Главная  >  Политика   >  Российская власть   >  Исполнительная власть   >  Правительство Российской Федерации


2005: начало политического года

11 октября 2007, 8

2005 год начался с массовых выступлений граждан, от которых Россия уже успела отвыкнуть. Недовольство российских пенсионеров вызвал комплекс мер по улучшению действующей системы социального обеспечения, получивший известность под названием "монетизация льгот".

2005 год начался с массовых выступлений граждан, от которых Россия уже успела отвыкнуть. Недовольство российских пенсионеров вызвал комплекс мер по улучшению действующей системы социального обеспечения, получивший известность под названием "монетизация льгот". Эти меры не затрагивали сути существующей системы, которая сводится к тому, что государство в лице узкой группы "социальных" чиновников перераспределяет средства граждан по своему разумению, тратя существенную часть этих денег на поддержание громоздкого бюрократического аппарата. В основе этой концепции лежит представление о том, что здоровые и трудоспособные люди, если они не являются государственными социальными чиновниками, не в состоянии задумываться о проблемах людей больных, слабых и нетрудоспособных, а также о собственном будущем. В рамках такого рода перераспределительной системы первоначально предлагавшиеся меры были вполне разумны. Они сводились к тому, чтобы заменить натуральные льготы (проезд на транспорте, бесплатные лекарства и т.п.) денежным пособием, официально отменить никогда не действовавшие льготы и расписать, какой уровень в системе собеса (федеральное министерство, область, город и т.п.) за что отвечает.

В условиях отсутствия коммуникации между гражданами и принимающими решения государственными чиновниками, а также традиционного бардака к тому моменту, когда улучшательские идеи были оформлены в виде поправок в законодательство, они носили вполне людоедский характер. В частности, размер денежных пособий, которые должны были заменить натуральные льготы, был откровенно издевательским. Это вызвало недовольство Думы, и по инициативе парламентского большинства, т.е. партии "Единая Россия" компенсационные выплаты были увеличены, а процесс их введения стал более мягким. В результате законы о монетизации были приняты в умеренно-людоедском виде. Определенная часть призреваемых должна была даже выиграть, а потери большинства были, с точки зрения тех, кто принимал окончательное решение, не очень значительны. Выяснилось, однако, что сами призреваемые так не считают.

После окончания новогодних каникул пенсионеры крупных и не очень крупных городов России столкнулись с тем, что их перестали пускать в ранее бесплатный для них общественный транспорт. Здесь надо подчеркнуть, что образ жизни активного (не прикованного к постели) городского пенсионера в течение последних лет определялся возможностью бесплатно передвигаться по окрестностям (в том числе к врачу, к родственникам и знакомым, на садовый участок, на распродажу, на место подработки и т.п.). Неудивительно, что вскоре начались эксцессы.

В последний день официальных каникул, 10 января, пенсионеры подмосковных Химок перекрыли Ленинградское шоссе, требуя вернуть им право бесплатного проезда по Москве и области. То же самое произошло в Самаре, Тольятти, Альметьевске и других городах. На выходных страну захлестнула вторая волна выступлений. В Петербурге от пяти до десяти тысяч человек блокировали центр города. По стечению обстоятельств в это время в городе находился Владимир Путин: обсуждал с губернатором Матвиенко вопросы городского развития. Митинги прошли в Подмосковье, Казани, Башкортостане, Пензе, Саратове, Ставрополе. Участники выступлений требуют вернуть льготы и повысить пенсии. Первые митинги, судя по всему, носили стихийный характер. Сейчас к ним присоединились представители организованной левой оппозиции, а также нацболы. Представлений о подлинном масштабе событий у нас нет, поскольку подконтрольное государству телевидение не стремится к широкому освещению несанкционированных протестных акций.

Протест пенсионеров застал власти врасплох. Губернатор Московской области Борис Громов, прибывший на место событий в Химках, так и не решился встретиться с людьми. Премьер-министр Михаил Фрадков на заседании правительства заявил, что проблема находится на уровне психологического восприятия, иначе говоря, продемонстрировал полную беспомощность. По мере развития событий представители местной и региональной власти вступили в диалог с улицей. Например, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко приняла делегацию пенсионеров и пообещала, что решит проблему бесплатного проезда; правда, на следующий день она заявила, что льготники стали жертвами провокации со стороны экстремистов и агитаторов национально-большевистской партии. Власти Московской области также заявили о возврате права на бесплатный проезд для пенсионеров в пределах области и начале переговоров о правах подмосковных пенсионеров с городскими властями Москвы. О выделении дополнительных денег пенсионерам объявил мэр Казани, муниципальные власти Тольятти и т.п.

На федеральном уровне правительство заявило о том, что очередное повышение пенсий на 15% будет проведено с опережением. Ходят слухи об отставке министра социального развития Михаила Зурабова, об отставке правительства Фрадкова, досрочных выборах Думы и т.п. Члены руководства партии "Единая Россия" стараются публично отмежеваться от правительства. По косвенным признакам и проговоркам можно предположить, что протест пенсионеров подхлестнул борьбу группировок в верхах, но поскольку процесс этот непубличный, то о его направлении судить невозможно.

Первые дни 2005 года не просто показали, что никакой социальной стабильности в России нет. То, что это так, было очевидно и раньше. Важные новости состоят в другом. Во-первых, главной формой оппозиционной деятельности становятся несанкционированные уличные акции. Во-вторых, власть не готова применять насилие против массовых акций гражданского неповиновения, в том числе тогда, когда формальные поводы для этого имеются, как в случае блокирования дорог. Более того, власть склонна торговаться с протестующими и идти на уступки. Наконец, степень разумности представителей властей на местах намного превышает степень вменяемости представителей федеральных властей. Последнее, впрочем, не новость.

В 2005 году монетизация льгот - не единственное, что может вызвать протест. Здравоохранение, образование, жилье - всё это области, где неуклюжее улучшательство власти может вызвать резкую реакцию затронутых групп. Милицейский беспредел касается почти всех, и неизвестно, сколько еще граждане будут терпеть издевательство от бандитов в погонах. Отмена отсрочек от армии для студентов затрагивает наиболее активные и образованные слои общества. Нормальное обсуждение этих вопросов, к сожалению, невозможно. В стране нет ни парламента, ни политических партий, аудитория независимых СМИ ограничена. Поэтому власти придется иметь дело с улицей, скорее всего - с левой улицей, возможно - с улицей, экстремистски настроенной. Если у кремлевских деятелей сохранился хотя бы инстинкт самосохранения, то они должны молиться о ниспослании им демократической оппозиции.

Екатерина Михайловская
Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты