ИСКАТЬ:
Вера Политика Общество Семья Наука Культура Война Экономика
Главная  >  Вера   >  История Русской Церкви   >  Политический фон крещения Руси
Политический фон крещения Руси (русско-византийские отношения в 986-989 годах)
Весной или летом 988 года шеститысячная армия русов прибыла в Константинополь. В битве при Хрисополисе, а также в битве при Абидосе 13 апреля 989 года она решила исход дела, и трон Василия был спасен.
А.А Поппэ

Опыт нового осмысления: доказательства
Ни Лев Диакон, ни автор Корсунской легенды не обращались к объяснению причин предпринятого Владимиром похода на Херсонес, хотя последний и имел в виду под таковой причиной особую роль провидения. Но каковы все-таки были действительные, так сказать, преходящие причины похода на Херсонес?
А.А Поппэ

Лихачев Д. С. Крещение Руси и государство Русь
Нет в советской исторической науке, посвященной Древней Руси, более значительного и вместе с тем наименее исследованного вопроса, чем вопрос о распространении христианства в первые века крещения.

Власть в Древней Руси. Истоки государственности у восточных славян
Дружина - буквально означает отряд воинов и происходит от слова друг, которое первоначально было очень близко слову товарищ, соратник. Видимо, князя и дружинников когда-то действительно связывали дружеские узы.
А.А Поппэ

Власть в Древней Руси. Город и село
Погостами первоначально назывались центральные поселки общинной территории, административно-податные центры и пункты, в которых велась торговля. Позже погосты становятся также религиозными центрами: там строились церкви и отводилось место для кладбищ.
А.А Поппэ

Власть в Древней Руси. Древнерусский город
Становление Древнерусского государства было теснейшим образом связано с процессом преобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей, окружавшего человека в Восточной Европе.
А.А Поппэ

Власть в Древней Руси. Древнерусское вече
Вече - один из самых известных и в то же время один из самых загадочных институтов Древней Руси. Все знают, что это орган русского “народоправства”. Но что касается реального наполнения данного термина в древнерусских источниках, то исследователи расходятся по целому ряду принципиальных вопросов.
А.А Поппэ

Власть в Древней Руси. Князь и дружина
Как уже отмечалось, князь и княжеская дружина, наряду с городским вечем олицетворяли собой важнейшие государственные институты Киевской Руси.
А.А Поппэ

Власть в Древней Руси. Численность и состав дружины
Несмотря на всю скудость источников по истории Древней Руси, они дают достаточные основания для того, чтобы определить, какова была численность дружины и из кого она состояла. Одним из самых ранних упоминаний о ч_и_с_л_е_н_н_о_с_т_и дружины русских князей является фрагмент из записок Ибн-Фадлана, который в 921-922 гг. в составе багдадского посольства совершил путешествие в земли волжских булгар.
А.А Поппэ

Власть в Древней Руси. Основания отношений между князем и дружиной
Современникам вопросы отношений между князем и дружиной были вполне ясны. Мы же можем составить представление о том, что лежало в их основе, какие вопросы князь решал с дружиной, как это происходило и т.п., только по случайным упоминаниям, сохранившимся в летописях.
А.А Поппэ

Власть в Древней Руси. Дань и полюдье
“Русскую дружину, как ее рисует “Повесть временных лет”, можно представить себе и своеобразной военной общиной, и своеобразным казачьим войском, возглавляемым атаманом. От общины идут отношения равенства, находящие внешнее выражение в дружинных пирах.
А.А Поппэ

Власть в Древней Руси. “Служебная организация”
Вернемся, однако к вопросу обеспечения князем своей дружины. Мы уже имели возможность упомянуть, что, так называемая служебная организация (слуги) князя кормила, поила, одевала и вооружала его дружинников, расходуя на это те средства, которые он вместе с дружиной добывал в военных походах, а также получал в качестве дани и полюдья.
А.А Поппэ

Древняя Русь. Общая характеристика
Синхроничность первых сведений о “пути из варяг в греки” с распространением норманнских погребений на территориях, заселенных восточными славянами, заставляет предположить, что возрастание роли нового торгового пути из Балтики в Черное море было как-то связано с активизацией в этом регионе варягов.
А.А Поппэ

Древняя Русь. Что такое государство?
Появление государственных структур связывается прежде всего с выполнением общественно значимых функций, “Сначала только в целях удовлетворения своих общественных интересов (например, на Востоке - орошение) и для защиты от внешних врагов”.
А.А Поппэ

Древняя Русь. Была ли Киевская Русь государством?
Видимо, нет, если брать за основу классическое “марксистское” определение. Во всяком случае полностью под них Киевская Русь не подходит.
А.А Поппэ

Древняя Русь. “Русская земля”
Жители Древней Руси достаточно четко делились на несколько этнических групп - с разной внешностью, языком, материальной и духовной культурой. При всей кажущейся близости они различались системами метрологии и словообразования, диалектными особенностями речи и излюбленными видами украшений, традициями и обрядами.
А.А Поппэ

Языческие традиции и христианство в Древней Руси. Некоторые общие вопросы изучения культуры
Миф - это не простая совокупность представлений, понятий и образов, а их взаимодействие, переплетение; его можно определить как текст (от лат. texo - ткань, плести, сплетать, составлять, переплетать, сочетать), дарующий откровение, объясняющий тайны окружающего мира.
А.А Поппэ

Языческие традиции и христианство в Древней Руси. Язычество
Тема славянского, (в частности восточнославянского) язычества в последнее время стала чрезвычайно популярной. Помимо собственно научного интереса ее актуальность обусловлена сегодня еще и иными факторами: многие политические течения (прежде всего “патриотические”, в том числе ультра-“патриотические”) пытаются эксплуатировать ее в своих целях.
А.А Поппэ

Языческие традиции и христианство в Древней Руси. Первые века христианства на Руси
Постоянные контакты с западными и южными соседями (прежде всего с Болгарией и Византией) не могли не затронуть и самую сокровенную сферу жизни общества - духовную. Одним из следствий этого, видимо, стало приобщение к письменной культуре.
А.А Поппэ

Языческие традиции и христианство в Древней Руси. “Третья” культура
Среди уже называвшихся переводных произведений, бытовавших в Древней Руси, обращает на себя внимание довольно большой пласт литературы, который невозможно считать христианской, поскольку официальная церковь ее не признавала, хотя и не отвергала полностью.
А.А Поппэ

Языческие традиции и христианство в Древней Руси. Проблема “двоеверия”
Принятие христианства и приобщение Древней Руси к западноевропейской книжной культуре не могло не породить проблемы взаимодействия языческой традиции и новых культурных приобретений.
А.А Поппэ

Обыденные представления древнерусского человека. Лекция 8
Даже столь отвлеченная, абстрактная характеристика, как количественная оценка чего бы то ни было, имела для древнерусского человека довольно ярко выраженное ценностное значение.
А.А Поппэ

Обыденные представления древнерусского человека. Лекция 8
В контексте культуры Древней Руси живая тварь, лишенная своего символического значения, противостоит стройному миропорядку и просто не существует в отрыве от своего значения.
А.А Поппэ

Обыденные представления древнерусского человека. Лекция 8
Коллективизм, присущий нашей духовной культуре, породил целый ряд черт, которые характеризуют русское общество с древнейших времен до сего дня.
А.А Поппэ

Заключение. Исторические судьбы Древней Руси
Дальнейшее развитие русских земель могло идти по любому из наметившихся путей, однако вторжение во второй трети XIII в. монгольских войск существенно изменило политическую ситуацию в стране.
А.А Поппэ

Фонд "Русская Цивилизация", 2004. 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004