Главная  >  Политика   >  Российская власть   >  Исполнительная власть   >  Правительство Российской Федерации   >  Главы правительства


Главы правительства Российской Федерации

11 октября 2007, 18

После избрания Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР и его вступления в должность 10 июля 1991, формирование Правительства было поручено Ивану Силаеву. В августе 1991 И.Силаев стал главой правительства СССР, а в конце сентября 1991 ушел в отставку с должности главы российского правительства. Его обязанности некоторое время исполнял первый вице-премьер Олег Лобов.

После избрания Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР и его вступления в должность 10 июля 1991, формирование Правительства было поручено Ивану Силаеву. В августе 1991 И.Силаев стал главой правительства СССР, а в конце сентября 1991 ушел в отставку с должности главы российского правительства. Его обязанности некоторое время исполнял первый вице-премьер Олег Лобов.

Постановлением от 1 ноября 1991 "Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы" Съезд народных депутатов предоставил Ельцину право самостоятельно решать вопросы реорганизации органов исполнительной власти до принятия закона "О Совете Министров РСФСР".

Указом от 6 ноября 1991 "Об организации работы Правительства РСФСР в условиях экономической реформы" было сформировано Правительство РСФСР под непосредственным руководством Президента РСФСР. Первым заместителем Председателя Правительства и его фактическим руководителем был назначен Геннадий Бурбулис.

Еще до избрания Ельцина Президентом Г.Бурбулис при активном участии своего помощника Алексея Головкова собрал группу молодых экономистов, занимавшихся анализом состояния экономики России и возможных путей проведения экономической реформы. Позднее эта группа в несколько измененном составе действовала при Госсовете. Некоторые ее члены впоследствии приняли участие в формировании "правительства реформ".

Осенью 1991, после того как Иван Силаев был "выжат" в отставку, Г.Бурбулис сыграл ключевую роль в формировании нового правительства во главе с Б.Ельциным. Фактически при номинальном председательстве Б.Ельцина роль Г.Бурбулиса, ставшего его первым заместителем, была близка к роли главы правительства. Для осуществления радикальных экономических реформ Бурбулис добивается от Ельцина того, что в правительстве ключевые экономические посты занимает группа молодых экономистов, позднее ставшая известной как "команда Гайдара". Руководителем аппарата правительства назначается Алексей Головков.

28 ноября 1991 был принят Указ "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР", утвердивший систему государственных органов исполнительной власти, руководимых непосредственно Правительством РСФСР. Этих органов насчитывалось 32: 19 министерств, 6 госкомитетов, Агентство федеральной безопасности, Государственная налоговая служба, Государственный таможенный комитет, 3 комитета при правительстве и одно управление при Правительстве.

В ноябре 1991 заместителем председателя Правительства по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов в Правительстве во главе с Б.Ельциным был назначен Егор Гайдар. В правительстве и вокруг него образовалась тесная группа единомышленников, определявшая курс проводимых экономических реформ. В дальнейшем ее стали называть "командой Гайдара". Ядро группы составляли Александр Шохин, Петр Авен, Алексей Головков, Анатолий Чубайс, Андрей Нечаев.

В конце ноября 1991 Е.Гайдар изложил план первоочередных действий российского правительства по стабилизации экономического положения: отпуская цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики, стабилизировать экономику и восстан овить ее управляемость на рыночной основе.

Приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 года. Либерализация цен сразу привела к заметному ухудшению материального положения населения. В средствах массовой информации стали появляться призывы к смещению правительства, поддерживаемые некоторыми видными политическими деятелями (включая вице-президента Александра Руцкого и Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова). В правительстве было распространено мнение, что вряд ли Гайдару удастся удержаться у власти более 2-3 месяцев после начала проведения непопулярных мер. Несмотря на это, он проявлял достаточный оптимизм. Отвечая на вопрос о том, при каких условиях он готов уйти в отставку, заявил: "Я никогда не уйду в отставку, как и все наше правительство. Это было бы слишком легким выходом из сложившейся ситуации".

В феврале 1992 Е.Гайдар уступил пост министра экономики Андрею Нечаеву, оставшись заместителем Председателя Правительства и министром финансов. 2 марта 1992 он был назначен первым заместителем Председателя правительства (став таким образом, вторым первым заместителем - после Геннадия Бурбулиса).

Главными достижениями правительства на первом этапе реформ Е.Гайдар назвал стабилизацию роста цен на ряд товаров, сбалансированный бюджет и приостановку денежной эмиссии. По его мнению, важнейшими условиями успешного продолжения реформ должны были быть стабильность политической ситуации и отказ от попыток выдачи дополнительных денежных компенсаций населению.

Выступая 3 марта 1992 в Верховном Совете (ВС) России, Гайдар заявил о переходе к новому этапу реформы: в конце февраля 1992 была оглашена новая программа правительства; в Международный валютный фонд был направлен официальный меморандум об экономической стратегии российского руководства, предусматривавший жесткие меры по ограничению бюджетного дефицита и освобождению цен на энергоносители, что явилось серьезным шагом на пути вступления России в Международный валютный фонд.

Указом Президента России Ельцина от 2 апреля 1992 Гайдар, оставаясь заместителем Председателя Правительства по вопросам экономической реформы, был освобожден от должности министра финансов России. 3 апреля первым заместителем премьера перестал быть Г.Бурбулис и Е.Гайдар остался единственным первым заместителем Ельцина.

В экономике страны одновременно с замедлением роста цен резко проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет.

В апреле 1992 на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике со стороны консервативной части депутатов, раздавались требования его немедленной отставки. 11 апреля 1992 после оскорбительного выступления Председателя ВС Руслана Хасбулатова члены правительства покинули зал заседания Съезда. 13 апреля Егор Гайдар заявил об отставке правительства, мотивируя ее тем, что принятое на Съезде постановление о ходе реформ фактически означает несогласие депутатов с экономическим курсом, проводимым правительством, а предусматриваемые им дополнительные бюджетные расходы не позволят воплотить в жизнь этот курс без катастрофических для экономики последствий.

В этой ситуации все же был найден компромисс. Съезд принял декларацию, позволившую правительству игнорировать ранее принятое постановление. Было решено, что в правительство войдут представители директорского корпуса. Членами правительства стали Владимир Шумейко, Георгий Хижа и Виктор Черномырдин. Без согласования с Е.Гайдаром, в значительной степени под давлением недовольных им директоров нефтепредприятий Президент Ельцин снял с поста министра по топливу и энергетике Владимира Лопухина.

30 мая 1992 Указом Президента Ельцина заместителем Председателя Правительства России по топливно-энергетическому комплексу был назначен Виктор Черномырдин. Должность министра топлива и энергетики оставалась вакантной в течение 7 месяцев, вплоть до 12 января 1993, когда этот пост получил Юрий Шафраник. Вскоре после своего назначения В.Черномырдин подписал пакет документов, предоставляющий широкие производственно-экономические права и ль готы концерну "Газпром", которые закрепили его монополию на добычу газа и серы.

16 июня 1992 Президент России Ельцин перед отлетом в США подписал Указ о назначении Гайдара "исполняющим обязанности Председателя Правительства России". Как сказал Президент Ельцин на заседании правительства России 30 июня 1992, окончательное решение вопроса о посте премьер-министра возможно лишь после рассмотрения Верховным Советом новой экономической программы правительства и принятия Закона "О правительстве России".

После VI Съезда начала разрабатываться "Среднесрочная экономическая концепция правительства". В соответствии с ней основные задачи, которые должны были быть решены в ходе осуществления новой правительственной программы, заключались в остановке промышленного спада к 1994 году, снижении уровня инфляции до трех процентов в месяц, укреплении рубля и введении его конвертируемости по текущим операциям. Эти результаты должны были быть достигнуты путем снижения доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывания массовой приватизации, доведения цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет.

3 июля 1992 состоялось обсуждение правительственной экономической программы в Верховном Совете России. В ходе парламентских слушаний Гайдару удалось отстоять стратегию реформ и убедить парламентариев не вносить радикальных изменений в налоговую политик у правительства.

Фактически, однако, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий финансовая политика стала менее жесткой. В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, проводившего проинфляционную политику, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета - начале осени 1992 года.

Правительство Гайдара остро критиковалось за задержку начала процесса приватизации. Разработка ее программы затянулось до середины 1992 года, а техническая подготовка, включающая разработку нормативных документов, создание дееспособных подразделений Государственного Комитета по приватизации на местах и выдачу ваучеров населению - до конца года.

Осенью 1992 правительство подвергалось все нараставшей критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство в происходящие в народном хозяйстве процессы. Усилились требования смены или всего кабинета или его ведущих министров, хотя значительная часть "умеренной оппозиции" была готова согласиться с сохранением Гайдара при условии замены ряда глав ключевых министерств.

Возобновил активную критику кабинета Руслан Хасбулатов. Верховный Совет России признал деятельность правительства неудовлетворительной и подготовил проект закона о правительстве, ставивший его формирование под контроль парламента.

Многие министры активно включились в политическую борьбу. На этом фоне высказывания Е.Гайдара звучали относительно мягко и оставляли возможность заключения компромиссов. Длительные переговоры с центристским "Гражданским Союзом", интегрирование некоторых положений его экономических программы в программу правительства, попытки Президента добиться соглашения с руководством парламента не дали существенных политических результатов.

30 сентября 1992 были подписаны Указы "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти и "О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти". По этой схеме в состав центральных органов исполнительной власти входило в общей сложности 69 структур, из них 22 министерства. 6 октября 1992 Верховный Совет в своем постановлении предложил Президенту приостановить действие вышеперечисленных указов до принятия Закона "О Совете Министров", но это предложение не было принято.

В декабре 1992 VII Съездом народных депутатов Гайдар не был утвержден на посту Председателя Совета Министров. После заключения конституционного компромисса между Президентом Ельциным и Съездом, предусматривавшего, помимо прочего, выдвижение премьера из нескольких кандидатур, 14 декабря 1992 на VII Съезде народных депутатов России Президент Ельцин поставил на рейтинговое голосование 5 из 18 кандидатур на пост Председателя Правительства, предложенных фракциями Верховного Совета. На этом этапе выборов В. Черномырдин получил 621 голос. Из первых трех кандидатур, набравших большинство голосов (Юрий Скоков - 637, В.Черномырдин - 621 и Е.Гайдар - 400), Президент предложил Съезду кандидатуру В. Черномырдина. В результате голосования "за" был отдан 721 голос, "против" - 172. Таким образом, В.Черномырдин был утвержден Председателем Совета Министров России.

22 декабря 1992 Верховный Совет принял Закон "О Совете Министров", в соответствии с которым реорганизации органов исполнительной власти могли происходить только после принятия ВС соответствующих законов.

Новый кабинет формировался при активном участии Президента и в основном повторял прежний кабинет Гайдара.

В своих первых публичных выступлениях в качестве главы российского правительства В.Черномырдин заявлял, что главной задачей для него является прекращение спада производства в стране. Средства для осуществления этой цел и он видит в развитии тяжелой промышленности в государственном секторе и в поддержке топливно-энергетических отраслей. Одной из первых законодательных инициатив нового премьера было предложение увеличить размеры льготного целевого кредита для предприятий топливно-энергетического комплекса на 200 млрд. рублей. Черномырдин высказывался в том духе, что мелкий частный сектор необходим в экономике, но не как доминирующий.

Одним из первых решений нового правительства была попытка непрямого ограничения роста цен на широкий круг товаров, вызвавшая резкую критику со стороны либеральных экономистов. Как выяснилось, принятие этого решения оказалось случайным, и оно было быстро отменено.

В сентябре 1993 в Правительство был возвращен Е.Гайдар, получивший пост первого вице-премьера (другим первым вице-премьером остался Олег Сосковец).

С 21 сентября 1993, в связи с разгоном Верховного Совета и фактическим упразднением законодательной ветви власти, функции создания и упразднения центральных органов исполнительной власти целиком перешли в ведение Президента.

Указом от 3 октября 1993, сместив с должности вице-президента А.Руцкого, Ельцин постановил, что, в случае отставки, смерти Президента или невозможности исполнения им полномочий, функции Президента переходят к Председателю Совета Министров.

После поражения блока "Выбор России" на выборах в Государственную Думу В.Черномырдин фактически восстановил свои преобладающие позиции в Правительстве, частично утраченные с введением в него Е.Гайдара. В результате сначала Е.Гайдар, а затем министр финансов Борис Федоров в начале 1994 года ушли в отставку.

10 января 1994 в соответствии с Указом Президента ? 66 структура федеральных органов исполнительной власти была реорганизована. В новой схеме было 67 органов исполнительной власти, в том числе 24 министерства (на конец 1995 года - 72 органа исполнительной власти, из них 24 министерства).

Правительство Черномырдина в 1994-95 проводило политику, которая принципиально ничем не отличалась от той, что в 1993 году предлагал Руслан Хасбулатов (если не считать приоритетного лоббирования интересов топливно-энергетического комплекса экономики - в первую очередь, концерна "Газпром" и крупных нефтяных компаний).

После победы на президентских выборах 1996 года Бориса Ельцина и вступления его в должность российское Правительство, в соответствии с Конституцией Российской Федерации подало в отставку. Президент внес на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру нового Председателя Правительства РФ - Виктора Черномырдина. 10 августа 1996 Государственная Дума большинством голосов (314 - "за", 85 - "против", 3 - воздержались) одобрила назначение В.Черномырдина на пост Председателя Правительства Российской Федерации. В этот же день президент Ельцин подписал Указ 1152, в соответствии с которым В.Черномырдин был назначен на пост Председателя Правительства Российской Федерации и приступил к формированию своего кабинета.

В период с 14 по 22 августа 1996 Президент подписал ряд указов, определяющих систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, а также состав Правительства Российской Федерации.

В соответствии с новой структурой сокращено количество федеральных органов исполнительной власти с 89 до 66, количество федеральных министерств - с 25 до 24.

Весной 1997 ясно наметилась необходимость реорганизации структуры федеральных органов исполнительной власти с целью повышения эффективности работы Правительства РФ в условиях нового этапа экономической реформы. С этой целью 17 марта 1997 Президентом РФ были подписаны Указы 249 "О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти" и 250 "Об изменениях в составе Правительства Российской федерации". В соответствии с этими Указами ликвидировались 2 министерства (Минпром и Миноборонпром) а также ряд госкомитетов.

Министерство внешних экономических связей было преобразовано в Министерство внешних экономических связей и торговли, Министерство связи - в Госкомитет по связи и информатизации, Министерство строительства - в Госкомитет по жилищной и строительной политике. Функции ликвидированных Минпрома и Минооборонпрома передавались в ведение Министерства экономики. Первоначально предполагалось создать объединенный Госкомитет, в состав которого вошли бы структуры Минпрома, Миноборонпрома, Минстроя, Минсельхозпрода и ряд госкомитетов. Однако от подобной структурной перестройки было решено отказаться, т.к. возникли серьезные трудности с подбором достойной кандидатуры на пост председателя подобного ГК.

Главная цель вышеперечисленных изменений в структуре Правительства - переход от отраслевого к функциональному принципу управления экономикой страны.

Серьезные изменения претерпела структура заместителей Председателя Правительства РФ - в соответствии с Указом Президента РФ 250 Председатель Правительства РФ на сегодняшний день имеет 8 заместителей, из них 2 первых (Анатолий Чубайс и Борис Немцов).

Таким образом, общее количество федеральных органов исполнительной власти РФ было сокращено с 66 до 65, количество федеральных министерств уменьшилось с 24 до 21.

Читайте также:



 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004 | Контакты