Руси. Москва стала и центром Православной Церкви.
     Иван Калита пришел к мысли о том, что именно Москва должна стать центром возрождения православия на Руси. Еще в конце XIII века киевский митрополит Максим после очередного монголо-татарского набега перенес кафедру во Владимир (1299). Жизнь заставила иерарха, как и многих южан, двинуться на северо-восток. Его преемник митрополит Петр частенько бывал в Москве, объезжая свои епархии. Как раз в то время шла борьба за главенство над русскими землями межу Москвой и Тверью. Митрополит Петр склонился в пользу Москвы и поддержал политику Калиты. Случилось так, что митрополит Петр скончался в Москве, и был здесь похоронен. Согласно легенде, при основании Успенского собора в Москве, митрополит Петр предсказал славное будущее самого городу и его правителям. Преемник митрополита Петра митрополит Феогност в 1328 году окончательно утвердился в Москве. В связи с этим значение Москвы еще больше повысилось, поскольку она стала церковным, духовным центром всей Руси. Трудно переоценить политическое значение переноса митрополичьей кафедры в Москву. Старая традиция связывала для русских людей представления о “царствующем городе” с тем местом, где жили и государь и митрополит. Пышные богослужения по случаю поставления в епископы, когда в столице собирались высшие иерархи из других городов, постоянная связь с Константинополем и с княжескими столицами на Руси, очень многое значили для русских людей, все это сделались достоянием Москвы. Можно было не признавать притязаний московского князя, но невозможно было игнорировать митрополита.
     Расширяя территорию Московского государства, великие князья превращали уделы в простые вотчины. Удельные князья переставали быть государями в своих уделах и приравнивались к боярам, т. е. становились подданными великого московского князя. Они уже не могли теперь вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.
     К концу XIV в. Московское княжество настолько окрепло, что смогло начать борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. Орде были нанесены первые сокрушительные удары, наиболее значительным из которых явилась победа русских войск под командованием князя Дмитрия Донского на Куликовом поле. При Иване III объединение русских земель вступило в завершающую фазу. К Москве были присоединены важнейшие земли – Новгород Великий, Тверь, часть Рязанского княжества, русские земли по Десне. В 1480 г. после известного «стояния на Угре» Русь окончательно освободилась от татарского ига. Процесс объединения русских земель был завершен в начале XVI в. Князь Василий III присоединил к Москве вторую половину Рязанского княжества, Псков, освободил Смоленск от литовского господства.
     Наряду с объединением русских земель происходило присоединение и некоторых соседних народов. Вместе с Новгородской, Нижегородской, Пермской и другими землями в состав Московского государства вошли и небольшие нерусские народы, их населявшие: мещера, карелы, саами, ненцы, удмурты и др. Некоторые из них ассимилировались, растворялись в составе великорусской народности, но большинство сохранили свою самобытность.
     Вместе с объединением русских земель росла и власть великих князей над ними. Московское княжество перестало быть совокупностью более или менее самостоятельных государств. Деление на уделы было заменено делением на административно-территориальные единицы, возглавляемые наместниками и волостелями.
     
     Общественно-политический строй
     
     В период формирования единого централизованного государства происходят изменения в общественном строе. Наиболее заметными они были в социальном составе и правовом положении феодалов.
     Великий князь. Главой Русского государства был великий князь, обладавший широким кругом прав. Он издавал законы, осуществлял государственное руководство, имел судебные полномочия.
     Реальная княжеская власть с течением времени усиливается и изменяется. Московское государство оставалось еще раннефеодальной монархией. В силу этого отношения между центром и местами строились первоначально на основе сюзеренитета-вассалитета. Однако с течением времени положение постепенно менялось. Эти изменения шли в двух направлениях – внутреннем и внешнем. Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями-братьями. В XIV – XV вв. московские князья, как и все другие, оставляли ее обычно своим наследникам на правах общей собственности. Последние получали обычные уделы и были в них формально самостоятельны. Однако фактически старший сын, приобретший «стол» великого князя, сохранял положение старшего князя. Со второй половины XIV в. вводится порядок, по которому старший наследник получал большую долю наследства, чем остальные. Это давало ему экономическое преимущество. К тому же он вместе с великокняжеским «столом» обязательно получал и всю Владимирскую землю.
     Постепенно изменилась и юридическая природа отношений между великим и удельными князьями. Эти отношения основывались на иммунитетных грамотах и договорах, заключаемых в большом количестве. Первоначально такие договоры предусматривали службу удельного князя великому князю за вознаграждение. Затем она стала связываться с владением вассалами их вотчинами. Считалось, что удельные князья получают свои земли от великого князя за службу. И уже в начале XV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому просто в силу его положения. С падением власти удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства.
     Таким образом, централизация государства явилась внутренним источником усиления великокняжеской власти. Внешним источником ее усиления было падение власти Золотой Орды. Вначале московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали право на великокняжеский стол. С Куликовской битвы эта зависимость стала только формальной, а после 1480 г. московские князья стали не только фактически, но и юридически независимыми, суверенными государями. Новому содержанию великокняжеской власти были приданы и новые формы. Начиная с Ивана III московские великие князья именовали себя «государями всея Руси».
     В целях укрепления международного значения Московского княжества Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог – единственной наследнице уже не существующего константинопольского престола. В связи с чем делались попытки идеологического обоснования притязаний Ивана III на самодержавие. Дореволюционные историки, начиная с Н. М. Карамзина, считали, что московские великие князья были уже самодержцами. Это верно в том смысле, что Иван III, завершивший освобождение Руси от татар, «сам держал» свой княжеский стол, независимо от Орды. Однако говорить о самодержавии в полном смысле слова, т. е. о неограниченной монархии в XV и даже XVI в., не приходится. Власть монарха была еще ограничена другими органами раннефеодального государства, такими как феодальные съезды и Боярская дума.
     
     Феодальные съезды имели тот же характер, что и во времена Древней Руси, но по мере укрепления централизации государства постепенно отмирали. Феодальные съезды собирались для решения вопросов исключительной важности, требующих больших усилий и жертв. Они собирались крайне редко. Но то, что они существовали доказывается тем, что Иван III перед походом на Новгород в 1471 году, созвал съезд, на котором присутствовали братья великого князя, вассальные князья, церковная иерархия, бояре, воеводы и "вои".
     Бояре и Боярская дума. Значительная роль Боярской думы в системе государственных органов и господство в ней крупных феодалов являются характерными особенностями раннефеодальной монархии.
     Став подданными великого московского князя, удельные князья в одном случае превращались в обычных бояр землевладельцев, в другом случае немало бывших великих и удельных князей добровольно или по принуждению вместе со своими боярами, дружиной и двором приходили на службу к московскому великому князю. В связи с этим несколько меняется смысловое содержание понятия «боярин». Если раньше оно означало лишь принадлежность к определенной социальной группе — крупных феодалов, то теперь, наряду с прежним значением, оно стало применяться для обозначения придворного чина (введенные бояре), либо государственного чина (путные бояре) служилых людей.
     Боярство осуществляло политику, угодную и выгодную ему через Боярскую Думу, которая являлась важным органом государственной власти. Она выросла из совета при князе, существовавшего еще в Древнерусском государстве. Оформление Думы следует отнести к XV в. Боярская дума отличалась от прежнего совета большей юридической и организационной оформленностью. Она была постоянно действующим органом, имела сравнительно стабильный состав. В Думу входили так называемые думные чины – введенные бояре и окольничьи. Компетенция Думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально это нигде не было зафиксировано. Поэтому многие указы начинались словами "царь указал, а бояре (то есть дума) приговорили". Великий князь юридически не обязан был считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, ибо любое его решение не проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством.
     Изменение социальной природы боярства повлияло на его отношение к великому князю. Вчерашние удельные князья и приближенные к ним бояре, олицетворявшие феодальную аристократию, не желавшие терять свои привилегии, настраиваются к великому князю московскому весьма оппозиционно. Поэтому великие князья начинают формировать для себя новую социальную группу феодалов, которая получила название дворян. Они наделяют людей, изъявлявших сотрудничать с ним дворами, поместьями (отсюда идет название «помещики») при условии несения ими военной или государственной службы. Каковы источники формирования российского дворянства: 1) мелкие слуги великих князей, так называемые «слуги под дворским (ключники, псари и т.д.)», которые раньше часто набирались из княжеских холопов; 2) отпрыски старых боярских фамилий, имущественное положение которых пошатнулось; 3) Иван III давал землю на правах поместья и многим свободным людям при условии их поступления на государственную службу. Дворянство целиком зависело от великого князя, а потому являлось его верной опорой.
     Рост роли и значения дворянства шел одновременно с падением влияния боярства, экономические и политические позиции которого во второй половине XV века начали уменьшаться, т.к. с течением времени великие князья все больше подчиняют себе Боярскую думу, что связано с общим процессом централизации власти. Это особенно относится ко временам княжения Ивана III и Василия III.
     
     Дворцово-вотчинная система управления. Продолжая оставаться раннефеодальной монархией, Московское государство унаследовало от предыдущего периода и органы центрального управления, построенного по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства и усложнение его деятельности приходят в столкновение со старыми формами управления, подготавливают постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового, приказного управления.
     Преобразование старой системы начинается с ее усложнения. Она подразделяется на две части. Одну составляет управление дворца, во главе которого стоит дворецкий (дворский), имеющий в своем распоряжении многочисленных слуг. Дворецкий ведал и пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые пути, обеспечивающие специальные нужды князя и его окружения. О назначении путей красноречиво говорят сами их названия: Сокольничий, Ловчий, Конюшенный, Стольничий, Чашничий. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не ограничивались сбором тех или иных продуктов и всяких благ с выделенных мест. Они выступали и как административные и судебные органы. Руководители их именовались путными боярами.
     Вслед за усложнением системы дворцово-вотчинных органов возрастали их компетенция и функции. Из органов, обслуживавших в первую очередь личные нужды князя, они все больше превращались в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Так, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца – дьяки – специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.
     Все это подготавливало переход к новой, приказной системе управления, выраставшей из прежней. Такое перерастание началось в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Первыми учреждениями приказного типа были Большой Дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживавший личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ), ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее по существу лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.
     
     Территориальное устройство, местные органы управления и положение феодально-зависимого населения. Русское государство подразделялось на уезды – наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы – на волости. Впрочем, полного единообразия и четкости в административно-территориальном делении еще не выработалось. Наряду с уездами кое-где сохранялись еще земли. Существовали также разряды – военные округа, губы – судебные округа.
     Во главе отдельных административных единиц стояли должностные лица – представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости – волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения – получали от него «корм», т е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины («конское пятно», «полавочное», «поворотное» и др.). Кормление, таким образом, было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их военную и иную службу.
     Кормленщики были обязаны управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, т. е. содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.) и иметь свои военные отряды для обеспечения внутренней и внешней функций феодального государства. Присылаемые из центра, они не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, тем более что их назначение было обычно сравнительно краткосрочным – на год-два. Все интересы наместников и волостелей были сосредоточены преимущественно на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. Система кормления была не способна в условиях обостряющейся классовой борьбы обеспечить в должной мере подавление сопротивления восстающего крестьянства. От этого особенно страдали мелкие вотчинники и помещики, которые были не в состоянии самостоятельно обезопасить себя от «лихих» людей. Поднимающееся дворянство было недовольно системой кормления и по другой причине. Его не устраивало, что доходы от местного управления шли в карман бояр и кормление обеспечивало боярству большой политический вес.
     Местные органы власти и управления не распространяли свою компетенцию на территорию боярских вотчин. Княжата и бояре, как и прежде, сохраняли в своих вотчинах иммунитетные права. Они были не просто землевладельцами, но и администраторами и судьями в своих деревнях и селах
     Сельское население к началу данного периода именовалось сиротами. В XIV в. этот термин постепенно вытеснялся новым – крестьяне (от «христиане»), хотя в XV в. употребляется и древний – смерды. Крестьянство делилось на две категории – чернотяглых и владельческих. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам, чернотяглые – на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу. Эта вторая категория земель считалась принадлежащей непосредственно князю. Следовательно, чернотяглые крестьяне жили в домениальных владениях великих и удельных князей. XV век знаменуется прикреплением чернотяглых (черносошных) крестьян к земле и усиленным закрепощением владельческих. Прикрепление черносошных крестьян к земле осуществлялось путем договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей. Закрепощением владельческих являлось прикрепление крестьянина к определенной вотчине или поместью, т. е. к земле и ее владельцу, лишение крестьянина возможности выбирать себе господина, переходить от одного хозяина к другому.
     Организованное закрепощение началось с того, что великие князья особыми грамотами закрепляли за отдельными владельцами определенные группы крестьян. Одними из первых были прикреплены старожильцы – это в основном люди, исстари живущие у того или иного феодала и несшие в его пользу обычные феодальные повинности, а также тягло государству. Они еще пользовались правом перехода от одного господина к другому, все более ограничивавшимся в XV в.
     Старожильцам противопоставлялись новопорядчики (новоприходцы). Феодалы, заинтересованные в притоке рабочей силы, охотно принимали крестьян в свои вотчины и поместья. Чаще всего это были крестьяне, бежавшие от других феодалов. Новопорядчик освобождался от государственного тягла, а иногда и от феодальных повинностей. Новопорядчики получали иногда от вотчинника или помещика подмогу или ссуду. Они имели право перейти от одного феодала к другому, расплатившись со своим господином. Если новопорядчик много лет проживал на одном месте, он считался старожильцем.
     Следующую группу зависимых людей составляли серебряники. Это были люди, взявшие у феодала «серебро», т.е. деньги в долг, и обязанные отрабатывать его. Расплачиваться с такими долгами часто было трудно из-за высоких процентов. Серебряник до уплаты долга не мог уйти от хозяина.
     Одной из групп зависимых людей были половники. Они пахали господскую землю на своих лошадях, отдавая половину урожая хозяину. Это были бедняки, не имевшие земли.
     В конце XV в. появляется еще одна категория зависимых людей – бобыли. Бобыли получали у феодалов жилище, иногда и землю (нетяглую, т.е. не облагаемую налогами). Бобыли имелись не только у светских феодалов, но и у церкви. Были даже бобыли, живущие на черных землях. В этом случае они зависели не от господина, а от крестьянской общины. Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян. Он установил, что крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму – пожилое.
     Монголо-татарское иго привело к сокращению численного состава холопов на Руси. Плен как источник холопства потерял значение. Наоборот, татары уводили громадное число русских в рабство.
     Холопы подразделялись на несколько групп. Имелись большие, полные и докладные холопы. Большие холопы – это верхушка холопства, княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты. Так, до XV в. княжеской казной ведали должностные лица из холопов. В XV в. некоторые холопы получают за свою службу князю землю. Полные и докладные холопы работали в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников, землепашцев. Все более очевидной становится экономическая невыгодность холопского труда. Поэтому наблюдается тенденция к относительному сокращению холопства. По Судебнику 1497 г. в отличие от Русской Правды свободный человек, поступивший в ключники в городе, уже не считался холопом. Отменялось и превращение феодально зависимого крестьянина в холопа за бегство от господина.
     Вместе с тем широкое распространение получила самопродажа в холопы. Продавались в холопы обедневшие крестьяне. Цена холопа в XV в. колебалась от одного до трех рублей. Количество холопов сокращалось также за счет отпуска их на волю. С течением времени это становится вполне обычным явлением. Чаще всего отпускали холопов по завещанию. Так, великий князь Василий Дмитриевич дал свободу почти всем своим холопам, оставив наследницам лишь по пяти холопских семей каждой.
     Освобождали своих холопов и монастыри. Холоп, бежавший из татарского плена, считался свободным.
     В данный период развивается процесс постепенного стирания грани между холопами и крестьянами, начавшийся еще в Древней Руси. Холопы получают некоторые имущественные и личные права, а закрепощенные крестьяне все больше их теряют. Среди холопов различались страдники, т. е. холопы, посаженные на землю.
     Наряду с относительным сокращением числа холопов возникает новый разряд людей, сходных по положению с холопами,– кабальные люди. Кабала возникала из долговой зависимости. Человек, взявший в долг (обычно 3 – 5 р.), должен был отрабатывать проценты. Чаще всего кабала становилась пожизненной.
     
     Города и органы городского управления. Городское управление в Московском государстве несколько изменилось по сравнению с киевскими временами.
     Города в данный период не имели самоуправления. В удельных княжествах управление городами осуществлялось наравне с сельской местностью. С присоединением удельных княжеств к Москве великие князья, сохраняя все земли уделов обычно за их прежними владельцами, всегда изымали города из юрисдикции бывших удельных князей, распространяли на них непосредственно свою власть. Это делалось исходя из значения городов не только как экономических центров, но прежде всего по военным соображениям. Города были крепостями. Обладание ими обеспечивало великим князьям и удержание бывшего удела в своих руках, и оборону от внешних врагов. Первоначально великие князья управляли городами так же, как раньше удельные князья, т.е. не выделяя их из своих прочих земель. Наместники и волостели, руководя своим уездом или волостью, управляли в той же мере и городами, находящимися на их территории.
     Позже появляются некоторые специальные органы городского управления. Их возникновение связано с развитием городов, в первую очередь как крепостей. В середине XV в. появилась должность городчика – своеобразного военного коменданта города. Он обязан был следить за состоянием городских укреплений, за выполнением местным населением повинностей, связанных с обороной. Уже в XV в. городчики использовались и для других великокняжеских дел, в частности земельных. Должность городчиков замещалась местными землевладельцами, преимущественно дворянами и детьми боярскими. Городчики, первоначально бывшие довольно малозначительными фигурами в государственном управлении, уже к концу XV в. стали играть серьезную роль. Сначала временно, а потом постоянно за ними закреплялись широкие полномочия в земельной, финансовой и других отраслях управления, причем в пределах не только города, но и прилегающего уезда. В соответствии с расширением функций изменилось и название этих должностных лиц. Их начинают именовать городовыми приказчиками. Ведая рядом вопросов военно-хозяйственного и просто хозяйственного порядка, городовые приказчики подчинялись великокняжеским казначеям. На один город назначалось иногда два и больше таких приказчиков. В лице городовых приказчиков дворяне и дети боярские получили свой орган местного управления, а великий князь – надежных проводников политики централизации.
     Города делились обычно на две части: собственно город, т. е. огороженное стеной место, крепость и окружающий городские стены торгово-ремесленный посад. Соответственно этому делилось и население. В крепости – детинце жили в мирное время преимущественно представители княжеской власти, гарнизон и слуги местных феодалов. На посаде селились ремесленники и торговцы. Первая часть городского населения была свободна от налогов и государственных повинностей, вторая относилась к тяглому «черному» люду.
     Промежуточную категорию составляло население слободок и дворов, принадлежавших отдельным феодалам и расположенных в городской черте. Эти люди, экономически связанные с посадом, были тем не менее свободны от городского тягла и несли повинности только в пользу своего господина. Хозяйственный подъем в XV в., развитие ремесла и торговли укрепляли экономическое положение городов, а следовательно, поднимали и значение посадских людей. В городах выделяются наиболее состоятельные круги купечества – гости, ведущие иноземную торговлю. Появилась особая категория гостей – сурожане, ведущие торг с Крымом (с Сурожем – Судаком). Несколько ниже стояли суконники – торговцы сукном.
     
     Церковь. В условиях ордынского ига Церковь сумела сохранить свои экономические и политические позиции. Монголо-татары не собирались обращать Русь в свою веру. Очень скоро православные митрополиты договорились с Ордой, получили от ханов ярлыки, закреплявшие привилегии Церкви ничуть не меньшие, чем они имели от русских князей. Однако по мере подъема движения за освобождение русского народа лучшие силы Православной Церкви становились на путь борьбы с монголо-татарами. Рядовые монахи и руководители Церкви вставали в ряды бойцов за освобождение России.
     Церковь в лице митрополичьего дома, епископских кафедр, крупных монастырей и городских соборов обладала огромным имуществом, в первую очередь земельным, выступая в качестве феодала. Вместо десятины, которой она была наделена еще при крещении Руси, Церковь в Московском государстве получила иные источники доходов: поступления от определенных статей княжеских доходов – городских торговых, таможенных, судебных пошлин.
     В центральных районах страны монастырское землевладение расширяется за счет пожалований местных князей и бояр, а также в силу завещаний. На северо-востоке монастыри захватывают неосвоенные, а часто и черносошные земли. Великие князья, обеспокоенные оскудением боярских родов, принимают даже меры к ограничению перехода их земель монастырям. Делается и попытка отобрать земли у монастырей, чтобы раздать их помещикам, но она терпит крах.
     В организационном отношении Церковь представляла собой сложную систему. Во главе ее стоял митрополит. В 1448 г. Русская Церковь стала автокефальной, т. е. самостоятельной по отношению к Вселенскому Патриарху, сидевшему в Византии. Вся территория подразделялась на возглавляемые епископами епархии. До XV в. русские митрополиты назначались Константинопольским Патриархатом. Теперь они стали избираться собором русских епископов сначала по согласованию со светской властью, а потом и по прямому указанию московских великих князей.
     
     
     
     ***
     В двухвековом объединительном процессе в русских землях обычно выделяют три этапа. Хронологические рамки первого этапа – конец XIII – 80-е годы XIV века. Он характеризуется началом хозяйственного подъема в русских землях, особенно на северо-востоке. На первом этапе начинается борьба за великое владимирское княжение между Рязанским, Владимиро-Суздальским, Московским и Тверским княжествами, в ходе которого решался вопрос: какое из них будет центром, вокруг которого будут объединяться русские земли. Происходит возвышение Московского княжества, активизируется борьба с Ордой. Второй этап объединительного процесса – 80-е годы XIV века – 1462 год. Завершающий этап – 1462 – 1533.
     Важнейшая фаза объединительного движения — присоединение Ярославского (1463 г.), Ростовского (1474 г.), Тверского (1485 г.) княжеств, Новгорода Великого (1478 г.) в основном падает на 60-80-е годы XV века. Великое княжество Московское превращается в Русское (Московское) государство, а его великий князь становится государем всея Руси. Произошло это во время правления Ивана III (1462-1505 гг.). Завершается территориальное объединение русских земель при сыне Ивана III Василии III (1505-1533 гг.), когда были присоединены Псков (1510 г.) и Рязань (1521 г.). Территория Московского государства в первой четверти XVI века составляла около 2,8 млн. кв. км, население — 6,5 млн. человек.
     Этот период в истории русского государства и права отмечен созданием первого крупного общерусского законодательного сборника — Судебника 1497 года. Кодификация русского права, начатая с Судебника 1497 года, явилась определенным итогом всей предыдущей законодательной деятельности на Руси.
     К этому времени "Русская правда" теряет свое значение, хотя она была использована при составлении Судебника, наряду с Псковской Судной грамотой и уставными грамотами князей.
     
     Подготовлено на основе материалов и исследований доктора юридических наук, профессора О.И. Чистякова и кандидата философских наук А.В. Поповой, а также И. П. Климова, В. В. Московкина, Ф. Г. Куцан, Козьменко В.М. и сайта http://dnalh.stepan.ru

Смотрите также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004