ИСКАТЬ:
Вера Политика Общество Семья Наука Культура Война Экономика
Главная  >  Вера   >  История Русской Церкви   >  Православие в Восточной Сибири
Строительство церквей и часовен в Сибири в Восточной Сибири ( XVII в) Строительство церквей и часовен в Сибири в Восточной Сибири ( XVII в)


Церковное управление и приходское духовенство в Сибири в Восточной Сибири ( XVII в)
Все вновь построенные церкви Восточной Сибири вошли в состав Тобольской и Сибирской епархии, учрежденной в 1620г. К концу XVII в. она простиралась от Уральских гор до берегов Тихого океана и была самой обширной епархией русской православной церкви.

Монастыри Восточной Сибири ( XVII в)
Огромное значение для распространения православия в Восточной Сибири имели монастыри. В течение XVII в. в крае их было основано 14. За непродолжительный период они превратились в центры православия и крупные хозяйственные единицы.

Православие и сибирское общество в Сибири в Восточной Сибири ( XVII в)
Помимо удовлетворения духовно-религиозных потребностей, в церкви проводилось "торжественное объявление во всенародное известие" указов и распоряжений властей, совершалось приведение к присяге. Таким образом, приходской храм являлся своеобразным центром общественной жизни.

Изменения в церковном управлении в Сибири в Восточной Сибири ( XVIII в)
В начале XVIII в. территория Восточной Сибири по-прежнему входила в состав Тобольской митрополии, которая простиралась от Уральских гор до берегов Тихого океана, и являлась самой обширной епархией русской церкви.

Иркутские архиереи XVIII столетия
В течение XVIII столетия во главе Иркутской епархии сменилось пять архиереев. Четыре из них являлись выходцами из Малороссии.

Монастыри Восточной Сибири в XVIII в.
В 1725г. самостоятельных монастырей осталось 12, а число приписных увеличилось до 4. После реформы 1764г. их число сократилось, составив к концу XVIII в. 9. В Приенисейском крае осталось 3, в Якутии - 1, в Прибайкалье - 3 и в Забайкалье - 2.

Православные культовые сооружения в Сибири в Восточной Сибири ( XVIII в)
В Восточной Сибири в начале XVIII в. строительство часовен приобрело широкий размах. В документах того времени можно встретить описания организации часовенного строительства.

Формирование приходского духовенства в Сибири в Восточной Сибири ( XVIII в)
Увеличение количества церквей потребовало привлечения новых священнослужителей и причетников. При этом "иссяк" или стал малодоступным целый ряд источников, использовавшихся ранее для этой цели.

Деятельность приходского духовенства и его материальное положение в Сибири в Восточной Сибири ( XVIII в)
Условия церковного служения в Восточной Сибири существенно отличались от реалий Европейской России. Территориальные рамки прихода здесь были значительно больше, а поселения, входящие в его состав, часто разделялись десятками верст.

Духовные школы Восточной Сибири в Восточной Сибири ( XVIII в)
Столкнувшись с недостатком кадров и довольно слабым притоком духовенства из Европейской России, церковные власти решили позаботиться о подготовке приходского духовенства непосредственно в регионе.

Приходская организация и формы религиозного общения в Восточной Сибири ( XVIII в)
Значительные изменения произошли в XVIII в. в структуре и организации низшего административно-церковного округа - прихода.

Миссионерская деятельность в Восточной Сибири ( XVIII в)
В XVIII в. активизировалась миссионерская деятельность православной церкви в Восточной Сибири. Новый правительственный курс, требовал массовой христианизации коренного населения.

Старообрядчество в Восточной Сибири ( XVIII в)
Серьезные изменения произошли в XVIII в. в условиях бытования старообрядчества. Правительство смягчило свою позицию по отношению к нему.

Организация деятельности церкви в Восточной Сибири (1805-1860 гг.)
Территория Восточной Сибири и Дальнего Востока в церковном отношении была подчинена Иркутской епархии. В 1796г. к епархии присоединили владения Русской Америки — Алеутские острова и северо-западную часть Аляски.

Архиереи и подвижники православия в Восточной Сибири (1805-1860 гг.)
В Иркутске существовало предание о том, что владыка инкогнито принимал участие в финансировании городской больницы купца Чупалова, открытой в 1807г.

Храмостроительство в Восточной Сибири (1805-1860 гг.)
Как свидетельствуют факты, церкви в Сибири в подавляющем большинстве строились по инициативе жителей, нуждающихся в церковном окормлении.

Белое духовенство в Восточной Сибири (1805-1860 гг.)
Относительно надежные сведения о количестве клира Восточной Сибири имеются только для 1828г. Тогда числилось 20 протоиреев, 389 священников, 172 протодьякона, 319 дьяконов и 325 «прочих» (т.е. причетников). Всего 1225 человек.

Богослужения и проповедническая деятельность духовенства в Восточной Сибири (1805-1860 гг.)
Источники упоминают о позолоченных крестах, венчавших храмы Красноярска, Иркутска, Кяхты. Великолепием, богатством внутренней отделки и церковных принадлежностей блистали церкви богатых городов — Иркутска, Енисейска, Кяхты.

Духовное образование в Восточной Сибири (1805-1860 гг.)
В начале XIX в. окончательно складывается система духовного образования в России, состоявшая из четырех ступеней.

Народ и православие в Восточной Сибири (1805-1860 гг.)
К середине XIX в. русское духовенство стало обращать внимание на признаки кризиса церкви. Они проявлялись не только в существовании суеверий, следов языческих обычаев, внешнем благочестии «без внутреннего исправления жизни», но и в распространении атеизма.

Монастыри в Восточной Сибири (1805-1860 гг.)
При Николае I указом 1835г. монастырям отводились земельные участки площадью 100 и более десятин или взамен этого — денежные ассигнования, а в 1838г. монастыри получили право пользоваться лесными участками из казенных дач размером от 50 до 150 десятин.

Миссионерская деятельность в Восточной Сибири (1805-1860 гг.)
Знаменитый миссионер, ставший в конце жизни митрополитом Московским, Иннокентий Вениаминов, полагал, что миссионерами должны быть профессионалы, обладающие высокими нравственными качествами и способностями, бескорыстные и трудолюбивые.

Старообрядцы в Восточной Сибири (1805-1860 гг.)
Примерно 90% численности всех старообрядцев региона составляли семейские — крестьяне, которым разрешено было послиться в Сибири Екатериной II.

Основные черты истории православной церкви региона (1861-1917 гг)
Если в первой половине XIX в. православная церковь Восточной Сибири действовала в условиях относительной стабильности, то в последующие десятилетия общественная жизнь России становилась все более и более интенсивной и активной, что влияло и на судьбы церкви, которая все сильнее зависела от событий политической жизни.

Основные черты истории православной церкви региона (1861-1917 гг)
Реформы 60-70-х гг. XIX в. затронули и положение духовенства, причем именно правительство было инициатором этих изменений, диктовавшихся буржуазными преобразованиями, а высшее церковные иерархи этих реформ не желали.

Организация деятельности церкви (1861-1917 гг)
В 1860-х гг. произошли существенные изменения в управлении сибирскими церквями, положении духовенства как сословия, а в последующие десятилетия появилось немало новшеств в условиях функционирования православия и его формах.

Архиереи и подвижники церкви (1861-1917 гг) Архиереи и подвижники церкви (1861-1917 гг)


Храмостроительство (1861-1917 гг)
В 1865г. Синод передал право разрешения на строительство часовен местным архиереям. Проекты церквей следовало согласовывать со строительными комитетами губерний. В городах увеличивалось число домовых церквей (не имевших специального здания).

Белое духовенство (1861-1917 гг)
Обзор состояния клира начнем со статических характеристик. Сопоставим число церквей с числом трудившегося в них причта.

Богослужения и проповедническая деятельность духовенства (1861-1917 гг)
Появляется традиция чаще читать проповеди в соборах, привлекая не только священников данного храма, но и из других церквей. Кое-где даже стали в начале года печатать «расписания» на произношение проповедей в течение года.

Духовное образование  (1861-1917 гг) Духовное образование (1861-1917 гг)


Народ и Православие (1861-1917 гг) Народ и Православие (1861-1917 гг)


Монастыри (1861-1917 гг) Монастыри (1861-1917 гг)


Миссионерская деятельность (1861-1917 гг)
В 1860-х гг. была предпринята попытка объединить миссионеров русской церкви и активизировать их усилия. С этой целью в 1865г. создается Православное миссионерское общество (ПМО), возглавляемое первоначально императрицей, с центром в Петербурге.

Старообрядцы в Восточной Сибири (1861-1917 годы)
С конца 1859г. администрация Восточной Сибири приняла оригинальное и весьма продуманное решение: использовать для заселения Приамурья старообрядцев своего региона.

Заключение
Влияние православия на жизнь народов Восточной Сибири было многообразным. Не только крещеные представители коренных народов, но также шаманисты нередко включали в пантеон святых Николая Угодника, Иннокентия Кульчицкого, посещали христианские церкви.

Фонд "Русская Цивилизация", 2004. 
©  Фонд "Русская Цивилизация", 2004