ИСКАТЬ:
Главная  >  Война   >  Проекты Фонда   >  Стяг   >  Гридница   >  Тактика ведения боя   >  Методика преподования


Темы полевых занятий с юношами.

11 октября 2007, 1623


     Тематика полевых занятий и место их проведения
     Положением о начальной военной подготовке молодежи предусмотрено проведение с юношами — учащимися средних учебных заведений полевых занятий. Эти занятия в соответствии с Программой начальной военной подготовки молодежи должны проводиться с целью закрепления знаний и навыков учащихся по важнейшим разделам начальной военной подготовки в условиях, приближенных к жизни воинских частей.
     Учащиеся должны отработать: по тактической подготовке— действия солдата в бою, на что отводится, как правило, 65—70% учебного времени, выделенного на полевые занятия; по огневой подготовке — положенные упражнения из автомата Калашникова боевыми патронами; по строевой подготовке — действия военнослужащих у машин и на машинах; по военной топографии — приемы ориентирования на местности без карты, движение по азимутам. Как показывает опыт, успешному проведению полевых занятий способствует своевременное и четкое их планирование, подготовка, а также всестороннее обеспечение.
     Полевые занятия проводятся, как правило, на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей, шефствующих воинских частей (военно-учебных заведений), пионерских лагерей, лагерей труда и отдыха учащихся одновременно с юношами всех или нескольких средних школ района под непосредственным руководством работников районных военных комиссариатов с подключением комитетов ДОСААФ, комсомола, физической культуры и спорта, штабов гражданской обороны, органов здравоохранения.
     На каждом занятии необходимо иметь подготовленную учебно-материальную базу. Экипировка каждого учащегося должна включать: макет автомата Калашникова, противогаз, сумку с двумя ручными гранатами (или их макетами), флягу для воды, головной убор, поясной ремень, малую пехотную лопату в чехле, единую форму одежды, установленную в районе (учебном заведении), туалетные принадлежности и вещевой мешок. Все предметы экипировки, кроме табельных, приобретаются или изготавливаются учебными заведениями.
     Для проведения полевых занятий на базе воинской части командир части представляет учебные поля, стрельбище, оружие и боеприпасы, выделяет офицеров и сержантов для организации политико-воспитательной и спортивной работы с учащимися.
     Занятия с юношами организуются и проводятся по специально разработанной методике с обязательным использованием учебного оружия, индивидуальных средств защиты, шанцевого инструмента.
     Стрельба боевыми патронами из автомата Калашникова осуществляется, как правило, под руководством опытных офицеров частей или офицеров военных комиссариатов со строгим соблюдением установленных для этого вида занятий мер безопасности и только в оборудованных для этих целей местах.
     В часы, предназначенные для политико-воспитательной работы, проводятся встречи с ветеранами войны и труда, показ кинофильмов на военно-патриотическую тематику, прослушивание последних известий. Наибольшего воспитательного эффекта эти мероприятия достигают тогда, когда они умело увязываются с боевой подготовкой и другими задачами, решаемыми воинскими подразделениями.
     В эти часы также организуются спортивные соревнования между отделениями, взводами по преодолению полосы препятствий, метанию гранат и другим военно-прикладным видам спорта. Учащиеся живут по распорядку дня, приближенному к распорядку дня воинской части (приложение 5).
     Проведение полевых занятий с ежедневным выходом (выездом) на местность — мера вынужденная и менее рациональная. Ежедневные выходы (выезды) на местность связаны с неудобствами планирования, необходимостью выбора и оборудования района для занятий, трудностями материального обеспечения: выделением транспорта, организацией питания, медицинской помощи и т. д. Связанную с этим большую работу начинают заблаговременно: изготовляют снаряжение, макеты стрелкового оружия, мишени, различные указки знаков ограждения, средства имитации и необходимые наглядные пособия.
     Проводить полевые занятия с ежедневным выходом на местность' более чем с одной группой нецелесообразно. Нужно иметь в виду, что если на полевые занятия выезжают более двух взводов, то в помощь военному руководителю назначается один из преподавателей, как правило, преподаватель физического воспитания или труда.
     Практика показывает, что всю работу по организации полевых занятий следует проводить в определенной последовательности. Подготовка к полевым занятиям начинается примерно за 1—1,5 месяца до их начала. С этой целью на основании решения исполкома военный комиссариат совместно с рай (гор) оно проводят совещание военных руководителей школ и средних учебных заведений, основная задача которого разработать проект плана мероприятий по подготовке к полевым занятиям и согласовать сроки их проведения.
     В план должны быть включены следующие вопросы;: подготовка мест размещения и порядок питания учащихся;
     получение имитационных средств для занятий;
     подбор и распределение учебных полей между школами;
     составление планов-конспектов занятий и получение необходимого инструктажа по их проведению;
     проведение инструктивно-методических занятий с военруками, офицерами военкоматов и воинских частей по программе полевых занятий;
     составление распорядка дня, расписания занятий; разработка документации суточного наряда;
     разработка планов военно-патриотической и спортивно-массовой работы.
     По каждому пункту плана устанавливается срок его выполнения и определяются ответственные лица. В случае, когда полевые занятия проводятся на базе воинской части, план согласовывается с ее командиром.
     Приказ или необходимые выписки из плана доводятся до школ и других заинтересованных организаций. В школах издаются свои приказы о проведении занятий (приложение 4).
     По итогам совещания заведующий рай (гор) оно издает приказ, в котором определяет состав учащихся, привлекаемых на полевые занятия, место и сроки их проведения (приложение 3). Утверждается смета расходов.
     Как показала практика проведения полевых занятий, в целях улучшения их организации необходимо назначить следующих должностных лиц:
     начальника сбора, который руководит всей работой лагеря и несет ответственность за организацию учебного процесса и дисциплину всего личного состава;
     заместителя начальника сбора по учебной работе, на которого возлагаются обязанности по планированию занятий, целесообразному использованию учебных полей и стрельбищ, контролю за качеством проводимых занятий, организацией внутренней службы на сборе и ее несением, своевременному представлению заявок и отчетности;
     заместителя начальника сбора по воспитательной работе, который организует проведение политико-воспитательной работы, направленной на обеспечение качественного выполнения программы учебно-полевого сбора, высокой дисциплины и политико-морального состояния личного состава;
     заместителя начальника сбора по хозяйственной части, обязанности которого заключаются в организации своевременного обеспечения лагеря всем необходимым, и в первую очередь доброкачественным питанием и водоснабжением. Он также отвечает за состояние и правильное использование выделенной автомобильной техники;
     врача, в обязанности которому вменяется медицинское обслуживание учащихся и контроль за санитарно-.гигиеническим состоянием лагеря.
     Исходя из количества участников сборов, формируются роты, взводы и отделения. Из учащихся каждой школы составляют взводы, а из каждого класса — отделения.
     Там, где к проведению полевых занятий подключены воинские части (подразделения), командиры взводов назначаются из числа сержантского состава, а командиры отделений — из числа учащихся. При отсутствии возможности привлечения сержантского состава командирами взводов назначают волевых, дисциплинированных, хорошо успевающих по военной подготовке учащихся.
     Юноши обязаны прибывать на занятия подготовленными и одетыми по форме, установленной в учебном заведении. (Носить форму одежды и знаки различия, сходные с формой и знаками различия военнослужащих Вооруженных Сил России, не разрешается.)
     Началу полевых занятий с учащимися должно предшествовать общее собрание, на котором целесообразно обсудить вопрос о задачах юношей на предстоящий период обучения. Показатели хода соревнования следует объявлять на вечерней поверке, освещать их в стенной печати; вручение переходящего приза надо проводить в торжественной обстановке.
     Школы отдельных районов, которые по объективным причинам вынуждены проводить полевые занятия с учащимися — юношами X (XI) классов, ежедневно выходя (выезжая) в поле, должны ориентироваться на вышеизложенные требования к методике проведения сборов. План мероприятий по организации и проведению полевых занятий другие необходимые документы утверждаются приказом директора школы.
     Важным моментом, от которого зависит успешное проведение полевых занятий, является их торжественное открытие, которое осуществляют руководители органов народного образования. Приглашаются директора всех средних школ района (города), представители воинских частей, работники военкомата, отдела народного образования, участники Великой Отечественной войны, представители районных общественных организаций, партийных, комсомольских и советских органов, родители.
     Проведя на высокой ноте открытие сборов, лагерь начинает напряженно трудиться. В распорядке предусматривается время для проведения учебных занятий, самоподготовки, политико-воспитательной и спортивно-массовой работы, физической зарядки и осмотра, чистки оружия, приведения в порядок шанцевого инструмента и противогазов, вечерней поверки, отдыха и приема пищи, а также личное время учащихся (приложение 5).
     Спортивно-массовая работа на полевых занятиях в основном должна быть направлена на подтверждение учащимися нормативов комплекса ГТО, проведение соревнований по различным видам спорта, марш-бросков, походов с препятствиями, военизированных игр и т. п.
     Для проведения этих занятий привлекаются работники комитетов ДОСААФ, комсомола, штабов ГО, спортивные тренеры и некоторые другие работники.
     Полевые занятия завершаются торжественным закрытием. Производится построение всех участников и руководителей занятий. Желательно и на закрытие приглашать представителей органов народного образования, воинских частей, ветеранов войны и труда, работников военкомата и ДОСААФ.
     Начальник сборов подводит итоги занятий, отмечает отличившихся старшеклассников, объявляет им благодарность и ориентирует их на дальнейшее совершенствование знаний и навыков и подготовку к службе в армии и на флоте.
     Полевые занятия являются важнейшим заключительным этапом начальной военной подготовки учащихся. От их умелой организации и проведения во многом зависит успешное выполнение обязанностей солдатами на действительной военной службе в Вооруженных Силах России, формирование у них готовности к защите Родины. Поэтому результаты работы и поведение учащихся в период проведения полевых занятий по начальной военной подготовке учитываются при выставлении итоговой оценки по предмету.
     Настоящие рекомендации не исчерпывают всех возможностей организаторов занятий на местах. Отделы народного образования, школы должны вносить в проведение полевых занятий дух творчества, проявлять разумную инициативу в обогащении их содержания.
     Успех проведения полевых занятий зависит от их заблаговременно организованного всестороннего обеспечения. При этом большое значение уделяется методической подготовке занятий, обязанности по проведению которой возлагаются на военрука школы.
     В процессе подготовки занятий ему необходимо: изучить программу и соответствующую литературу; определить метод и порядок проведения занятий по всем темам; провести рекогносцировку района предстоящих занятий; организовать материальное обеспечение занятий; составить планы-конспекты на каждое занятие и инструктивные записки; потренироваться в отработке приемов и действий, которые придется лично показывать учащимся; провести инструктажи своих помощников (преподавателей, командиров взводов и отделений) на местности.
     Учитывая, что на подготовку полевых занятий требуется много времени, опытный военный руководитель начинает ее задолго до выхода на местность.
     Еще перед началом учебного года при разработке понедельного плана, намечая внутрипредметные связи, он определяет порядок прохождения тем так, чтобы к началу полевых занятий учащиеся приобрели определенный минимум знаний и навыков, которые должны закрепляться и совершенствоваться.
     Следуя принципу военной подготовки «Учить войска тому, что необходимо на войне», руководитель должен отрабатывать с юношами те приемы и действия, прививать им те умения и навыки, которые им необходимы для успешной службы в Вооруженных Силах.
     Наиболее сложным для военного руководителя является проведение полевых занятий по тактической подготовке. Занятия необходимо проводить на местности, заранее оборудованной в соответствии с содержанием учебных вопросов.
     Для обеспечения высокого качества тактических занятий необходимо иметь: взводный опорный пункт (или позицию на отделение), проволочный забор различной конструкции (однорядный, трехрядный), стенку забора, макет дома, лесной завал, воронки, канавы, изгородь, бревна, мишени, трещотки, указки, обозначающие зараженный участок, и т. д.
     Тактическая подготовка должна проводиться в соответствии с требованиями Боевого Устава Сухопутных войск.
     Главное назначение этих занятий — научить юношей выполнять действия солдата в наступлении, обороне и разведке и совершенствовать приемы борьбы с танками и ведения огня из автомата по самолетам и вертолетам противника. Основным методом обучения является показ с кратким пояснением и тренировкой каждого обучаемого.
     Учебные вопросы занятия отрабатываются по элементам. Каждый из них повторяется до тех пор, пока обучаемые не приобретут навыки правильного и быстрого его выполнения; затем все действия, входящие в данный учебный вопрос, выполняются в целом, слитно. .Противник обозначается минимально необходимым количеством мишеней, макетов, указками, а если есть возможность, то и средствами имитации. После отработки каждого учебного вопроса проводится частный разбор.
     План занятий руководитель составляет текстуально, включая в него схему действий. Перед выходом в поле военрук проверяет готовность обучаемых к занятию и наличие материальных средств. Занятия желательно начинать непосредственно при выходе из лагеря. Время на передвижение в район занятий используется для отработки отдельных, приемов и способов действий, связанных с содержанием темы. В районе занятия руководитель объявляет тему, цели, называет первый учебный вопрос и сообщает порядок его отработки; затем создает тактическую обстановку, коротко ставит боевую задачу и приступает к отработке 'первого учебного вопроса по элементам.- В такой последовательности отрабатываются все намеченные вопросы.
     Необходимо остановиться на взаимодействии военного формирование у них готовности к защите Родины. Поэтому результаты работы и поведение учащихся в период проведения полевых занятий по начальной военной подготовке учитываются при выставлении итоговой оценки по предмету.
     Настоящие рекомендации не исчерпывают всех возможностей организаторов занятий на местах. Отделы народного образования, школы должны вносить в проведение полевых занятий дух творчества, проявлять разумную инициативу в обогащении их содержания.
     На командиров и политработников воинских частей,. на начальников военных кафедр высших учебных заведений, а также курсов гражданской обороны возложена обязанность оказывать постоянную шефскую помощь школам и другим учебным заведениям по начальной военной подготовке и военно-патриотическому воспитанию молодежи.
     Военный руководитель должен при организации полевых занятий установить самый деловой контакт как с военкоматами, так и с командованием закрепленной воинской части.
     Инструктивно-методические занятия (инструктажи) с преподавателями, офицерами и сержантами воинских частей, привлеченными к полевым занятиям по тематике сборов, должны проводиться под руководством офицеров военкомата.
     В свою очередь, в них участвуют и офицеры части, которые совместно с военруками методически разрабатывают и проводят занятия.
     Рассмотрим взаимоотношения военного руководителя и офицеров части на примере отработки темы по огневой подготовке «Ведение огня из автомата».
     Как уже известно, стрельба из автомата проводится только на оборудованных войсковых стрельбищах или в тирах. До выезда учащихся на стрельбы военный руководитель должен детально изучить с ними правила поведения на стрельбище, а также положение курса стрельб по мерам безопасности.
     Для руководства стрельбой назначаются опытные офицеры и необходимый наряд. Подготовленность каждого юноши к стрельбе проверяется офицерами воинской части в присутствии военного руководителя. К стрельбе допускаются только те юноши, которые имеют кавыки обращения с автоматом, знают упражнения стрельб и правила поведения на огневом рубеже.
     Во время стрельбы в тылу стрельбища организуются учебные места, где с учащимися проводятся занятия по программным вопросам огневой подготовки под руководством сержантов, опытных солдат. Воинская часть выделяет необходимые учебно-материальные средства.
     Особое внимание уделяется обеспечению безопасности стрельбы. Боевое оружие и боевые патроны доставляются непосредственно на стрельбище или в тир, где организуются пункты боепитания.
     Боевое оружие из пункта боепитания выдается помощником руководителя стрельб, по окончании стрельбы оно возвращается ему обратно.
     Выдача учащимся боевых патронов, учет боевых патронов и гильз осуществляется в строгом соответствии с требованиями курса стрельб. При этом раздатчики патронов назначаются из числа подготовленных солдат (сержантов) воинской части.
     В тех случаях, когда стрельба боевыми патронами проводится не на базе воинской части, а в тирах ДОСААФ и спортивных организаций, боевое оружие и боевые патроны, предназначенные для выполнения учащимися упражнений стрельб, доставляются на период проведения стрельбы в районный (городской) военный комиссариат, а там, где имеется возможность, — в спортивные стрелковые клубы ДОСААФ, где организуется и обеспечивается их хранение. Непосредственное руководство стрельбой в этих условиях осуществляется опытным офицером военкомата с участием военного руководителя. В помощь им для организации и проведения стрельбы, кроме того, назначаются инструкторы ДОСААФ.
     Военному руководителю следует иметь в виду, что в целях оказания своевременной помощи и осуществления повседневного контроля за проведением полевых занятий с юношами рай(гор)военкоматы назначают своего представителя, к которому можно и нужно обращаться по всем нерешенным практическим вопросам.
     После окончания сборов военрук обязан представить в военкомат отчет, в котором необходимо отразить сведения о количестве учащихся, прошедших сборы, и результатах выполнения ими начального упражнения стрельб из автомата.
     
     Меры безопасности при проведении полевых занятии
     Наибольшее внимание вопросам безопасности военному руководителю приходится уделять при организации стрельбы из автомата и при отработке вопросов тактической подготовки. Он должен знать, что меры безопасности не являются одноразовыми актами кратковременного действия; они, как правило, проводятся систематически на всех этапах подготовки и проведения занятий.
     Важнейшие требования к обеспечению безопасности во время подготовки и проведения полевых занятий следующие:
     запрещается проводить занятия на местности, санитарное состояние которой неизвестно. Категорически запрещается использовать для занятий участки местности, примыкающие к кладбищам, местам сброса сточных вод и т. п.;
     категорически запрещается использовать боевые и малокалиберные патроны на тактических занятиях и в военизированных играх; производить стрельбы всякого вида патронами из учебного и самодельного оружия; трогать обнаруженные неразорвавшиеся гранаты, снаряды, мины и другие взрывоопасные предметы (найденные у обучаемых патроны и взрывоопасные предметы необходимо изъять);
     использование холостых патронов, взрывпакетов и сигнальных патронов разрешается только военнослужащим, участвующим в занятиях, и военруку с соблюдением установленных правил безопасности;
     стрельбу холостыми патронами разрешается вести, только из боевого оружия; ., ,
     метание учебных гранат (болванок)' разрешается с расстояния не менее 70—100 м от места (рубежа), где располагаются участники занятий;
     на занятиях по тактике или топографии при пересечении дороги, по которой движется транспорт, на границах участка перехода необходимо выставлять сигнальщиков с красными флажками. Во время следования строем по дорогам и в населенных пунктах передвигаться надо преимущественно по обочинам. Впереди и сзади колонны должны также идти сигнальщики с красными флажками (в ночное время с фонарями).
     Не допускать нарушения мер безопасности на занятиях— первейшая обязанность и важная часть работы военного руководителя.
     

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004