ИСКАТЬ:
Главная  >  Культура   >  Сценическое исскуство   >  Музыка   >  Композиторы


Свиридов Георгий Васильевич

11 октября 2007, 305

Свиридов Георгий Васильевич(1915-1997) - выдающийся композитор, пианист, народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975). Музыкальная комедия "Огоньки", (1951), вокально-симфоническая поэма "Памяти Сергея Есенина" (1956); "Патетическая оратория" (1959), "Курские песни" (1964) и "Пушкинский венок" (1979) для хора с оркестром, т н. маленькие кантаты "Деревянная Русь" (1964), "Весенняя кантата" (1972), хоровой концерт "Памяти А. А. Юрлова" (1973), музыка к спектаклям (в т. ч. "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого, 1973) и фильмам. Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1946, 1968, 1980). Государственная премия Российской Федерации (1994). Ранние и поздние сочинения Свиридова различаются настолько сильно, что порой даже кажется, что они не принадлежат одному композитору.
Свиридов Георгий Васильевич(1915-1997) - выдающийся композитор, пианист, народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975). Музыкальная комедия "Огоньки", (1951), вокально-симфоническая поэма "Памяти Сергея Есенина" (1956); "Патетическая оратория" (1959), "Курские песни" (1964) и "Пушкинский венок" (1979) для хора с оркестром, т н. маленькие кантаты "Деревянная Русь" (1964), "Весенняя кантата" (1972), хоровой концерт "Памяти А. А. Юрлова" (1973), музыка к спектаклям (в т. ч. "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого, 1973) и фильмам. Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1946, 1968, 1980). Государственная премия Российской Федерации (1994).
     Ранние и поздние сочинения Свиридова различаются настолько сильно, что порой даже кажется, что они не принадлежат одному композитору.
     Родился 3(16) деабря 1915 г. в г. Фатеж в семье почтового служащего и учительницы. Начало музыкального образования - музыкальная школа Курска (1927-32 гг.).
     
     Когда Георгию было всего четыре года, семья осиротела: отец погиб во время гражданской войны. После этого мать вместе с сыном переехала в Курск. Там Юрий (так Свиридова звали в детстве) пошел в школу, где и проявились его музыкальные способности. Тогда же он освоил и свой первый музыкальный инструмент - балалайку. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.
     
     Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли. В музыкальной школе Свиридов стал учеником В. Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Г. Уфимцева.
     
     Закончив школу, он продолжил занятия музыкой у другого известного педагога - М. Крутянского. По его совету в 1932 году Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум (в 1936 г. окончил) по классу рояля, которым руководил профессор И.А. Браудо. Под руководством профессора Браудо Свиридов очень быстро совершенствовал исполнительскую технику. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант М.А. Юдин.
     
     Дебют состоялся в 1935 г. - это был цикл романсов на слова А.С. Пушкина. Романсы были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов. Проявились яркие черты индивидуального стиля - выразительная мелодия, гармоническая свежесть.
     
     Летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом стал П.Б. Рязанов.
     c 1937 до окончания консерватории в 1941 г.- класс Д.Д. Шостаковича. Выпускной работой стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. В первые же ее дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по здоровью.
     
     Влияние Шостаковича ощущается в некоторых инструментальных произведениях (фортепианное трио (1945), Соната для фортепиано (1944), 2 партиты для фортепиано (1947)).
     
     Практически все рукописи Свиридова довоенного периода погибли во время блокады, среди них Концерт для фортепиано с оркестром и Симфония для струнного оркестра, с успехом исполнявшиеся перед войной в Ленинграде.
     
     До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, "Песня смелых" на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Здесь Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту "Раскинулось море широко", в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде.
     
     Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. А в 1960 году оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.
     
     В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве.
     
     Новый этап в творчестве - вокальная поэма "Страна отцов" на слова Аветика Исаакяна (1950), а цикл песен на слова Р. Бернса (1955) положили начало зрелому периоду.
     
     Основное место в творчестве занимает вокальная музыка. Работает со стихами самых разных поэтов, по-новому раскрывает их облик:
     С. Есенин предстает как свидетель и летописец перемен в народной жизни, когда его стихи становятся основой "Поэма памяти Сергея Есенина" (1956).
     В "Патетической оратории" (1959) (на слова В. Маяковского) Свиридову удалось показать не только ораторское начало и острые маршевые ритмы, но и широкую кантилену гимнов.
     Один из первых Свиридов "распел" стихи Велемира Хлебникова ("Юным", 1965) и Б.Л. Пастернака (маленькая кантата "Снег идет", 1965).
     
     Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М.П. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок; знаменного роспева, а в то же время - и современной городской массовой песни.
     
     Свиридов развил и продолжил традиции вокальной и вокально-сифонической музыки, создал новые жанровые разновидности ее. Одновременно в области гармонии и музыкальной формы у него проявилось нового, своеобразного, индивидуального.
     
     Публике широко известна музыка Свиридова к кинофильмам "Время, вперед!" (1965) и "Метель" (1974).
     
     Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту.
     
     Произведения Свиридова широко известны в нашей стране и за рубежом. Он одинаково легко писал и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.
     
     Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы ("Декабристы" на слова А. Пушкина и поэтов-декабристов, "Поэма памяти Сергея Есенина", "Патетическая оратория" по В. Маяковскому, "Пять песен о России" на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте ("Огоньки", "Раскинулось море широко"), в кино ("Воскресение", "Золотой теленок" и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Райкина, "Дон Сезар де Базан" и др.).
     
     

Читайте также:



©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004