ИСКАТЬ:
Главная  >  Общество   >  Средства массовой информации


Русские корни видео

11 октября 2007, 382

Сегодня мало кто знает, что изобретение видео, завоевавшего столь огромное распространение и популярность, имеет непосредственную связь с именем русского инжинера-связиста Александра Михайловича Понятова. Именно он стоял у истоков развития современных видеотехнологий.


Первое упоминание о видеомагнитофонах в прессе относится к 1956 году. Их создателем стала американская фирма "Ампэкс" (AMPEX). Ее отцом-основателем, давшим своему детищу собственное кодифицированное имя, был наш соотечественник Александр Михайлович Понятов. Первые буквы имени, отчества и фамилии в русском написании дают "АМП", в английском – "АМР". Понятов до революции был полковником царской армии, поэтому имел право на обращение "Ваше Превосходительство", или по-английски Exellence. К трем первым именным буквам "АМР" добавилось сокращенное "ЕХ" – и вышло в итоге "AMPEX" – наименование всемирно известной фирмы США, родоначальницы видеомагнитофонов.
Инженер-связист Александр Понятов в 1917 году эмигрировал из России, попав сперва во Францию, а потом – в Соединенные Штаты Америки. Русский эмигрант начал свое дело в гараже на окраине Сан-Франциско, где возился с электроникой. В годы Второй мировой войны мастерская по соглашению с военно-морским ведомством США поставила на флот комплектующие для радарных установок. На завершающем этапе боевых действий на европейском театре, захватывая фашистскую территорию, американцы как военные трофеи вывозили домой прежде всего передовые научные разработки немцев вместе с их специалистами. Среди трофеев победителям достался и "регистратор звуков на магнитную ленту" – магнитофон, разработанный еще в 1930-х годах немецкой фирмой "AEG". Один из образцов немецкого звукового магнитофона попал в руки Александра Понятова. И через три года, 25 апреля 1948 г., фирма "Ампэкс" выпустила свою первую модель "регистратора звукосигналов" – "Ampex-200".

Понятов задумался: если можно фиксировать на магнитную ленту звук, то почему бы таким же образом не записывать и изображение? Ему удалось собрать очень сильный коллектив, куда, например, входил и знаменитый ныне Р. Долби (автор уникальной звуковой системы кинопоказа, которой оснащены ведущие кинотеатры мира). 14 марта 1956 года в Национальной ассоциации радиотелевизионных журналистов в Чикаго фирма Понятова впервые продемонстрировала свое творение – видеомагнитофон VRX-1000 (со временем переименованный в "Модель – IV"). А через полгода – 30 ноября 1956 года – Си-Би-Эс впервые использовала "Ампэкс" для отсроченного выпуска в эфир программы новостей. Видеомагнитофоны произвели настоящую технологическую революцию на телецентрах.
С этого времени фирма "Ампэкс" стала ведущим разработчиком видеомагнитофонной техники. В 1958 г. американское космическое агентство NASA избрало видеомагнитофоны "Ампэкс" для обслуживания космических полетов и до сих пор не изменило этому принципу. Через два года Американская киноакадемия присудила понятовской фирме "Оскар" за технические достижения. С помощью разработок "Ампэкса" процесс видеозаписи с механической фиксацией и воспроизведением изображения и звука уже в 1963 г. стал управляемым, то есть появился электронный монтаж. Пройдя этап освоения записи цветных изображений (1964 г.), фирма в 1967 г. создала аппарат замедленного воспроизведения сигналов "Ampex HS-100", который завершил революцию прежде всего в освещении спортивных соревнований, а дальше широко "раскрутился" при создании музыкальных видеоклипов и рекламы.
Трудно перечислить все сделанное фирмой "Экселленца Понятова". В частности, в 1978 г. фирма разработала систему видеографики, а через три года овладела цифровыми спецэффектами. Создание "Ампэксом" видеозаписи произвело очень сильное впечатление на создателей телепрограмм. На протяжении многих лет в аппаратных ВМЗ всего мира висели фотографии Понятова, а сам процесс записи продолжительное время называли "ампэксированием" (как по названию фирмы "Ксерокс", ставшей разработчиком метода и аппаратуры фотографического копирования экземпляров текста на бумажных носителях, этот процесс называют "ксерокопированием").
В конце жизни Понятов признавался "Я всего достиг, у меня замечательная фирма. Но у меня нет детей, продолжить мое дело некому... Все бы передал своей стране, весь свой опыт! Но…это невозможно. Даже филиал моей фирмы в России не разрешают создать. И я страдаю...". В отделениях "Ампэкса" по всему миру Понятов велел садить по две березки у входа. Но в Африке березки не росли, поэтому пришлось делать специальные стеклянные колпаки с микроклиматом. Хотя, возможно, это красивая легенда.

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004